Автор: Юрий Тавровский
ДВУХЭТАЖНАЯ ЯПОНИЯ: Две тысячи дней на Японских
островах
И снова восходит солнце над Фудзиямой, такой же
единственной и неповторимой для японцев, как Волга для русских, Ниагарский
водопад для американцев и канадцев, а гора Тайшань для китайцев. Единственна и
неповторима сама Япония, как неповторима любая другая часть разноликой мозаики
стран нашей планеты.
Почему эта книга названа «Двухэтажная Япония»? Уж не
собирается ли автор привлечь внимание только к «глубинке» и обойти ту Японию,
которую олицетворяют рвущиеся ввысь небоскребы, устремленные только вперед железнодорожные
экспрессы, полюбившиеся всему миру надежные и удобные автомобили? Напротив,
этим и иным символам «японского чуда» уделено в книге должное внимание и
уважение. А почему тогда «двухэтажная»?
Прежде всего потому, что именно таким было первое
впечатление от страны, чьи города и деревни, зачастую сливаясь друг с другом,
заполнены именно двухэтажными строениями. Почерневшие от времени деревенские дома
под черепичными крышами. Городские двухэтажки, бесконечными волнами
подступающие к многоэтажным «островам» деловых центров. Они по-прежнему
определяют архитектурный облик Японии, как бы олицетворяя стабильность уклада
жизни, преемственность поколений.
Впечатление о «двухэтажности» укрепилось и после двух
тысяч дней работы в стране, поездок по ее устрашающе огромным главным городам,
уютным провинциальным городкам, аккуратным, но все заметнее ветшающим деревням.
«Двухэтажность» — это очевидный разрыв в уровне
развития между Хонсю, главным из четырех самых больших Японских островов, и
тремя остальными: Хоккайдо, Сикоку и Кюсю. Это процветание самых крупных индустриальных
центров — Токио, Осаки, Нагоя на фоне нарастания проблем остальных городов и
районов того же Хонсю.
«Двухэтажность» — это продолжающийся отток в города
жителей принесенной в жертву «экспортной стратегии» промышленников деревни,
которая не способна более прокормить Японию, ставшую крупнейшим в мире покупателем
сельскохозяйственных продуктов. Это — восхищение каждым цветком, деревцем,
источником или рощей, уживающееся с умертвлением ядовитыми отходами воздуха,
воды и почвы.
«Двухэтажность» — это бросающаяся в глаза разница
между оснащенными роботами и компьютерами крупными предприятиями и работающими
на них средними и мелкими заводами, персонал которых трудится дольше и тяжелее,
а зарабатывает меньше. Это — разница в положении охваченной профсоюзным
движением рабочей верхушки, составляющей чуть больше четверти трудящихся, и
остальной массой, на которую гораздо реже распространяются блага, даруемые
японским менеджментом. Это — и степень эксплуатации даже привилегированной
части трудящихся, только недавно начавшей знакомиться с пятидневной рабочей
неделей, все еще не имеющей полноценного оплачиваемого отпуска, отдающей работе
ежегодно в среднем 2170 часов по сравнению с 1920 часами в США и 1660 часами в
ФРГ.
«Двухэтажность» — это, наконец, то ненормальное
положение, при котором японские капиталы текут на стимулирование американской
экономики, хотя сама Япония страдает от недостатка средств на строительство
современного жилья, финансирование программ просвещения, здравоохранения и
социального обеспечения.
Задумав нарисовать панораму «двухэтажной Японии»,
автор много путешествовал. Но и шести лет оказалось мало, чтобы побывать во
всех 47 префектурах, во всех знаменитых уголках Страны восходящего солнца,
составляющей лишь 0,3 % земной суши (372 тыс. км2).
В своем повествовании автор стремился не просто
«сфотографировать» Японию 80-х годов XX в., но еще и показать ее связь с
прошлым, без опоры на которое сегодняшняя страна не смогла бы так уверенно
шагать на собственных ногах. Постоянно обращаясь к временам минувшим, японцы
все чаще думают о будущем. Вот почему нельзя было обойти вниманием склонность к
долгосрочным планам, присущую каждой семье, руководителям предприятий, министерств,
государства.
Япония собирается одной из первых ворваться в
XXI в. С желанием расширить представления о соседней державе, помочь
почерпнуть из ее опыта самое интересное автор представляет эту книгу очерков
читателю.
|