Празднества
и благодарность святому покровителю
Яркость испанских фиест потрясает так же сильно, как и
их несметное количество. В среднем каждые две минуты в каком-нибудь уголке
страны отмечают народный праздник, который легко и непринужденно может длиться
до двух недель. Поэтому одновременно празднуется бесконечно много фиест. Повод
для праздника найдется всегда, и порой он вовсе не связан с Пасхой, Троицей или
Рождеством, также как и с выражением благодарности за урожай, солнцестоянием
или равноденствием.
Самые распространенные праздники — это праздники в
честь святых покровителей, поскольку именно они питают народную веру.
Представьте себе, что каждый регион, город и деревушка, подобная вышеупомянутой
Муриете, каждый университет и даже его отдельные факультеты имеют своих святых
покровителей. Это может быть Святой Педро, Святая Анна или Святой Себастьян.
Помимо классических святых количество santas и santos местного значения почти безгранично. В честь этих
святых названы целые города и деревни. Так, например, в разных местах Испании
почитают Святого Доминго, но только не путаете его с основателем Ордена
доминиканцев. Святого Доминго де ла Калсада из Риохи почитают как покровителя
строительства дорог и мостов, а Святого Доминго де Силоса из Кастилии как
аббата древнего бенедиктинского монастыря. А основателем Ордена доминиканцев
является испанский монах Святой Доминго де Гусман.
Праздники в честь святых покровителей призваны
выразить благодарность и уважение. Каждый чувствует, что у него есть
заступник, поэтому во время фиесты обращает свои молитвы к тому или иному
святому. А как сочетать религиозные чувства с чередой свободных от работы
дней, наполненных музыкой, традиционными танцами, гастрономическими изысками и
чрезмерным употреблением вина? У фиесты есть свои законы. К развлечениям
фиесты относят спортивные соревнования, например, подъем камней и расщепление
стволов деревьев (см. главу «Обычаи и традиции фиесты в Стране Басков»), а также
гребные гонки. Также к традиционным увеселениям в этот период относятся
ярмарки, подобные средневековым, выступления акробатов, например, сооружение
человеческой пирамиды (см. главы «Обычаи и традиции фиесты в Каталонии»),
концерты на площади, конный парад и парад возниц, фейерверки, шествия сgigantesу cabezudos —
большеголовыми куклами, — а также народные забавы с быками. К последним
относятся encierro, когда люди спасаются от
быков, бегущих по улицам города от загона до арены для боя или огороженной
площади, capeas — бои тореадоров-любителей
с молодыми бычками на ринге и vaquillas - бои
с полуторагодовалыми бычками для всех желающих, распространенные на Канарских
островах и в Леоне.
Куклы с
гигантскими головами
Праздничные шествия с большеголовыми куклами известны
со времен Средневековья. Чтобы ответить на вопрос о возникновении gigantes — кукол-гигантов, обращаются к греческой и кельтской
культуре. Куклы, достигающие 4
м в высоту и весящие около 60 кг, изготавливаются из
дерева, картона и ткани. Чаще всего они символизируют правителей различных
континентов. Так, например, куклы «король Европы» или «королева Африки»
маршируют по улицам города к радости местных детей. Жизнь этих кукол зависит
от деревянных наплечных носилок, на которых они укреплены, и мускулистого
носильщика, который подбой барабанов и звуки флейты, танцуя, движется по
кругу, а в конце склоняется вместе со своей куклой перед собравшимся народом.
Менее тяжелых карликов — кабесудо (cabezudos) или enanos —
носильщики несут на своих головах, надевая маскарадную маску-голову. Эти куклы
изображают представителей городских властей, которые, согласно своим
должностям, шествуют в иерархическом порядке. Другие куклы представляют собой
военных и, размахивая резиновой дубинкой, гоняются за детьми. Большая потеха наблюдать
за таким толстощеким охотником с громадными зубами, бородавками и выпученными
глазами, который при выборе мистера Espana
вряд ли имел бы шансы на победу. Они словно хотят сказать: «Эй, Создатель, что
ж ты сотворил меня таким ужасным!», ведь сказано в Ветхом Завете: «И сотворил
Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Подобная
праздничная шалость не понравилась королю Испании Карлу III, и в 1780 году
выступления enanos и gigantes были запрещены.
Но для испанца запреты существуют в первую очередь для
того, чтобы их нарушать - именно поэтому гиганты и карлики вновь вернулись на
улицы и площади Испании.
|