Яркие
события религиозного характера
Хотя испанская религиозность в начале XXI в. заметно
ослабела, и скамьи в церквях нередко пустуют, но череда праздников в честь
святых покровителей не иссякает. Изображения святых проносят на плечах сквозь
толпу верующих или провозят по морю на лодках, чаще всего по кругу, этот
ритуал распространен на побережье 16 июля в день Святой Девы Кармен, покровительницы
моряков. Во время таких морских процессий — procesiones maritimas
— почитают святых заступников рыбаков и мореплавателей, все моряки чистят и
украшают корабли и лодки. Молитва Святой Деве Марии Кармен будет хранить
моряков и рыбаков в море и поможет получить богатый улов.
Процессия в честь Девы Марии с факелами и свечами
проходит 16 июля в Фуэнгироле (Андалусия) или 4 августа в честь «Белой Девы» в
столице Страны Басков Витории и служит для достижения special effects.
Будь то Успение Богоматери (15 августа), Рождество
Богоматери (8 сентября) или Праздник непорочного зачатия Девы Марии (8
декабря): все эти даты являются крупными религиозными событиями и праздниками в
Испании, а апогеем этих праздников становится ежегодная процессия в честь Девы
Марии. В связи с днем Успения Богоматери в Бильбао и Валь-ядолиде устраивают
пышные праздники в честь святых покровителей, в то время как в одном из горных
каталонских монастырей Монтсеррат монахи-бенедиктинцы устраивают ярмарку и
проводятся официальные выступления певчих.
Почитая Деву Марию, испанцы не забывают и о нечистой
силе! Во время праздника на площади перед церковью в местечке Тихарафе в Ла
Палма на Канарских островах внезапно появляется Дьявол. В ночь на 8 сентября он
тоже является в костюме двуногого «огненного быка», правда одетый в этот костюм
человек должен нести на себе спрятанное пиротехническое оборудование весом в 38 кг. Наряженные в такие
костюмы добровольцы выступают с петардами на голове, а после явления
«огненного быка», все танцуют des danza del diablo — «танец дьявола». Публика
обычно сильно увлечена этим эффектным зрелищем, от гуляющих летят искры в
буквальном смысле слова. Но все заканчивается достаточно быстро — короткий
феерический фейерверк из более, чем 500 петард, шутих и ракет, - и праздник
подходит к концу...
Веселье и
радость повсюду
Религиозное рвение побуждает испанцев совершать все
мыслимые и немыслимые обеты, обряды и паломничества (romerias) к отдаленным храмам (santuarios) и скитам (ermitas).
Впрочем, паломники не отказывают себе при этом в изысканных удовольствиях!
После успешного подъема к той или иной церкви испанцы с наслаждением отдают
дань вкусной пище, потом извлекают кожаную фляжку с вином и большие глиняные
кружки (рог-rones), и Святую Деву окутывает
аромат поджаренных сардин, похлебки и колбасы с паприкой.
Испокон веков фиеста не обходилась без
продолжительного застолья. Как, например, Праздник ветчины (Feria do Jamon), который проводится 15 августа
в местечке Ла-Каниса (Галисия), Праздник риса, который празднуют во второе
воскресение сентября в Суэке (Валенсия), а также Фестиваль чорисо (Festival del Chorizo), который проходит в
середине сентября в городке Баньос-де-Рио-Тобиа (Риоха) или Праздник даров
моря
Праздник вина в Логроньо включает в себя «топтание
вино; рала» (Fiesta do Marisco) — во второе воскресенье октября в местечке
О-Грове (Галисия).
На празднике вина всегда весело, что не в последнюю
очередь связано с чудесным напитком, которому он посвящен. Самые известные
праздники вина: праздник вина Албарино (Fiesta do Vino Albarino)
проходит в первое воскресенье августа в Камбадосе (Галисия), Праздник сбора
винограда (Fiesta de la Vendimia) в середине августа в Хумилье (Мурсия) и 24 сентября
в Херес-де-ла-Фронтера (Андалусия).
Для винодельческой области Риоха сок виноградной лозы
имеет особое значение, это можно наблюдать как в повседневной жизни, так и на
празднике в честь Святого Матео (Fiesta de San Mateo) в
столице этой провинции Логроньо. Когда виноград созревает и становится темно-красного
или сочно-зеленого цвета, значит, пришло время для pisado de la uva, что
буквально значит «топтания винограда ногами», оно начинается 21 сентября в центре
города и знаменует официальное начало сбора винограда. На праздничном параде
дети, представляющие винодельческие общины Риохи, несут корзинки с первыми виноградными
гроздьями, собранными в этом году. Виноград высыпают в большой деревянный чан,
стоящий на сцене, и вызывают двух крепких парней для «топтания винограда ногами»
— т.н. Братьев Урдиалес. Десятилетиями они выжимают сок из винограда нового
урожая, превращая в кашу ароматные грозди. Братья Урдиалес поднимаются на
сцену, снимают свою красно-белую пеньковую обувь, подворачивают штанины,
залезают в чан, кладут руки друг другу на плечи и начинают «топтать виноград».
Они движутся медленно и монотонно, - ведь «топтание
винограда» вовсе не легкое дело! - но ритмично, под музыку, раздающуюся из
городской капеллы. Под ступнями братьев что-то лопается, чавкает и чмокает. Тут
любому не испанцу в голову невольно приходит мысль: «Хорошо, что потом никому
не придется это пить!». Через пару минут подают сигнал об окончании «топтания».
Братья хорошо поработали, и теперь сцена свободна для выступлений официальных
лиц, как светских, так и церковных. Губернатор Риохи наполняет вином этого
урожая две больших пузатых кружки, а епископ благословляет молодое вино. Эти
кружки с вином подносят в дар Деве Вальванерской (Virgen de Valvanera), к украшенному цветами изображению святой покровительницы
Риохи. После чего толпа издает приветственный возглас, затем следуют традиционные
танцы и посещение ближайшего винного бара.
|