Риоха:
познакомьтесь с бегунами на ходулях и таинственными любителями самобичевания
«Топтание винограда ногами» в Логроньо - это лишь
крошечное звено в веренице праздников, проходящих в Риохе. Кроме «винной
битвы», которая устраивается 29 июня в винодельческом городке Аро, существует
и много других колоритных праздников: весенний праздник «Шествие дев» в Сорсано
в третье воскресенье мая, что напоминает о давних временах, когда мавры уводили
христианских девушек в рабство; «ходьба на ходулях» в Ангиано 22 июля и в
последнюю субботу сентября, во время этого праздника устраивается головокружительная
danzas de los zancos - «пляска на ходулях», самое трудное - спуск с
каменной лестницы; «битва розовых вин» - праздник, который начали регулярно
устраивать 25 июля с начала 1980-х годов в Сан-Асенсио; в середине августа на
празднике в честь святого покровителя в Альфаро проводят ритуал сожжения
«публичного мужчины» и «публичной женщины», которых символизируют тряпичные и
соломенные куклы; «дымное шествие» устраивают в последнее воскресенье ноября в
Ар-недильо, когда сжигают горные травы, чей аромат напоминает об эпидемии чумы
и успешной победе над ней.
Особое значение имеет пасхальное шествие бичующих себя
людей в Сан-Висенте-де-ла-Сонсьерра, в безлюдном местечке, расположенном
восточ. нее Аро. Вечером Святого четверга и в обед в Страстную пятницу две зловещих
процессии отправляются в путь. Фигуры в белых туниках до колен с лицами,
закрытыми капюшонами, некоторые босиком, с гремящими костяными цепями на
щиколотках. В сопровождении женщин одетых во все черное подобно Деве Марии и
учеников местного Святого братства Вера-Крус, disciplinantes (буквально «бичующиеся»), отправляются на свою Голгофу.
Через какое-то время участники процессии обнажают
спины, берутся за кнуты и начинают милую их сердцу пытку. Слышно только, как
кнуты со свистом рассекают воздух и с шумом опускаются на спину. Скоро кнуты
пропитаются потом, и с каждым ударом будут становиться все тяжелее и тяжелее,
- это усилит боль, а одетые как Дева Мария женщины вокруг начнут монотонные,
мрачные песнопения. Под тяжелыми ударами плоть флагеллантов распухает, на глазах
зрителей и сопровождающих процессию учеников святого братства белая кожа на
спинах превратится в лилово-красную, налитую кровью. Это и есть «требуемая кондиция»,
плоть вздувается и распухает, теперь ученики подают знак местному врачу. Он
быстро подходит, вынимает из саквояжа специальные стеклянные иголки и вонзает
их в кожу страдальцев. Вздутие лопается, размягчается и течет кровь. От такого
трудно получить удовольствие, но при виде этой картины становится ясно, почему
флагеллантов из Сан-Висенте-де-ла-Сонсьерра называют picaos, дословно «проколотые». Они наносят себе пару завершающих
ударов, потом тщательно промокают раны и набрасывают на спину легкую накидку,
прохладное прикосновение которой смягчает боль. Ритуал, уходящий корнями в
Средневековье, подходит к концу.
Его смысл — покаяние и демонстрация богобоязненности.
Основные условия для участия в процессии достижение совершеннолетия и благочестивый
образ жизни. Если священник имеет какие-либо сомнения в благочестии кандидата,
он может наложить на него специальные испытания, которые должны продемонстрировать
крепость его веры...
Хотя всем хорошо известны победители в войне христиан
с маврами, в Испании из года в год разыгрывается бескровная битва «Мавры и
христиане» (Morasу Cristianos). На протяжении столетий после Реконкисты мавры и христиане
маршируют, выстроившись друг против друга с враждебными гримасами, и угощают
врагов vino. Подогретое вином праздничное настроение смягчает
кровавую жестокость, с которой испанцы нападают на мнимых «христиан», ведя
войну с «неверными», смягчает и трагический исход таких битв. Вспоминают
ущелье Деспеньяперрос или ущелье «сброшенных собак» на севере в провинции Хаэн,
где испанцы в 1212 году после победы в битве при Лас-Навас-де-Толоса предали
смерти всех побежденных мавров...
Документально подтверждено, что в Испании в течение
года проводится более ста пятидесяти празднеств «Moros у Cristianos». Они
проходят в виде парадов, шествий часто в форме театрализованного представления
с использованием петард и фейерверков, с танцами, песнями и дуэлями на
ненастоящих мечах. Таким ежегодным представлением начинается январь в местечке
Вальверде-де-Хукар, в конце декабря подобное празднество устраивают в провинции
Аликанте. Mows у Cristianos — это игра «ковбои против индейцев», только
по-испански - масштабная военная игра для взрослых. Особенно пышно это театрализованное
представление проходит в день Святого Георгия, 23 апреля, в местечке Алькои.
Парадокс состоит в том, что потомки испанцев, объявивших жестокие гонения на
мусульман, впоследствии стали наряжаться роскошные мантии и ниспадающие
накидки, мавританские шаровары и тюрбаны, чтобы порадовать публику. Позднее в
представлении стал «участвовать» и Святой Георг. Речь не идет об исторически
достоверном освещении событий, главное в этой игре — получить удовольствие от
стоящего в воздухе дыма и сотрясающих все вокруг холостых выстрелов, громкой
музыки и ярких, карнавальных нарядов, барабанной дроби и — одно из самых
главных удовольствий — почувствовать себя частью одной из противоборствующих
групп (fllas). Без подобного духовного покаяния, называемого penas, трудно представить себе фиесту, устроенную в честь
святого покровителя.
|