Фиесты, о которых
спорят
Вопрос о победе христиан и поражении мавров со времен
Реконкисты в Гранаде рассматривается неоднозначно. С 1980-х годов возникло негативное
отношение к ежегодному Празднику завоевания (Fiesta de la Тота), проводимому 2 января, которая напоминает о
падении Гранады, последнего оплота мавров на испанской земле. В 1492 году
Гранада была повержена, христианский король со своим войском вошел в город и
выдал пленных мусульман наместнику Боабдилу (Мухаммад X). Тот, глубоко вздыхая,
должен был покинуть свой любимый город, сдерживая слезы и выслушивая
негодующие крики от соотечественников, в том числе и от собственной матери,
которая воскликнула: «Что плачешь ты как женщина о городе, когда не смог
защитить его как мужчина!»
Изгнание иноверцев — не повод для праздника, как
считают противники фиесты в Гранаде, в число которых входит обширная группа
интеллигенции, в том числе и писатель Антонио Гала. Эти энтузиастам удалось
вызвать отклик общественности. Ведь изгнанные в Средние века мавры оставили в
Гранаде после себя великое произведение искусства, ставшее культурно-историческим
памятником, и сделавшее знаменитым не только город, но и все государство.
Протест против фиесты со стороны испанцев — достаточно редкое явление, тем
более что критический анализ собственной истории не относится к сильным
сторонам испанского народа.
Другая проблема произошла во время проведения двух
исторических костюмированных парадов в Стране Басков. Оба праздника посвящены
двум историческим победам над французской армией: Alarde de San Marcial
30 июня в Ируне и Alarde de Armas 8
сентября в Ондаррибии. Конфликт, который разгорелся в этих населенных пунктах,
расположенных всего в нескольких километрах друг от друга, состоит в том, что
женщины настаивают на своем праве участвовать в парадах, что «крутым мачо»
совсем не по душе! Женщины из Ируна и Ондаррибии в середине 1990-х гг.
выдвинули требование о равноправии при участии в костюмированных исторических
парадах, что закончилось скандалом в день фиесты. Противники и сторонники
женщин дошли в своем споре до самых высших судебных инстанций. Убийственный
аргумент мужчин: в конце концов, это мы победили французов, а не женщины. Но,
несмотря на этот аргумент, судья не мог лишить женщин такого права, как участие
в военном параде, хотя предрассудки в обществе еще достаточно сильны. В
результате парад во время фиесты в Ируне проходит по двум сценариям: один
ориентирован на проведение «смешанного» парада, а другой — «чисто мужского»
традиционного шествия. Вопрос до сих пор остается открытым...
|