Мир фламенко
Где действительно нет и намека на дискриминацию, так
это в танце фламенко, который равнозначно удовлетворяет потребность в
самовыражении как мужчин, так и женщин. Различают танец (baile), пение (cante) и
игру на гитаре (toque) и приписывают фламенко
способность передавать самые глубокие чувства, которые воспроизводят танцоры — bailaores и bailaoras.
Именно с эмоциями и связано эстетическое удовольствие, получаемое зрителями от
этого танца. Хотя сами танцоры не слишком акцентируют внимание на эмоциях, а
танцуют, делая паузы, из которых и рождается драматическое напряжение, а во
время этих пауз они прислушиваются к своей душе. По словам специалиста по
истории и эстетике фламенко, Ана Вольардт, различают более чем три дюжины типов
этого танца. Фламенко может быть разным: от грустного и плавного стиля со-леа (soled), экспрессивного сигирийа (siguiriya), серьезного и драматического тона (tona) до радостного, искрящегося алегриа (alegria). «Когда я пою, то чувствую кровь на губах», —
цитирует Вольардт в своей книге о фламенко певицу 77а Anica la Pirinaca. Хотелось бы подчеркнуть, что фламенко словно течет
из души, особенно при т.н. канте хондо (cante jondo),
буквально — «глубинное пение». Это древнейшая эмоциональная и духовная основа
фламенко.
Столетия фламенко был тесно связан с цыганской
культурой (gitanos) и соединил в себе
традиции трех континентов: слияние азиатской прародины gitanos, влияние мавров и евреев, принесших свои музыкальные
и культурные обычаи в Западную Европу, и создавших предпосылки для
возникновения и развития фламенко на юго-западе Европы в Андалусии. Здесь было
смешанное население — христиане, мавры, евреи, и большое количество осевших в
этой провинции цыган.
Евреи и цыгане в определенный момент истории по тем
или иным причинам утратили свою родину и были вынуждены приспосабливаться к
новым условиям жизни, принять чужую веру, забыть любимые традиции, слиться с
другой культурой. Позднее мавры также оказались угнетаемым меньшинством.
Музыка этих народов стала скрытым протестом против несправедливости, жалобой на
судьбу, в их песнях говорилось о мрачной жизненной реальности. Так фламенко
стал самобытной формой испанской музыки.
Фламенко — это больше чем музыка. Это целое
мировоззрение, отношение к жизни. Будь то в Севилье, Кадисе или в
Херес-де-ла-Фронтера. Сначала фламенко существовал исключительно как пение (cante), которое сопровождалось щелчками пальцев, хлопками
или ударами палочек. Позднее возникли baile и toque. Для фламенко большое значение имеет импровизация.
В XIX веке фламенко распространился за пределы
отдельных этнических или социальных групп и, благодаря любопытству payos, (так называли деревенских жителей не цыган), стал
популярным в обществе и приобрел коммерческий характер. Таким образом,
появились первые cafes сап-tantes — кафешантаны, где танцевали фламенко. С тех пор
традиции фламенко бесконечно менялись и получили развитие в самых разных направлениях.
От авангардных фантазий под театральную или псевдонародную музыку на оперной
сцене до лубочной безвкусицы с обязательными сомбреро с широкими полями, пестрыми
платьями с воланами, ярким цветком в волосах и гитарной поп-музыки в стиле «Gypsy Kings*.
Правильно или неправильно, истинно или ложно? Как определить то, что «истинно»
для фламенко? С другой стороны, не обогатились ли, напротив, тенденции этого
танца благодаря его популярности? И все-таки сторонники чистоты традиций
полагают: следует опасаться всего, что выходит за привычные узкие рамки старых
традиций фламенко (juerga).
Фламенко является одним из самых любимых зрелиш
фиесты, однако наряду с ним гуляющим демонстрируют различные другие шоу, создающие
праздничное настроение. В большинстве таблао (tablao) — площадка для танцев в ресторане, иногда так
называют сам ресторан, где имеется такая площадка. Не все подобные шоу похожи
друг на друга: некоторые tablaos
представляют зрителям феерические и экзотические шоу с наряженными в костюмы
актерами, привлекающие посетителей словами «Первый напиток — бесплатно!» или
«Заказ можно не делать!».
В Испании также проводятся фестивали фламенко: поздней
весной в Гранаде устраивают старейший в стране фестиваль фламенко; в сентябре
Фестиваль мастеров песенного жанра (Festival del Cante Grande) в
Ронде; также в сентябре Празднество булериа (Fiesta de la Buleria) в Херес-де-ла-Фронтера; по четным годам ранней
осенью проводится Фламенко-биенннале (Flamenco-Biennale) в
Севилье.
|