Танцоры в
юбочках и вязаных колготах
Помимо фламенко существует бессчетное количество
испанских народных танцев, будь то традиционные танцы (danzas sociales)
или древние ритуальные танцы (danzas
rituales). Эти танцы представляют собой богатый материал для
исследователей этнической музыки. По всей стране жители множества городов и
селений бережно относятся к своему неповторимому фольклорному наследию, храня
его местный колорит. С танцевальными ритмами у испанцев связаны не только
характерные музыкальные инструменты, но и различные аксессуары для танцев.
Например, ленты для танцев с лентами (danzas de cintas) в Риохе и Галисии, специальные палочки для
палатеадо или танцев с палочками (paloteados или danzas de palos) в Кастилии—Ла-Манче,
Наварре и Валенсии, и картонные лошадки для танцев с конями (danzas de caballetes) в Каталонии и на
Майорке и аксессуаров для танцев с пиками (danzas de las lanzas) в
Кантабрии и танцев с саблями (danzas
de espadas)
в андалузских деревеньках, например, Обехо. Эти танцы выглядят так: танцующие
двигаются с пиками, саблями или длинными лентами в руках вокруг стоящего в
центре столба, наносят друг другу символические удары полуметровыми палочками
или скачут в такт музыке на своих деревянных или картонных конях. Подобные
танцы с конями популярны по всей Испании от Северного побережья до Эстре-мадуры
и даже на Канарских островах. В качестве аксессуаров для народных танцев
иногда используют маски и наводящие ужас костюмы, как например, для танца дьявола
(baile del demonio), длящегося на протяжении
всего дня Святого Антония в таких местечках на Мальорке, как Арта и Манакор.
Эти танцы напоминают о дьявольских искушениях, с которыми должен был бороться
Святой Антоний.
Несмотря на то, что танцовщицы часто производят более
сильное впечатление, чем их партнеры, определяющими в танце как у женщин, так
и у мужчин являются выразительные движения пальцев и кистей рук. Это можно
проследить на примере севильянас и хота - веселых народных танцев из Арагона,
испытавших влияние фламенко.
Иногда танцоры обладают, по мнению иностранцев,
некоторыми гротескными чертами. В своих белоснежных юбочках и пестрых
вязаных колготах танцоры из небольшого местечка Лагуна-де-Негрильос в провинции
Кастилия-Леон кажутся приезжим людям «сборищем шутов». Точно также танцоры из
Арконес (провинция Сеговия) выглядят так, словно участники какого-то диковинного
Парада любви. Откуда возникла традиция заимствования мужчинами некоторых черт
и аксессуаров «слабого пола»? Существует масса объяснений: например, связь с
древней традицией почитания женского божества, влияние карнавалов или просто
отголоски простых крестьянских обычаев - в Средние века мужчины, работающие в
полях и на огородах во многих областях Испании, надевали «накладную юбку»,
чтобы сохранить свою одежду чистой и сухой.
|