Каждый испанский город, деревня или община по-своему
видит образ Девы Марии, придает ему черты и значение, характерное для данной
местности. Где-то это Дева Мария, изображение которой можно увидеть в яблоне,
где-то — Дева Мария, сидящая на мосту. Наличие местного культа дает испанцам
повод гордиться той местностью, где они родились и живут, (см. раздел «Повседневная
жизнь испанцев — от "А" до "Я"»). Немецкий истории религии
Карл Браун писал: «Мадонны в Испании — это величины местного значения. Чудесная
сила, приписываемая им, проникает в сознание верующих и придает образу Мадонны
близкие и понятные каждому живые черты. Когда изображение Девы Марии вносят в
город, о ней говорят: "Святая Дева прибыла в город", а когда ее изображение
во время службы украшают разными одеяниями, говорят: "Святая Дева
одевается в разные цвета". Эти выражения употребляют повсеместно в
Испании, что позволяет верующим смотреть на Деву Марию как на самостоятельную
личность. Так подчеркивается ее ценность для каждой отдельной местности. Деяния
и намерения Мадонны одной местности, не обязательно совпадают с деяниями и
намерениями Мадонны другой местности».
Такой образ мыслей усиливает т.н. народную веру,
которая основана не только на безусловной набожности, языческие обычаи тоже
играют большую роль. Образ Девы Марии нередко вплетался в фольклор, и побуждает
людей к участию в шествиях и паломничествах. Лучше всего это могли бы объяснить
те, кто, не являясь ревностными католиками, неизменно принимают участие в подобных
мероприятиях. Для Испании характерно разделение между религиозными действиями и
принадлежностью к той или иной церкви.
Страна
величественных церквей и монастырей
«Давайте построим церковь, такую огромную, чтобы
каждый, кто увидел ее, принимал нас за чудотворцев». Сказано — сделано! Высшие
церковные иерархи в Севилье воплотили в жизнь эту идею. Решение о строительстве
грандиозного храма было принято в чудесный июльский день 1401 года. Так, один
из самых значительных храмов христианского мира вырос в XVI веке на руинах
мечети. Этот оплот христианской веры появился в центре Старой Севильи. Собор в
столице Андалусии превосходят лишь собор Святого Петра в Риме и собор Святого
Павла в Лондоне. Севильский собор, как и собор в Бургосе, аббатство ордена цистерцианцев
в Поблете и монастырь Сан-Мильян-де-ла-Коголья, находятся под охраной ЮНЕСКО.
Жизнь под знаком Креста — это типично для Espana. Здесь никогда ничего не жалели для демонстрации
церковной власти и могущества. Церковная верхушка бесцеремонно использовала в
собственных интересах тесные связи с государством, тратила средства из королевской
казны, стремясь укрепить свой престиж. Поч i п в каждой деревне была построена церковь, в каждой
церкви — великолепная часовня. В одном только Бургосе более 50 монастырей,
около 1500 церквей, а также множество часовен и скитов.
По-настоящему страна разбогатела после того, как
Колумб открыл Америку, и золото Нового Света потекло в Испанию. Кому было
интересно, что индейцы сотнями тысячами умирали на южноамериканских рудниках,
например, знаменитых боливийских серебряных приисках в Потоси? Ставное, процветал
бесплатный импорт, и церковь могла позволить себе дорогостоящие постройки. В
это время был построен потрясающий алтарь в картезианском монастыре Мирафлорес
в Бургосе, этот алтарь был покрыт золотом, прибывшим из колоний.
Несмотря на величие и богатство церкви и давние
традиции, вера в Испании третьего тысячелетия покачнулась. То, что было
достигнуто усилиями Великой Инквизиции, в частности такими ее деятелями как
Святой Доминик (1170—1221) и Святой Игнатий Лойола (1491—1556), оказалось
практически утрачено, сегодня во время мессы во многих церквях Испании пустует
не мало мест. Действительно, ревностных католиков в Испании стало меньше, чем
в прошлые века, и усилия церкви не приносят желанных результатов.
Однако, многие люди по-прежнему участвует в
паломничествах, почитают святых и особенно Деву Марию (см. раздел «Фиеста -
Обычаи - Традиции»). В мире теологии и теософии испанский священник Хосе-Мария
Эс-крива де Балагер (Josemaria Escrivd de Balaguer)
является неколебимым бастионом консерватизма. Не менее удивительно и то, что и
сегодня сохраняются взаимосвязи между верой и суевериями: древние суеверия и
связанные с ними легенды и чудеса стали плодотворной почвой для христианства.
Достаточно вспомнить, какое множество людей идет по пути Святого Иакова в
Сантьяго-де-Компостела, и здесь вера по-прежнему может двигать горы.
|