Галисия -
культовые места кельтов и символы веры и суеверий
Галисия — страна Берега смерти (Costa da Morte), живописных деревенек и тихих
бухт. Это край, скрывающихся в тумане утесов и гор, зеленых холмов и полей.
Мифы и религиозные таинства Галисии пожалуй затмили мифы и таинства остальной
части Испании. Этот сельскохозяйственный регион на северо-западе Пиренейского
полуострова бережно хранит свои удивительные обычаи и традиции, представляющие
своеобразное сочетание веры и суеверий. Эти обычаи возникли еще в эпоху
кельтов, когда люди были очарованы стихийной силой природы и глубоко почитали
все ее проявления. От действия этой силы зависела их жизнь и смерть. Молния,
гром, рассвет, закат и шторм — все это являлось символами божественного
Провидения. Камни наделялись целительной силой, кроме того, на них гадали,
чтобы узнать мнение богов. Сами божества обитали на горе Пиндо, а на
Сьерра-да-Капелада бродили души умерших, не нашедшие покоя. Мыс Фистерра
считался краем земли, здесь каждый вечер можно было наблюдать, как солнце
тонуло в океане. И конечно, нельзя не упомянуть о священных дольменах —
странных скальных композициях, созданных природой, — каменных алтарях и
величественных ложах, ставших частью культа плодородия.
Культовыми местами кельтов воспользовалось
христианство, удачно заменив древнюю веру в стихийные силы природы. Там где
кельты совершали свои обряды, были поставлены кресты, а в некоторых случаях
воздвигнуты храмы, например, Носа-Сеньора-да-Лансада (Nosa Senora
da Lanzada),
где до сих пор верующие возносят молитвы о плодородии и рождении детей, обращаясь
к изображению Девы Марии в старинной романской часовне. Часто женщины, мечтающие
о ребенке, желающие родить малыша, молятся Деве Марии де Лансада и совершают
«омовение в девяти волнах» (см. главу «Обычаи и традиции фиесты в Галисии»).
В Средние века мыс Фистерра оказывали на люде
прямо-таки магическое воздействие, в том числе и на паломников, которые шли в Сантьяго-де-Компостела.
Тем, кто стоял на этом мысе над бушующими волнами Атлантики, смотря на линию
горизонта, казалось, что они стоят на краю земли. Затаив дыхание, они не
сводили глаз с заката и видели в нем символ новой жизни и далекого обратного
пути на родину. Паломники долго молились в церкви Санта-Мария, расположенной
недалеко от мыса, и сжигали свое старое паломническое одеяние.
Языческие и христианские верования воплотились в таких
символах, как horreos — зернохранилища, — без
которых нельзя представить себе ни одной деревни Северо-Западной Испании. Эти
зернохранилища используется по назначению до сегодняшних дней. Они строятся из
дерева или камня, большие или маленькие, как правило, на сваях, что
препятствует проникновению в них проголодавшихся мышей. Примером такого
зернохранилища длиною до 30
метров, является hdrreos в Карноте и Лире (Галисия), расположенных на самом
западе страны. Крышу horreo, как
правило, венчают два символа: языческий символ плодородия и крест, охраняющий
урожай.
Не менее популярны и petos de dnimas — кельтские священные колодцы или ниши, — а также cruceiros — фигурные каменные кресты со священными рисунками,
иногда эти рисунки посвящены огненному культу, что выражало надежду древних
художников на милосердие богов. В мифах и символах этого региона отражено и
то, что рыбаки и мореплаватели ежедневно подвергались смертельной опасности.
Одно только название Берег смерти напоминает о трагической судьбе
мореплавателей. Здесь, на острых утесах и у мыса Фистерра разбилось бесчисленное
количество кораблей.
Крусейрос (cruceiros)
имеют нечто общее с французскими calvaires — фигурными
каменными распятиями Бретани. Самые удивительные священные рисунки встречаются
в Комбарро и Ио (Галисия).
|