Страна
Басков – край ведьм и жестокой Инквизиции
«Одержимые» жители Галисии не одиноки в своих бедах,
они легко найдут себе друзей по несчастью в Стране Басков. Подобные народные
суеверия питают и географические особенности местности, прежде всего пещеры —
«ведьмины логова», — образовавшиеся в горах. Под влиянием Инквизиции сформировалось
мнение, что именно здесь ведьмы совершают свои обряды — aquelarres — и собираются по ночам на шабаш, которым руководит
сам Дьявола. Отправляясь на шабаш, ведьмы натирают себя микстурой волшебной
мазью из костного порошка, падали и трав и выпивают таинственные эликсиры из
кротов, саламандр, змей, улиток и ядовитых грибов...
Суеверия, связанные с акеларрес (aquelarres) стали удачной находкой для Инквизиции, зловещего
суда католической церкви, вынесшего с конца XV до начала XIX века в одной
только Испании десятки тысяч смертных приговоров. Одним из самых известных
инквизиторов был Томас Торквемада (1420-1498), начавший истребление еретиков и
гонение на евреев. Наряду со смертными приговорами в качестве наказания применялись
конфискация всего имущества и тюремное заключение. Таким образом, от действий
Инквизиции пострадали сотни тысяч невинных, оклеветанных завистниками или
оговоренных маленькими детьми людей. Тех, кто был назван ведьмами или
колдунами, часто обвиняли не в связях с Дьяволом и не в отправлении «черной
мессы», а в проклятиях, сглазе (mat de ojo) и
колдовстве. Им также приписывалась способность управлять ветром и портить
погоду, в результате чего рыбаки не могли вернуться в спасительную гавань и
погибали.
Верным средством заставить таких «ведьм» и «колдунов»
заговорить были пытки. Например, пытки были применены к юной Марии-Хуане родом
из Аносибара, страдавшей приступами эпилепсии. Ее конвульсивно дергающиеся конечности
и идущая изо рта пена оказались достаточным доказательством ее связи с
Дьяволом. Для местного священника эти «доказательства» были более чем
достаточны, и в 1575 году началось следствие по делу молодой «ведьмы», в ходе
которого применялись невероятно жестокие пытки. Чтобы девушка призналась в том,
что она была ведьмой, ей лили на ноги кипящее масло, но она отказывалась
признать свою вину. Ей это не помогло. Марию-Хуану приговорили к смертной
казни, а потом сожгли ее тело.
Не менее известен случай с «ведьмами» из Зугаррамарди,
которые совершали свои акеларрес (aquelarres)
в пещере на побережье в «соборе Дьявола» и у «дьявольского ручья». Впрочем, это
был всего лишь небольшой водный поток, называющийся Аротцарена (Arotzarena). В 1610 году в Зугаррамарди прибыл инквизитор . 1он
Хуан дель Валье Альверадо, он внимательно исследовал местные доносы, изучил
материалы дела. В процессе участвовали 300 человек, 40 из которых были
оправданы, а 12 сожжены на костре. Сожжение «ведьм» и «колдунов» состоялось в
ноябре 1610 года в Логроньо на глазах 30-ти тысячной толпы.
Память о «ведьмах» из Зугаррамарди жители местных
деревень чтят по-своему. Ежегодно в субботу перед днем Ивана Купалы (24 июня)
люди собираются в «логовах ведьм», а в середине августа во время праздника в
честь святого покровителя этих мест едят блюда из баранины в главном «логове».
Из глины делают забавные длинноносые фигурки в черных нарядах и широкополых
шляпах. Эти декоративные фигурки с метлой или без - насмешка над безжалостной
силой и властью Инквизиции, а «логова ведьм» сегодня стали местными достопримечательностями.
К счастью, не каждый донос автоматически приводил на
костер. В 1612 году процесс о ведьмах из Аррайотца (Arraiotz) закончился освобождением обвиненных женщин.
Впрочем, для Грасианы де Барренечеа оправдательный приговор прозвучал слишком
поздно. Она умерла, не выдержав пыток...
Представить шабаш ведьм поможет фантазия гениального
художника Франсиско Гойи. Его картина «Шабаш ведьм» принадлежит коллекции мадридского
музея Ласаро Гальдиано, там же находится картина 1797—1798 годов «Шабаш.
Большой козел». Одетые во все черное, освещенные лунным светом и окруженные
летающими над ними летучими мышами ведьмы толпятся вокруг демона с головой
козла. Одна из ведьм держит в руках скелет ребенка.
|