Уличное
движение и вождение автомобилей
«Не стоит делать из этого трагедии, машина — это
предмет, который ты забыл где-то на улице». Эта фраза полицейского их Гранады
навеки врезалась в память автор этой книги, когда он стоял перед получившей
огромную вмятину машиной. Тогда меня это шокировало, как шокировала привычка
местных жителей задевать и царапать мой автомобиль во время движения. Но
постепенно к этому привыкаешь, растерянность и недоумение проходит, потом
проходит и гнев, а формируется привычка ориентироваться только на высказывание
мудрого блюстителя закона в Гранаде. Он не хотел сказать что-то неприятное, он
просто был прав.
На улицах Испании господствует настоящая анархия. Даже
в третьем тысячелетии многие автомобилисты ведут себя как разъяренные дикие
быки, следуя таким принципам: «сигналь, а не тормози», «большое всегда пробьется
вперед» и «старое надежнее, чем новое». Призыв к партнерскому поведению
применительно к уличному движению в Испании был бы так же мало эффективен, как
призыв правильно заполнять налоговую декларацию. Хотя формально законов и
инструкций больше, чем достаточно, чтобы обеспечить нормальное уличное
движение, но в испанском понимании повседневной жизни правила существуют, чтобы
их нарушать.
Создается впечатление, что вещь, в большинстве европейских
стран известная как пешеходный переход, «зебра», многие испанцы воспринимают
как причудливый белый декор — украшение на сером асфальте.
Очень мило, но не имеет значения! Поэтому пешеход,
мужественно шагающий на «зебру», отстаивая свое право перейти дорогу, согласно
правилам, рискует жизнью. Даже при зеленом свете светофора не лишнее на всякий
случай посмотреть налево и направо, так как некоторые шоферы могут проскочить
на красный или поспешить тронуться с места в ожидании зеленого.
Но какой пешеход в Испании ждет зеленый свет?!
Большинство переходит дорогу, когда поблизости не едут машины. Даже дряхлые
старики с тросточкой или костылем гордо пополняют ряды пешеходов, бегущих на
красный свет. Испанский феномен! Даже если возле желающих перебежать на
красный свет улицу стоит полицейский, это никого не смущает: ни нарушителей, ни
стража порядка. Этот полицейский вырос по точно таким же правилам и свободное
от работы время, скорее всего, бежит через дорогу на красный свет. Подавляющее
большинство хранителей закона воспринимают это безразлично, в том числе и потому,
что эта огромная дополнительная работа не увеличит их заработок.
Потрясающей частью испанской повседневно жизни
является искусство парковки и выезда со стоянки. Часто испанцы протискивают
свой автомобиль между двумя припаркованными машинами так рьяно, что стукаются
о впереди и сзади стоящую машину. Иностранец, холящий свой автомобиль, может
получить разрыв сердца, обнаружив его забрызганным грязью и с поврежденным
бампером. При том, что ни один полицейский и пальцем не пошевелит, оформляя
подобные «аварии», здесь полиция занимается только более крупными ДТП — atestados.
В Испании иностранцу, садящемуся за руль, нужно иметь
крепкие нервы и считаться с лихачеством и повсеместным нарушением правил, которые
подогреваются южным темпераментом и воодушевляются доверием к Богу.
Однако Господь не всегда выручает любителей играть в
рулетку со смертью на улицах больших городов. В Испании жертвы ДТП погибают
чаще, чем где бы то ни было в Европе: по статистике это примерно 6000 погибших
в результате ДТП в год. Кроме того, в среднем 16,4 людей в день получают тяжелые
и легкие ранения. Телевизионные новости во время уик-эндов и отпусков
превращаются в сводки страшных сообщений. Настоящая шоковая терапия посредством
телевидения! Правда, это мало кому помогает. Телевидение проводит настоящие
компании, финансируемые Министерством транспорта, призывая испанцев соблюдать
правила, демонстрируя, как быстро нарушение закона может превратиться в
перелом костей и возможность провести остаток жизни в инвалидном кресле.
Однако в этой сфере в Испании происходят серьезные
перемены: установлены более высокие штрафы для нарушителей, установлено больше
скрытых радиолокаторов, фиксирующих нарушения правил, также обсуждается
возможность создания картотеки нарушителей правил дорожного движения, как в
большинстве европейских стран.
Кроме того, во многих испанских населенных пунктах
началась компания против неправильной парковки. Теперь дорожные патрули принимают
более строгие меры к тем, кто оставляет свой автомобиль, пусть даже на 10—15 минут,
в неположенном месте, например, загородив выезд другой машине. Тот, кто
поступает подобным образом, обязан отныне оплачивать штраф и использование
специального эвакуатора igrud), который
был вызван, чтобы освободить другой автомобиль. Благодаря этому испанцы быстро
забывают свои самые старые дурные привычки без всяких обсуждений.
|