Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Суббота, 28.05.2022, 02:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Эти поразительные китайцы


Глоссарий
[ ] 02.10.2010, 15:21
Глоссарий
Культ предков: в настоящее время практикуемое прежде всего в Южном Китае, Гонконге и на Тайване ритуальное почитание умерших предков.
Обращение: в китайском языке слова господин (сяньшэн), госпожа (тайтай или ню-ши) или девушка (сяоцзе) ставятся после имени. Следовательно, господин Мао произносится как Мао сяньшэн.
Байбай: молиться, прикладывая ладони друг к другу.
Восстание боксеров: восстание тайного союза ихэ цюань с целью изгнать запад­ные силы из страны. Апогей восстания приходился с мая по август 1900 года. Его разгром был закончен с захватом Пекина союзными войсками 14 августа.
Чан: основанное индийским монахом Боддидхармой (480-528 годы н.э.) в Китае направление буддизма, имеющее целью достичь озарения с помощью медитации. На Западе известно под японским названием Дзен.
Данвэй: см. Единство.
Дэн Сяопин (родился в 1904 году): один из организаторов КПК, долгое время при­надлежал к узкому кругу Мао Цзэдуна. В 1966 году в ходе культурной революции был отстранен от власти и в 1973 году реабилитирован. В 1996-1977 годах шла борьба за власть со вдовой Мао, которую Дэн выиграл. Занимал в 1980-е годы высшие партийные и правительственные посты, считался важнейшим человеком в государстве. Под девизом: «Все равно, белая ли кошка или черная, главное, чтобы она мышей ловила!» он возглавил кампанию по деидеологизации, привел страну к раннему капитализму.
Доуфу: сыр из соевых бобов, также называемый соевым творогом.
Дракон: символ императора и мужской силы Ян. Обещающий счастье знак. Жен­ским дополнением является феникс.
Единство: кит. данвэй, небольшое сообщество, состоящее из участников предпри­ятия, жилого квартала, деревни. Жилищное или рабочее единство в идеале иден­тичны. В настоящее время структуры ослабляются, так как многие данвэй являют­ся банкротами.
Семья с одним ребенком: с середины 1980-х годов твердая составная часть про­граммы планирования семьи в Китае. Не находит достаточного понимания в дерев­не, так как многие крестьяне имеют достаточное количество денег, чтобы преодо­леть финансовые затраты, которые возникают при рождении второго ребенка.
Начинять утку: накачивать ребенка таким большим количеством знаний, выучива­емых наизусть, какое он только может принять.
Фэн-шуй: см. Геомантия.
Магазины дружбы: первоначальный китайский вариант международных магази­нов; сегодня общедоступные магазины с дорогими товарами.
Бинтование ног: вошло в моду в X столетии прежде всего в высших слоях общест­ва, позднее распространилось на широкие слои населения. Предположительно, этот обычай восходит к танцовщице, ноги которой были такими маленькими, что она могла танцевать на одном цветке лотоса, изображенном на полу. Отсюда на­звание «ростки лотоса» для изуродованных ног.
Тюремная система: в настоящее время количество людей, работавших в китайском Гулаге, оценивается примерно от шестнадцати до двадцати миллионов, из которых восемь миллионов человек должны были жить в трудовых лагерях (лаогай и лаоц-зяо). Китайская тюремная система знает шесть различных типов лагерей. Их общей отличительной чертой является принудительный труд.
Лагеря для интернированных являлись, как правило, пересыльными лагерями для арестованных, которые ожидали вынесения своего приговора. Теоретически такое вынесение приговора должно было с 1982 года происходить в течение шестидеся­ти дней. Очень многие ждали своего приговора месяцами или годами, некоторые даже оставались там без вынесения приговора пожизненно. Число лагерей для ин­тернированных в Китае оценивается в 200 штук, всего в них должно было содер­жаться от 500 000 до 600 000 человек.
Тюрьмы в узком смысле содержали в себе по официальным данным только при­мерно 13% всех арестованных. Все китайский тюрьмы действуют одновременно как фабрики и имеют в соответствии с этим двойные названия. «Пекинская фабри­ка пластмассы» является синонимом для «пекинской тюрьмы №1». Различие между тюрьмами и другими трудовыми лагерями состоит прежде всего в более строгих мерах безопасности. Оценивают число тюрем от одной до полутора тысяч с общим количеством заключенных от 500 000 до 700 000 человек.
Лагеря для малолетних преступников напоминали исправительные и воспитатель­ные лагеря. В Китае существовало, по-видимому, от пятидесяти до восьмидесяти лагерей. Всего они содержали, вероятно, от 200 000 до 300 000 человек.
Исправительные лагеря обязаны своим названием тому, что преступники «с помо­щью труда» «превращаются» (лаогай) в новых людей. Исправительные лагеря есть в каждой китайской провинции, их создание происходит в зависимости от эконо­мической необходимости. Число лагерей оценивается в 600 000 по всему Китаю с общим числом заключенных на сегодняшний день от трех до четырех миллио­нов. Вновь прибывшие собираются в учебные группы, где они должны объяснять­ся в три этапа в своих преступлениях. Первый этап называется «Сознаюсь в своем преступлении»; второй этап - «Занимаюсь самокритикой»; третий этап - «Прояв­ляю раскаяние и повинуюсь авторитетам». Учебные занятия прерываются по мере надобности двумя десятиминутными паузами в течение всего дня; ходить, стоять или разговаривать запрещено; два приема пищи в день достаточны для выжива­ния, хотя голод в лагерях и тюрьмах является обычным делом. После включения в рабочую группу арестанты работают от девяти до десяти, часто до двенадцати часов ежедневно, каждые две недели имеется свободный день. Выплат не проис­ходит вообще, все же предоставляется осужденным на год один комплект одеж­ды без нижнего белья и одна пара пластиковой обуви. Так же как и тюрьмам, ис­правительным лагерям присваивают двойные названия. Часто только силам безо­пасности или судебным учреждениям известно, что при упоминании о фабрике №Х в действительности речь идет о лагере. Работа идет по утвержденным нор­мам. Тот, кто эту норму не выполняет, будь он новичком, будь это из-за слабости, неумения или болезни, считается не желающим работать и получает соответст­венно меньше еды.
Лишь немногим отличаются исправительные лагеря от так называемых воспитательных лагерей (лаоцзяо: воспитание трудом). Официально помещенные в воспитательные лагеря люди еще считаются гражданами с сохранением всех гражданских прав, а не осужденными в юридическом смысле: чтобы стать оби­тателем воспитательного лагеря, не требуется никакого имеющего законную силу осуждения. Достаточно простого ареста. Практически дело с граждан­скими правами обстоит в воспитательных лагерях так же, как и в исправитель­ных. Процедура приема почти идентична, так же как рабочее время, распоря­док дня, условия проживания и исправительные мероприятия. Определенное отличие состоит в плате за труд. Арестанты получают небольшое вознагражде­ние (примерно 30% от зарплаты обычного рабочего), они должны из этого, ра­зумеется, оплачивать свою одежду и затраты на питание. В итоге остается не­многим больше, чем карманные деньги школьника. Число заключенных в вос­питательных лагерях оценивается в настоящее время во всем Китае от трех до пяти миллионов человек.
Последний и самый многочисленный вид трудовых лагерей представляют заведе­ния под иносказательным обозначением «направление на работу» (цуйе). Они пред­назначаются для арестантов, которые уже понесли наказание в исправительном или воспитательном лагере. Время заключения в последних двух, как правило, ог­раничено. Заключенные имеют, по крайней мере, все еще надежду после лет или десятилетий стать свободными. Самое позднее в момент их «освобождения» они узнают, что надежда их обманула. Фактически они остаются в системе лагерей, из­менилось теперь только их название, положение улучшилось незначительно. Опре­деленный на работу арестант считается «свободным рабочим». Вероятность, что он сможет навсегда возвратиться на родину или в семью за исключением смерти ни­чтожно мала. (Приводится по Харри Хонда By, Китайский Гулаг).
Геомантия: смесь из (ландшафтной) архитектуры и магических представлений, по которым определенные способы строительства являются приносящими удачу или несчастье. На сегодняшний день играет значительную роль при строительстве и оформлении жилища.
Гунаньцзюй: «Бюро общественной безопасности», вызывающая страх тайная полиция. Гуаньси: связи.
Гоминдан: Национальная народная партия. Созданная при участии Суня Ятсена партия после его смерти в 1925 году быстро потеряла свои идеалистические чер­ты и превратилась под руководством Чан Кайши в фашиствующий организованный аппарат, который служил поддержанию его собственной власти. На Тайване он правил единовластно, до тех пор пока партия в 1980-е годы не реформировалась медленно изнутри и не была признана оппозиция. Сегодня является ГМД партией, которая провозгласила демократические принципы.
Хаохань: «бешеный малый», народный герой.
Чан Кайши, (Цзян Кайши) (1887-1975 годы): принял на себя после смерти Суня ру­ководство ГМД. Между 1927 и 1937 годами президент Китая. В 1949 году был смещен коммунистами и спасся бегством на Тайване, где он правил как диктатор до самой смерти. Прошлое Чана было весьма пестрым, он был замешан в различ­ных убийствах; его связи с мафией так никогда и не были выяснены.
Каллиграфия: искусство письма. В Китае как форма искусства оценивается даже больше, чем живопись.
Караоке: первоначально японский бар, в котором гости могут петь под заказанные мелодии тексты шлягеров. В Китае является также очень популярным.
Конфуций (551-479 годы до н.э.): философ, который установил традиции своего времени на этичную основу и привел в единую систему.
КПК: основана в 1921 году в Шанхае. Учредителями были среди прочих Мао Цзэ­дун, Дэн Сяопин и Чжоу Энлай.
Культурная революция (1966-1976 годы): внутрипартийная борьба сил и направ­лений, при которой Мао удавалось мобилизовать городскую молодежь против ак­тивистов старой гвардии. Состояние, близкое к гражданской войне, которое воз­никло два года спустя, устранялось с помощью армии. Целей культурной револю­ции продолжали достигать вплоть до смерти Мао в 1976 году.
Короткие иероглифы: стенографический вариант наиболее распространенных ки­тайских иероглифов, постепенно введенный в Китайской Народной Республике.
Длинные иероглифы: письменная форма иероглифов. Сегодня употребляется на Тайване, в Гонконге и Макао.
Лаоцзы: легендарный основоположник даосизма и предполагаемый автор Даодэц-зин (Тао тэ кин). Его имя означает «старый ребенок» и указывает на верный способ сохранить в себе невинный взгляд на мир, подобный взгляду ребенка. Он жил при­мерно в VI веке до н.э. и сделался широко известен на Западе благодаря своему со­чинению Даодэцзин. Одно из самых прекрасных стихотворений Брехта «Об исто­рии возникновения таотэкин» посвящено этой истории.
Лей Фэн (вероятно, выдуманный образ): в 1960-х годах образец, используемый в кампании, которая должна была содействовать взаимопомощи и альтруизму.
Ли Бай (701-762 годы н.э.): вместе со своим современником Ду Фу являлся наибо­лее значительным китайским поэтом.
Лу Сюнь: самый значительный китайский писатель XX столетия. В своих сочинени­ях прибегал к острейшей критике китайской жизни, поэтому некоторыми китайца­ми она не была оценена по достоинству. В «Правдивой истории А Ку» нарисовал портрет «безобразного китайца» с типичной для Лу Сюня смесью язвительной ост­роты и сочувствия.
Мафань: досада, неблагоприятные события, тяготы, обстоятельства. Мацзан: игра, напоминающая домино (маджонг), которая очень популярна.
Мао Цзэдун (1893-1976 годы): сын крестьянина из Шаошана, ставший заметным после своего обращения к коммунизму как один из первых по значимости кресть­ян для революции в Китае. Показав себя стратегически высоко одаренным в граж­данской войне, ему тем не менее не удалось сконцентрироваться на трудной сози­дательной работе мирного времени. Многочисленные идеологические кампании потрясали страну и препятствовали ее экономическому развитию. Заслуга Мао с другой стороны была в том, что он основательно поставил вопрос об отживших конфуцианских ценностях и по крайней мере сделал попытку отбросить груз пат­риархальных традиций. Уравнивание женщин в правах означало для миллионов женщин настоящее, ощутимое освобождение от старого насилия. Собрание сочи­нений Мао все еще служит основой идеологических кампаний.
МТВ: видеосалон с маленькими комнатами, оснащенными телевизорами, в которых можно просматривать вдвоем или с несколькими людьми один видеофильм.
Имена: фамилия, почти всегда односложная, стоит перед именем. Следовательно, у Мао Цзэдуна фамилией является Мао. Имена могут выбираться свободно. Они всегда что-нибудь значат. У женщин часто составной частью имени является мэй, «прекрасная», или другое соответствующее прилагательное.
Опиумная война (1840-1842 годы): попытка китайского правительства остановить английскую торговлю опиумом в Кантоне, так как серебряные деньги в большом количестве уходили из Китая, и внешнеторговый баланс стал в большой степени отрицательным. Уполномоченный особого комиссара Линь Цзэсюй (1785-1850 го­ды) мог бы, вероятно, вполне успешно прогнать англичан из Кантона, если бы им­ператорский дом не настраивали в свою пользу заинтересованные партии, которые также вели торговлю опиумом. Чрезмерно полагающийся на свои силы Линь Цзэ­сюй потерпел неудачу, и Китай должен был по первому «неравному договору» (име­ется в виду, несправедливые договоры) уступить Англии Гонконг и открыть четыре больших прибрежных города для внешней торговли.
Пачинко: азартная игра с автоматом.
Пекинский диалект: в Северном Китае разговорный язык, из которого развился се­годняшний мандаринский язык.
Путунхуа: мандаринский - литературный китайский язык. До упразднения окон­чаний -ер был идентичен с пекинским диалектом.
Ключ: часть иероглифа, служит для упорядочивания слов.
Ренао (прилагательное): «тут многое что происходит!», оживленная деятельность. Суть китайского представления о развлечениях.
Жэньминьби: валюта Китайской Народной Республики.
Шаманы: служители культа магии, которые в состоянии транса осуществляют связь с духами и богами.
Бой с тенью: медленные физические упражнения по определенному образцу, которые должны приводить душу и тело в гармонию; в настоящее время спорт пожилых людей.
Суаньмин: китайское искусство предсказаний.
Сунь Ятсен (Сунь Чжуншань) (1866-1925 годы): врач и мечтатель, произведение которого Санминь чжуи (три основные учения для народа) стало манифестом ре­волюции в Китае. Разработал несколько неудачных восстаний, однако находился в США в то время как в 1911 году императорский дом был действительно низложен. Тем не менее его избрали президентом. Немного позднее он уступил власть гене­ралу Юань Шикаю и одновременно основал Гоминдан с целью дать Китаю более или менее демократическую конституцию. Когда он умер, Китай был разорван гражданской войной, развязанной «военными господами»; его зятю Чан Кайши ос­тавалось взять на себя труд по содействию в объединении Китая и приходу гомин­дана к единовластию, что фактически, разумеется, имело мало общего с идеалами Суня. Вдова Суня Сун Цинлин поддерживалась коммунистами всю ее жизнь, так как Сунь был символом Нового Китая и квинтэссенцией политической цельности.
Тацзи цянь: см. Бой с тенью.
Тайтай: обращение к замужней госпоже в Южном Китае и на Тайване.
Тантризм: тибетская мистическая форма буддизма, которая пользуется различны­ми медитационными способами, такими как мандалы, повторяющееся произнесе­ние определенных слогов или формул мира и т.д.
Тианья: см. Начинять утку.
Игра на выпивание: популярным является так называемое отгадывание пальцев, в которой два партнера раскрытыми или сжатыми в кулак руками показывают соот­ветственно числа ноль (четыре кулака), пять (три кулака, одна раскрытая рука), де­сять (два кулака, две раскрытые руки), пятнадцать и двадцать. Один из двух дол­жен во время молниеносного показа называть правильные числа. Проигравший вы­пивает и теряет еще больше скорость реакции.
Банда четырех: политическая группировка вокруг жены Мао Цзян Цин; Ван Хун-вэнь, Яо Вэньюань, Чжан Чуньцяо и сама Цзян Цин считались центральными фи­гурами культурной революции.
Движение четвертого мая: движение протеста против передачи некогда немецких территорий в Китае Японии в 1919 году. Быстро разрослось из студенческой акции до масштабов национального движения, тем не менее так и не добилось политиче­ского успеха.
Вайхуйцянь: упраздненная в 1994 году особая валюта для туристов в Китае.
Особые экономические зоны: созданные в 1979 году зоны, в которых постепенно должна была испытываться рыночная экономика, - Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь. Успех переживающих тем временем подъем областей привел к введению несколько ограниченных особых экономических зон в 14 городах на восточном по­бережье Китая.
Сяоцзе: девушка. Также лестное обращение для замужней женщины.
Янгуйцзы: нелестное название для «европейца»; буквально: заморский черт.
Инь и Ян: женский и мужской элементы соответственно; символ происходит от изображения горы, которая имеет солнечную (мужскую, или Ян) и теневую (жен­скую, или Инь) стороны. Ян являет собой положительную энергию, свет, огонь, восход, сухость и т.д. Инь является отрицательной энергией, темнотой, водой, без­дной, влажностью и т.д.
Чжоу Энлай (1898-1976 годы): «аристократ» коммунистической революции. Один из самых ранних соратников Мао и один из немногих, которые умерли естествен­ной смертью. Он представлял (как премьер-министр) учтивость и утонченность партии. В конце'концов он стал в народе популярнее самого Мао ЦзэАуна, все бо­лее экстремистскую политику которого он пробовал смягчать.
Чжунцзы: даосский философ, жил, вероятно, в IV веке до н.э.; написанная им «Правдивая книга южной цветущей страны» составлена из самых разных источни­ков, однако является вопреки своей неоднородности читаемым с большим интере­сом шедевром мировой литературы.
 
Категория: Эти поразительные китайцы | Добавил: magnitt
Просмотров: 2288 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz