Культ и магия
«Жертвуй духу
так, как если бы дух существовал!» (Конфуций, Лун юй, 3.12)
Вторая строфа
коммунистического и «Интернационала», также хорошо известного и в Китае,
гласит:
Никто не ласт
нам избавленья, ни бог, ни царь и ни герой. И от нужды освобожденье добудем
собственной рукой.
Прямо возле
плиты с переводом на китайский язык этих стихов, направленных против
«религиозных предрассудков», две старые женщины зажгли палочки для курения
благовоний и произносили свои молитвы. Это было в 1984 году в южно-китайском
городе Кантон (Гуанчжоу). Тогда уже было понятно, что партии не удалось
отменить религиозные обычаи надолго. Между тем, прошло десять лет, культ
официально все еще запрещен, однако путешественники по Южному Китаю ощущают
активную религиозную жизнь - так же, как ее можно обнаружить и на Тайване.
Предки
Во время
главных праздников и важных семейных торжеств китайцы по традиции вспоминают
своих предков, так как их благословение важно для благополучия всей семьи.
О
них вспоминают, когда планируют или уже совершают бракосочетание, вспоминают
при тяжелых болезнях или больших волнениях, связанных с потомками.
На Тайване и
в некоторых местностях Южного Китая многие семьи имеют собственные небольшие
часовенки для предков, чаще всего это простые помещения с крышей, открытые с
одной стороны. Здесь могут располагаться плитки с рисунками или текстами нравоучительного
содержания, кроме этого, чаша, наполненная песком, в которую помещаются
палочки для курения благовоний. Они используются разными семьями, которые
имеют общего предка. Домашние алтари меньше и только для одной семьи, но
преследуют они ту же цель. По особым повода; здесь приносится в жертву
символическая пища и вино. Умершие питаются их ароматом; то, что остается,
используют живые. Таким образом каждый что-то получает. Жертвуются даже деньги,
однако это совсем не те деньги, которые используются на этом свете, поскольку
на том свете имеет хождение другая валюта. Мертвые используют деньги мертвы это
грубая, желтая бумага, которая в конце всех молитв сжигается, а затем дотлевает
в специально приготовленных металлических ведерка Имеются уловки, позволяющие
сжечь кипы бумаги быстрее: их интенсивно обмахивают или бросают в огонь пачкой.
На Тайване, в Гонконге в сельских областях Китая деньги мертвых заменяются
предостерегающими указаниями на опасных участках улиц. Где увидишь лежащие желтые
листы, знай - совсем недавно здесь произошла авария, приведшая смерти.
Для байбай
(молитвы) каждый член семьи (и каждый присутствующий гость) прежде всего берет
несколько палочек для курения благовоний
Затем
старейший или старейшая кратко рассказывает предкам о самом важном, касающемся
их семьи, просит благословения и при этом неоднократно кланяется легким наклоном
головы и/или верхней части туловища. Присутствующие тоже кланяются - при непрерывных
молитвах это производит иногда довольно лихорадочное впечатление. Затем палочки
для курения благовоний помещают в чашу, деньги мертвых сжигают, а пищу некоторое
время спустя забирают. В Южном Китае семьи с общим родовым именем собираются
вместе, чтобы совместно принести жертвы предкам в богатой церемонии. В
северокитайских городах, в которых жизнь определяется прежде всего партийной
дисциплиной, жертвоприношения предкам едва ли можно увидеть.
И на
похоронах представления о правящих и управляемых прослеживаются очень четко.
Настоящие китайские похороны являются ритуалом захоронения умершего в земле.
Более миллиарда людей привносят определенные проблемы: необходимость выделения
древесины для гробов, загрязнение подземных вод и, не в последнюю очередь,
острый недостаток места! С середины 80-х годов запрещено преобразовывать пашню
в места захоронений. Тем не менее, число кремаций в стране уменьшается. По
конфуцианским представлениям мертвое тело по возможности должно быть
невредимо. Традиционная похоронная церемония начинается в доме умершего с
трехдневного бдения над мертвым. Собирают вещи, которые могут понадобиться
умершему на том свете, их делают из бумаги: машину, телевизор, холодильник и
прочее. Такие вещи из бумаги могут быть высокохудожественными изделиями,
которые совсем не дешевы. Незадолго до самого погребения они сжигаются и
переносятся в загробный мир в виде дыма. После бдения над мертвым друзей и
родственников приглашают на угощение. Гости появляются в белом, это китайский
цвет траура, и один за другим произносят речи об умершем. Погребение (чубинь) -
это ритуал для ближайших членов семьи и друзей. Могилы чаще всего расположены
на холмах и устроены с великолепием, зависящим в основном от финансового
положения семьи. Через 7 лет производят вторую часть погребения: могилу
открывают, останки переносят в урну, которая устанавливается на могиле. В земле
появляется место для следующего мертвеца.
Особенно
впечатляющий способ общения с загробным миром восходит, видимо, к древним
шаманским традициям. Они также официально запрещены в Китайской Народной
Республике, однако снова возрождаются в сельских областях. На Тайване также
при небольшом везении можно наблюдать в переулках больших городов то здесь, то
там что-нибудь этакое, например полуголого молодого мужчину, который исполняет
танец с мечом вокруг небольшого открытого огня. Таким образом он погружает себя
в транс, чтобы общаться с душами. Некоторые люди делают из этого профессию. Они
слывут особенно одаренными медиумами и связываются с умершим по поручению
заказчика. Медиуму удается войти в транс, то, как рассказывают, он говорит с
интонацией и на диалекте вызванного им духа умершего человека. Но нельзя без
необходимости цитировать умершего. Пришедшие из простого любопытства на такие
сеансы не допускаются.
Выразительным
спектаклем являются устраиваемые на Тайване и в сельских областях Южного Китая
пестрые шествия духов, которые служат изгнанию или привлечению не подвластных
разумению сил. Барабаны и громкоговорители возвещают о каждой процессии уже
издалека, так как культовые действа и грохот традиционно тесно связаны прежде
всего в Южном Китае. Очень популярно сжигание взрывающихся «лягушачьих
гирлянд», которое сопровождается большим весельем и является кошмаром для всех
уличных собак. Неместные китайцы, между прочим, тоже не могут объяснить, какой
бог или дух при этом почитается. Религия народа знает множество мелких богов и
духов с ограниченной сферой действия. Так, имеются боги городов, боги земли
(отвечающие за деревни) и домашние боги, точнее боги домашнего очага для отдельно
взятой семьи. Последние каждый новый год должны делать доклад на небесах о
людях, исполняющих домашние обязанности. Поэтому статуэткам богов накануне их
«небесного путешествия» мажут рот медом, который должен подсластить их речи.
Некоторые
местные духи возникают из рассказов, которые вращаются вокруг умершего, а
также вокруг определенных животных или явлений природы. Есть духи, которые
принимают вид большой черной собаки; есть дух голода, пожирающий имущество
несчастного, которого он преследует; есть охваченные страхом духи самоубийц,
которых и в загробном мире преследует отчаяние, и которые приносят несчастье
живущим. Вероятно, лишь впоследствии, легенды о духах были наполнены
буддийским и даосским содержанием. Однако, в конце концов, это не имеет
никакого значения.
Магия
Важную роль
играют как в деревнях, так и в жизни современных городских жителей Китая
специалисты по толкованию календаря. У них узнают благоприятные сроки для свадеб,
начала туристических поездок или заключения коммерческих сделок. Для сочетания
браком особенно благоприятным считается, например, день праздника весны. В эти
дни рестораны городов полны свадебными компаниями.
Практически
для каждого большого мероприятия существует врем! запрета - это могут быть дни,
месяцы или годы. При этом имеются очень большие местные различия. Китайцы
Миньнань, похоже, веря, что мужчина 29-летнего возраста не должен жениться, так
как на их диалекте «девять» звучит как «собака» и предвещает таким образом
беду.
В «месяц
духов» (примерно июль-август) по буддийской традиции людям запрещена любая
рискованная деятельность, так как в это время ад раскрывает врата, и злые духи
на месяц отпускаются на землю: опасность угрожает всем, кто путешествует,
сочетается браком, переезжав или едет на море. Тот, кто когда-нибудь жил в
тропических районах, может понять смысл этих запретов и с другой стороны. Это
время года является самым жарким, и дополнительные напряжения автоматически исключаются.
В атмосфере,
где так сильна вера в сверхъестественные силы, процветает дело предсказателей
{суаньмин). Несмотря на то, что суаньмин по коммунистической идеологии достойны
осуждения, высокие руководящие работники тоже ищут совета предсказателя. Имеются
эксперты, которые по чертам лица, по поверхности руки, да даже и ноги, читают
будущее, имеются другие, которым нужны для этого только имя, место и дата
рождения. Суаньмин отличаются от западного понятия «гадалка» тем, что они
придерживаются твердых правил. Судьба не предвидится, она вычисляется: суань
значит буквально «рассчитывать», мин - значит «судьба». Впрочем, предсказатели
консультируют не только для того, чтобы узнавать что-либо о будущем, но и для
того, чтобы уточнить, будет ли имя, которое хотят дать новорожденному,
приносить счастье, или подходит ли проситель по дате своего рождения и имени к
должности.
Отдельные представители
гильдии предсказателей, которые часто делают свои прогнозы «в черных тонах»,
придают всей индустрии авторитет непререкаемой достоверности. Почти каждый
знает примеры этого: господину В. было предсказано, что он умрет через год в
июле от последствий дорожно-транспортного происшествия. Так это и случилось:
он заснул на заднем сиденье машины, когда она внезапно резко затормозила.
Мужчина еще во сне ударился головой о жесткий край, пролежал несколько недель в
коме и умер - в июле. Многие другие, пережившие предсказанный им смертный час и
находящиеся в самом добром здравии, далее здесь не упоминаются.
Долгую
традицию имеет китайская геомантия, или фэн-шуй, смесь из ландшафтной
архитектуры и черной магии. Фэн-шуй занят тем, чтобы отвести пагубные влияния
от жилища людей определенными строительными приемами, которые заключаются в
применении правильных цветов в правильных местах и такой расстановке мебели,
чтобы она не препятствовала движению положительной энергии. То, что в
большинстве китайских гостиниц, например, пройдя через входную дверь, Вы тут
же натыкаетесь на стену с изображением украшений, также является одним из
принципов фэн-шуй: злые духи ударятся о них и должны будут повернуть назад. В
фэн-шуй есть некоторый набор простых основных правил, например: обратная
сторона здания должна быть обращена на север, лучше всего на северную череду
холмов, а фасадом со входом оно должно смотреть на юг; существует и множество
более сложных детальных предписаний, некоторые из которых могли бы, пожалуй,
вполне пригодиться на практике. Фэн-шуй принадлежит к ноу-хау многих архитекторов
и учитывается при возведении высотных домов, банков или университетов, так же
как при выяснении причины болезней, банкротств и несчастных случаев.
Большое
значение в будничной жизни имеет также магия, которая объясняет созвучия
различных слов. Многие больницы не имеют в Гонконге и на Тайване (по
обозначению) четвертого этажа, так как по-китайски «четыре» произносится почти
так же, как «смерть», и ни один больной не захотел бы лежать на четвертом
этаже, т.е. на этаже смерти. Рыбы, как украшение стены, свидетельствуют о
желании их владельцев, быть состоятельными, так как слова «рыба» и «изобилие»
звучат похоже. Этим объясняется любовь китайцев к золотым рыбкам. Также при
выборе подарков нужно учитывать созвучия слов. Китайцу дарить настенные часы
неслыханно. «Час» и «конец» имеют одинаковое произношение: «Ты можешь скоро
умереть!» - свидетельствует такой подарок. Цепочки и браслеты означают,
напротив, что одариваемого хотели бы к себе «приковать цепочкой» и «крепко
привязать».
|