По пути в Китайскую Народную Республику
«Путешественника
(...) смущают здесь (...) в первый раз китайские образы, формы и обычаи тем,
что приковывают к себе его внимание. Он находит то, что видит, настолько необычным,
так не соответствующим своим жизненным ощущениям и мыслям, что он невольно
спрашивает себя, будет ли возможно, получив эти новые впечатления, сохранить
прежние».
Карл Мэй
Китай для
одиночного туриста не является простой туристической страной. Хотя путешествующие
оплаченными группами платят несравнимо большие деньги и с легкостью расходуют
за несколько недель столько же, сколько один китайский рабочий зарабатывает за
десять лет. Однако они имеют от этого ряд преимуществ: они ночуют в удобных,
предварительно забронированных гостиницах, едут в надежных, комфортабельных
автобусах по испытанным туристическим маршрутам от одной достопримечательности
к другой, их сопровождают переводчики, им предлагается китайская
действительность в таких легко усваиваемых дозах, что большинство из них в
полном восторге возвращаются домой.
Китай для хорошо организованных, полностью
оплаченных путешествий является захватывающей и удивительно красивой страной.
Турист-одиночка,
который берется на свой страх и риск пересечь Китай, преимущественно
переживает впечатления совсем другого рода. Он знакомится с «Китаем китайцев»
и, вероятно, даже основательнее, чем ему это хочется. Он узнает на собственной
шкуре, как утомительно часами выстаивать за железнодорожными билетами, как
опасна сумасшедшая свалка при посадке в поезд и как утомительно при отсутствии
сидячего места так много времени провести на ногах. Кроме того, он узнает, что
Китайское туристическое агентство (Международная китайская туристическая
служба), до сих пор отвечающая за иностранных туристов, не всегда проявляет
себя как компания, готовая прийти на помощь. Одиночный турист, который хотел
бы заплатить как можно меньше денег, идет вразрез с планами государственной
индустрии туризма, которая хотела бы получать как можно больше иностранных
денег. Следует, поэтому, вооружиться терпением и крепкими нервами.
Во-вторых,
для поездок по Китаю необходимо хорошее здоровье. Категорически не
рекомендуется болеть и знакомиться с китайскими больницами изнутри. Хотя
имеется несколько хороших иностранных больниц, прежде всего в Пекине, однако
большая часть китайских клиник имеют, по свидетельству очевидцев, гигиенически
очень сомнительный уровень. Шприцы не обязательно стерильны или используются
неоднократно и т.д. В серьезных случаях полет в Гонконг явно будет лучшим
решением.
В-третьих,
наконец, путешествующий в одиночку должен уяснить для себя, что он отправляется
в страну, в которой традиционно господствуют неправовые государственные
отношения и в которой моральная гармония затерялась в тысячелетиях. Это было бы
чудом, если бы со всех сторон из вашего кармана не старались вытащить деньги, и
просто бесцельно об этом волноваться. Европейцы считаются в Китайской Народной
Республике все еще дойной коровой. Если вы всего этого не боитесь, можно
отправляться.
Приют
Вероятно, вам
посчастливилось и вы нашли приют у китайских знакомых, что при нынешнем
политическом климате является вполне возможным. Иначе вы будете ночевать в
одной из гостиниц для иностранцев, номера в которых варьируют от дорогих хорошо
оборудованных комнат на одного человека до дешевых общих спален. В последних
постельное белье меняют не обязательно еженедельно, однако, вместо этого можно
встретить отечественную фауну с самыми типичными ее представителями -
тараканами и крысами. Известная своими проблемами гостиничная электропроводка
имеет, в крайнем случае, надпись на ящике, которая на английском языке
настоятельно рекомендует гостю воздержаться от «пе-регрызания его содержимого».
Студенты
могут попробовать устроиться в студенческом общежитии университета или языковой
школы. Так как в дешевых жилищах горячая вода часто есть не весь день, лучше
всего сразу осведомитесь о часах, в которые горячая вода будет. Маленькие и
очень дешевые частные гостиницы оставляют за собой преимущественно китайцы;
они могут совсем не сдаваться внаем иностранцам.
Транспорт
Путешествуя,
вы можете полагаться на то, что суда, междугородные автобусы и поезда следуют
по расписанию и вполне пунктуально. Существуют удобные и неудобные способы
поездок по Китаю. Наиболее роскошными являются мягкие спальные купе, которые
представляют собой вместительные запирающиеся отделения спального вагона с
четырьмя кроватями. Ими охотно пользуются руководящие работники, богатые люди и
иностранные туристы. В спальных купе обязательна шерстяная кофта, так как в них
имеются кондиционеры, которые пассажиры не могут отключить. Кондиционеры
называются по-китайски «холодильными машинами», так как они создают не приятную
прохладу, а самый настоящий холод. Дополнением к спальным купе являются мягкие
сидячие купе, также доступные не для каждого.
Напротив,
жесткие купе всегда полностью заняты; это отделение, имеющее шесть кроватей,
открытых и просматриваемых с прохода. Несмотря на тесноту, жесткие купе наиболее
популярны. К низшей категории цен принадлежат жесткие сидячие купе. Они предлагают
мало удобств, прежде всего, если не иметь сидячего места. Это означает при
определенных обстоятельствах многочасовое стояние плотно сжатым со всех сторон,
так что, например, пройти к туалету едва ли будет возможно. Это переживание,
которое очень сблизит вас с китайскими буднями. Как правило, все поезда имеют
вагон-ресторан, кроме того, в купе продается порционная пища в полиэтиленовых
коробках {бяньдан). На вокзалах вас будут ждать маленькие кухни на колесах.
Регулярное снабжение продовольствием большей частью хорошо организовано в
Китае.
Поездки на
междугородних автобусах еще более дешевы, кроме того, во многих областях не
существует никаких других транспортных перевозок. Каждому пассажиру выделяется
в распоряжение место для сидения. Хотя долгие поездки в безрессорных автобусах
по ухабистым проселочным дорогам довольно утомительны, все же, с другой
стороны, вам предоставляется случай бросить взгляд на китайскую сельскую жизнь,
что из поезда сделать тяжело. Короткие паузы для еды объявляются снова и снова
в различных местах остановок автобуса.
Использование
китайских пассажирских самолетов спасает от риска, так как стандарт
безопасности полетов - 8,7 аварий на миллион стартов (цифры на 1990 год) - один
из самых низких в мире. Плохо обученный наземный персонал, небрежно
обслуживаемые машины, перегруженность самолетов и по военным причинам очень
узкий воздушный коридор являются основными источниками аварий.
Напротив,
поездки на судах по привлекательным живописным местам являются туристическим
аттракционом, который нельзя себе позволить пропустить. Путешествия по воде
являются, впрочем, классическим видом китайского туризма, и они вдохновляли
многих поэтов на печальные стихи, подобные этим:
Зелень травы
проплывает по безлюдным склонам. Туман мягко наползает на отдаленные дома.
Листья собираются в осенней воде. Цветы падают рыбакам на головы. В старые
полые стволы прячется рыба. К опущенным в воду ветвям привязывает гость свою
лодку. Одиноки ночи, наполненные ветром и дождем. Снова пугает вырастающая из
сна тоска. (Юй Сюаньцзи, монахиня, VIII век)
Сегодня
раздаются менее поэтичные звуки плевков попутчиков, которые сопровождают
туристов по синеве «десяти тысяч гор» вдоль берега. И все-таки, это одно из
самых прекрасных путевых переживаний, которые можно получить в Китае. «Из
соображений безопасности» иностранцам временами запрещается та или другая
поездка. В виде исключения поездку разрешают, причем речь идет не о попытке
принудить их к использованию более дорогих транспортных средств, но только о
предупредительных мерах. «Проблемы безопасности» (аньцюань дэ вэньти) китайских
судов состоят в том, что они загружены до краев.
Городское
уличное движение является оживленным, хаотичным и, прежде всего, громким, так
как самой важной частью транспортных средств является сирена или гудок. Ими
пользуются, между прочим, не с целью предостережения или агрессии, но скорее
как подтверждение: я сигналю, следовательно, я существую. Велосипедные звонки
и автомобильные гудки составляют непрерывный концерт китайских городов.
Наряду с
частными машинами, мопедами и велосипедами имеется различный общественный
транспорт, который отражает новую общественную тенденцию разнообразия от богатого
к бедному. Самые важные персоны не пользуются такси, а точнее маленькими дешевыми
японскими такси, которые могут уже себе позволить многие люди; они используют
кондиционированные благородные такси, в которых пассажиров сажают сзади.
Туристы могут надеяться, что им помогут разместить багаж, но не ждут, что
каждый водитель такси возьмет их с собой. Особенно, если пункт назначения
слишком близко или слишком далеко, или ведет через опасную зону пробок, дело
может завершиться отказом. Нельзя, впрочем, и ожидать, что все водители такси
честны. Некоторые просто требуют двойную плату за километр или обманывают, а
затем исчезают, прежде чем пассажир что-то заметит. Водители имеют на своей
стороне преимущества «своей территории», и они знают это достаточно хорошо.
Чаевые традиционно не приняты, однако во многих местах их уже ожидают от западных
туристов, и отдельные водители могут быть недовольны, если они их не получают.
Третьим видом
такси является «сборное такси»; чаще всего это маленький автобус, который
используется энергичными мелкими предпринимателями на многих оживленных
участках, например, от центра города до железнодорожного вокзала.
Имеются еще
автобусы: автобусы люкс и простые автобусы. Четкого времени отправления
автобусов не существует: учитывая в особенности пробки в китайских городах,
они едва ли могли бы функционировать лучше. Автобусы прибывают тогда, когда
могут. Автобусы люкс кондиционированы и стоят в четыре-пять раз дороже простых
автобусов. К тому же здесь часто можно найти даже сидячее место. Обычные автобусы
предлагают по-прежнему настоящие китайские переживания. Они переполнены и
оснащены кондукторшами, которые вследствие напряжения могут вдруг стать
«господином» и которые просто закрывают двери, безразличные к тому, кто или
что между ними находится. Если это будет ваша нога - вам не повезло, это
чертовски больно. Опять и опять можно видеть кондукторшу, которая, даже если
автобус еще почти пустой, каждые несколько секунд закрывает дверь за
проходящими в салон людьми, так что действительно каждый может быть расплющен.
Разумеется, работа кондукторши в китайских автобусах определенно требует
скрытых садистских талантов.
Безопасность
движения в Китае является, вопреки хаосу пробок, которые делают быстрое
передвижение невозможным, не очень высокой. Поступайте при переходе улиц так,
как делают китайцы. Дожидайтесь до тех пор, пока вокруг вас не образуется толпа
людей, и тогда решайтесь совместно с ними на общее действие. Ради отдельного
пешехода не остановится ни один шофер, однако большинство все же побоится объезжать
целую группу. Необходимо, впрочем, обращать внимание на светофор, так как в ту
же секунду, в которую он для пешеходов станет красным, для шоферов он
сделается зеленым; последние, естественно, тут же рванут вперед. Не очень-то
приятно тогда находиться еще в центре проезжей части.
Покупки, питание
Покупки
оказываются в Китае не всегда явным удовольствием. Кто не желает быть
обманутым, покупает только в государственных магазинах, торговыми марками
которых являются твердые цены и часто равнодушный персонал. Некоторые
продавщицы специально принимают отказывающее выражение лица, которое должно,
очевидно, отпугивать потенциальных покупателей. Того, кто тем не менее
решается спрашивать о товаре, игнорируют при первой попытке. «Подскажите, пожалуйста,
есть ли у вас такая-то книга?» Никакого ответа. Покупатель пробует во второй
раз, на этот раз немного громче: «Пожалуйста, скажите, есть у вас такая-то
книга?» Продавщица поворачивает бесконечно пренебрежительное лицо и делает
неопределенное движение рукой назад, которое охватывает весь магазин. «У нас
есть, - означает это движение, - но ты должен поискать это сам. Это уже,
наконец, не моя работа!» Вы не сдавайтесь! Рано или поздно ей, вероятно,
слишком надоест вас игнорировать, и вас обслужат.
Искушение
покупать при таких обстоятельствах у частных торговцев, естественно, большое.
Рекомендуется, однако, иметь хотя бы приблизительное представление о ценах.
Продавцы всегда могут пытаться торговаться, однако если кто-то называет
баснословные цены, вам лучше пойти в другой магазин. Настоящий китайский
продавец позволяет иногда определенное время торговаться с собой, при этом,
однако, речь может идти о десяти процентах или немного большей сумме. Не
принято требовать десятикратную цену, а затем торговаться о девяноста
процентах.
Также многие
частные торговцы заинтересованы больше в быстрых деньгах, чем в хорошей
репутации. В оригинальной бутылке из-под французского коньяка вполне может
находиться дешевый самогон. Настоящими на многих товарах являются только
ярлыки.
Поход за едой
никогда не является проблемой, и хорошие рестораны узнаются по вывескам. Их
безнадежно много. Там, куда заходят отечественные граждане, вас всегда может
ожидать хорошая пища по подходящей цене, даже если вы должны долгое время
ждать свободного места. Обстановка в отличие от европейских помещений очень
проста. Столы, вполне возможно, будут шататься, на потолке висит унылая электрическая
лампочка, и полы не мылись в течение дней или недель... Все это ничего! Здесь
все же имеется самая известная на весь город лапша с говядиной. Для китайца
пища является самым важным в ресторане. Новая кухня с огромными тарелками и
крохотными порциями не имеет в Китае ни малейшего шанса на успех.
Собственные
палочки можно приносить с собой. В простых ресторанах также никто не будет
возражать, если вы поставите на стол купленные не в ресторане напитки. Чаевых
в ресторане не дают принципиально.
Обращение к
официанту или официантке может звучать как «господин» (сяньшэн) и
соответственно «девушка» (сяоцзе); многие подзывают их просто словом «Эй!»
(вэй). От последнего обращения, впрочем, вы должны в любом случае воздержаться
на Тайване; оно звучит в ухе вежливого китайца как «Эй! Вы!»
Когда
приносят счет, многие туристы бывают поражены. Давнишнее оправдание высоких цен
заключается в том, что якобы были поданы большие порции. Избежать подобной
ситуации можно, заранее все подсчитав. Можно сделать и иначе: оставаться
любезным, настаивать на старой сумме и выжидать, что произойдет. То, что
иностранный гость выиграет спор, видимо, является невероятным, но может быть,
это уменьшит запросы.
Чистота и безопасность
Китайское
представление о гигиене ограничивается преимущественно собственным телом и,
вероятно, также еще собственной квартирой. Такая фраза, как «было так чисто,
что почти можно было есть с пола», является для многих китайцев шуткой,
которая вызывает звонкий смех. Пол, во всяком случае, пол вне собственных
четырех стен, является для китайца символом грязи. Пепел сигарет стряхивают на
пол в ресторане, на улицах плюются и сморкаются. При этом зажимают рукой одну
ноздрю и сильно дуют другой. Рассчитывают направление ветра и точное
расстояние.
Плеваться
запрещено, но кажется, что никто не знает об этом запрете. Загрязнение
атмосферного воздуха является привычным, и особенно зимой приводит к болезням
бронхов у многих людей. Так как китайцы убеждены, что проглатывать слизь вредно
для здоровья, они выкашливают ее и выплевывают. Кашлянье часто искусственное и
звучит как смесь приступа удушья и хрипения. Даже изящные девушки издают при
этом громкие и не всегда приятные звуки.
В некоторых
чайных и ресторанах посуда может не произвести на клиентов достойного доверия
впечатления. Китайцы утешают себя при этом старой присказкой: «Грязь в пище не
приносит болезни» {бу гань бу цзин, чидэ мэй бин). Кроме того, во многих
городах питьевую воду так сильно хлорируют, что только с большим трудом можно
себе представить, как в приготовленных на ней чае и супе, запах хлора в
которых, впрочем, едва ли можно скрыть пряностями, могут еще жить бактерии.
Общественные
туалеты разделяются на женские и мужские, и это, пожалуй, все, что можно
хорошего о них сказать. Часто имеются перегородки только метровой высоты или
даже вообще отсутствуют; часто отсутствуют и двери, что свидетельствует о
крайней бедности. Большей частью сгибаются над желобом. Некоторые желоба
смываются не постоянно, по запаху (и внешнему виду) - часто не смываются по
несколько дней. Это можно видеть и по крышкам. Туалетную бумагу в поездках
нужно всегда иметь при себе.
Преступность
стала проблемой в Китае. Прошли времена, когда туристы могли найти на своем
месте даже английскую булавку, которую они забыли в гостинице. Не попадайте в
ситуации, которые вы не можете оценить. Хотя сейчас жертвами криминала
становятся преимущественно зарубежные китайцы, все же не нужно очень уж
полагаться на то, что уже ничто не может произойти с кем-то только потому, что
он европеец. Наличные деньги и ценности нужно всегда носить с собой, желательно
- поближе к телу. Если у вас пропали деньги или что-нибудь другое, задумайтесь,
не хотите ли вы забрать обратно свое заявление. В прошлом, пойманные воры,
которые обкрадывали иностранцев, иногда наказывались даже смертью. Также
вынесение приговора сроком в один-два года трудовых лагерей превращалось для
многих в путь без шанса на возвращение, о чем знают только немногие иностранцы.
Контакты
Контакты с
местными жителями будут налаживаться быстро, так как много людей охотно
используют английский язык. «Откуда ты приехал?», «Как долго ты здесь пробудешь?»,
«Что ты тут делаешь?», «Как это тебе понравилось?» На этот вопрос, впрочем, всегда
надо отвечать положительно. Также, если китайцы даже критически высказываются
о своей стране, они радуются, если иностранец им возражает. Это очень похоже на
мать, которая хотя и ругает своего собственного ребенка, но бывает чрезвычайно
оскорблена, если кто-то другой говорит: «Ты, конечно же. совершенно права!»
Будьте щедры на похвалы. Может быть, вас также спросят: «Почему это тебе
нравится?» Китайцы хотели бы знать это уже точнее. Другими типичными вопросами
являются: «Сколько тебе лет?», «Ты замужем?» и «Кто ты по профессии?» При определенных
обстоятельствах осведомляются также о вашем доходе, как это заведено и в Америке,
так как многие не знают, что европеец честно отвечает на этот вопрос в
основном неохотно. Случайно может оказаться, что над вашим внешним видом
открыто потешаются, даже если вы придерживаетесь отечественных правил в одежде.
Прежде всего дети и люди маловоспитанные часто находят большие носы европейцев
захватывающе интересными. Простая попытка иностранной госпожи приобрести пару
туфель может иметь результатом откровенный взрыв хохота всего магазина. Ноги
европейки, конечно же, такие большие, как лодки! Полный человек должен
свыкнуться с вопросом: «Почему, собственно, ты такой толстый?» При этом вас
обычно не хотят обидеть, все-таки некоторые китайцы имеют очень примитивное
представление о западной «прямоте». Они пытаются в обращении с иностранцами их
копировать - с сомнительным успехом. Также светлые волосы европейцев будят
любопытство. Когда вы в автобусе чувствуете вдруг легкий щипок на коже головы
и, повернувшись, видите ребенка, который мгновенно прячет свои руки в карманы,
знайте: вы без особых усилий сделали кого-то счастливым. Совершенно определенно
вас будут часто фотографировать. Китайцы позволяют себе удовольствие фотографироваться
на фоне достопримечательностей, а иностранцев они считают именно таковыми.
Так как вы
часто получаете от людей, с которыми вы познакомитесь поближе, мелкие подарки,
такие, например, как вырезанный ножницами портрет, было бы хорошо, если бы вы
при этом сами имели подобные фольклорные пустячки, чтобы отплатить подарком за
подарок. Это могли бы быть брелки для ключей с типично европейскими мотивами
или что-нибудь похожее.
Заключение
Крайние
противоположности сопровождают путешествующих по Китаю на каждом шагу. Таковыми
являются, с одной стороны, необозримые массы людей и грубость уличной жизни,
настойчивость органов власти, уничтожение окружающей среды и корыстолюбие
многих людей, которые имели с вами дело; с другой стороны - подавляющие
ландшафтные панорамы, тепло и чуткость среди друзей, часто неожиданная готовность
помочь даже чужому человеку и культура, которая многократно превосходит нашу в
зрелости и изяществе. Китай является страной, которая никого не оставляет
холодным, равнодушным или спокойным.
Некоторые,
наконец, удивляются, как тяжело им расставаться и как долго им вспоминаются
отдельные личные встречи. Больше, чем архитектура и ландшафт, беспризорность и
хулиганство, путешественникам, пожалуй, запоминаются люди, которые на короткое
время пересекали их жизненный путь; люди, чья гордость, чей смех и спокойные,
терпеливые манеры по отношению к трудным китайским будням являются такими
впечатляющими. Тот или другой иностранец завел, вероятно, дружбу, которую он
никогда больше не забудет. И вероятно, он будет прощаться, как принято
прощаться в Китае с незапамятных времен:
«Нальем же
вина и проговорим весь день напролет. Каким маленьким ты выглядишь, когда
пьешь. Все вокруг шатается и радуется. Так прекрасно можно уйти, и прощание Позволяет
нам жить, не разлучаясь; и теперь Нечего больше добавить. Постепенно рассеются
друзья, как облака, И сам я тоже только легкая пыль».
|