Роль Данвэй в Китайской Народной Республике
«Вчера ночью я бросила взгляд на один город в
Китае, - говорила Луна-Мои лучи освещали длинные голые стены, которые
образовывали улицы. Здесь и там отыщется, пожалуй, одна дверь, но и она
заперта, потому как, чем сможет заинтересовать внешний мир китайцев?» (X. К.
Андерсен, Картинки-невидимки, Сказка моей жизни)
Данвэй
являются второй по значению после семьи основой в китайском государстве.
Существуют предпосылки к учреждению данвэй также и на Западе. Если какие-то
фирмы предоставляют сотрудникам рабочие поселки, то при этом уже выполняется
существенное условие данвэй: единство жилья и работы. Фабрика вместе с
принадлежащими к ней жилыми кварталами является подобием данвэй. Редакция
газеты или университетский факультет образовывает данвэй. В сельских областях
деревни - это данвэй в чистом виде.
Случаи, в которых жилые-данвэй и
рабочие-данвэй не совпадают по месторасположению, встречаются; но все же
стараются, чтобы их число оставалось как можно меньшим.
И такие
большие города, как Шанхай или Пекин, являются только конгломератами (подобных
сельским) мини-сообществ. Городская анонимность, как на западе или на Тайване,
здесь неизвестна. Данвэй наделяет человека определенной принадлежностью: при
телефонном разговоре всегда представляются прежде всего именем данвэй и только
потом собственным именем.
Задачи данвэй
многообразны. Если это данвэй должностных лиц или данвэй рабочих и служащих
государственного предприятия, они заботятся о местах в детском саду, о пенсионном
обеспечении, заботе о больных и охране материнства. Сельские данвэй, в которых
живет подавляющее большинство населения, не имеют никаких законных прав на
ренту или страхование на случай болезни. По-прежнему семья отвечает за все. То,
что здесь политика одного ребенка обречена на неудачу, не удивляет.
Все же данвэй
является больше чем только организацией в социально-политическом смысле. Он
«заботится» о личных делах своих участников с той же тщательностью, как это
делала бывшая большая семья: он обеспечивает мебель и билеты в кинотеатры,
улаживает супружеские ссоры, предотвращает разводы, выдает разрешение на
бракосочетание, если достигнут официальный возраст, разрешенный для брака, он
разрешает или запрещает беременности, наказывает непокорных и поощряет
вступающих в брак. Короче: он заботится «о дисциплине, порядке и помощи»67, и
делает это для любого из своих членов. Молодые люди, во всяком случае те,
которые должны оправдываться согласно уговору перед руководителями данвэй,
воспринимают его скорее не как средство безопасности, а как инструмент ограничения
своей личной свободы.
Недавние
процессы указывают, правда, на то, что данвэй больше не являются уже тем, чем
они были когда-то. Многие данвэй государственных предприятий не могут больше
полностью осуществлять выплаты заработной платы. Они выплачивают только 70%
или 80%, некоторые -только 50% или всего лишь 30% от полной суммы. Некоторые
являются банкротами. Их рабочие и служащие погружаются «в море» (сяхай) частного
предпринимательства.
Также при
выполнении своей роли гаранта жилья проявляются тенденции распада данвэй.
Некоторые из них доходят до того, что продают служебные квартиры. При обеспечении
больных возникают проблемы, если заболевший нуждается в помощи в той области,
которую не так хорошо знает врач данного данвэй. Если нужно привлекать
специалиста извне, данвэй не оплачивает издержки.
Будущее
данвэй нельзя сегодня предвидеть в ежедневно меняющемся Китае. Совсем без
таких мини-организаций Китай не обходился еще никогда. Ранее, особенно в Южном
Китае, существовали кланы, которые заботились о социальных и личных
потребностях своих членов. Существовала (и существует сегодня снова!) прямая
социальная помощь для нуждающихся участников; родственная солидарность является
неписаным законом. В архитектуре «данвэй-мышление» оставило многочисленные
следы. Запирающиеся снаружи жилые дома типичны для традиционного
домостроительства. До сегодняшнего дня оно придает Китаю бросающееся в глаза
всем гостям впечатление существующих повсюду стен. Такие комплексы зданий
показывают на все четыре стороны наружные стены, во внутреннем пространстве
жилые дома группируются вокруг совместно используемых двориков. То, что жизнь в
пределах этого оберегаемого мира иногда очень отличается от идиллии, мы знаем
из многочисленных семейных романов.
Это маленький
мир, в котором борьба сил и группировок так же обык-новенна, как и в любой
западной общине, принужденной к совместному существованию. Отчуждение от
внешнего мира, в общем и целом, разумеется, все еще действует. В пределах
данвэй моральный стандарт все еще во много раз выше, чем в безымянной толпе.
За сохранение
данвэй говорят также демографические и политические соображения. Данвэй
гарантирует (пока еще) регулируемый приезд и переезд между городами и странами.
Никто не может переезжать просто так: он же принадлежит к жилищному и рабочему
данвэй. Не было продумано, что станет с китайскими крупными центрами на
побережье, когда массовый отток в города многообещающих особых экономических
зон будет вымывать из страны миллионы людей. В 2002 году число мигрирующих
рабочих оценивалось в 80-150 миллионов; они создают собственные «поселки» на
окраинах больших городов. Здесь много бездомных, которые создают пугающий
потенциал для социального беспокойства. От права на свободу передвижения,
которому до сих пор могли более или менее действенно препятствовать данвэй,
китайцы еще долгое время должны будут отказываться.
|