Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Среда, 20.09.2017, 15:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Эти поразительные тайцы


Буддизм: всеобъемлющее влияние
[ ] 18.09.2010, 16:45
Буддизм: всеобъемлющее влияние
 
«Время зарождения этой религии неясно, невозможно точно сказать, котла она появилась и как распространялась... Сиамцы утверждают, что она происходит из Сиама».
 

Никола Жервез, 1688 г.

 

 

 
Если попытаться выделить главный фактор, фунда­ментально определяющий жизнь большинства тайцев, то это, конечно, буддизм. Образ мышления, сформированный буддизмом, проявляется почти в каждом поступке и на каждом повороте судьбы. Так что тот, кто хочет понять тайцев, должен ознакомиться с основами этой одной из трех мировой религией, распространившейся на обширных территориях Азии за пять веков до возникнове­ния христианства. То, что тайцы с течением времени соз­дали свою, таиландскую форму буддизма, говорит лишь об их национальной самобытности, которой они гордятся больше всего. Нам предстоит заняться таиландским вари­антом буддизма, а также его проявлениями в повседнев­ной жизни.
 

Буддизм основан на учении принца Сиддхартхи Гаутамы, родившегося, по преданию, в 543 г. до н. э. в Лумбини на территории современного Непала (в нескольких километрах от границы с Индией). Почетное звание Будды (Просветлен­ного), под которым он получил известность в Азии, а позд­нее во всем мире, было присвоено ему учениками лишь в кон­це его жизненного пути.
 
Сиддхартха Гаутама в юности вел роскошный образ жиз­ни, как это было свойственно большинству царствующих се­мей. Но его рано начали посещать сомнения в смысле и поль­зе материальной стороны жизни. В возрасте 29 лет он поки­нул наконец прочные стены своего дворца, навсегда расстался со своей женой Яшодхарой и новорожденным сы­ном Рахулой и отправился в одиночестве искать ответы на вопросы о смысле жизни. «Рахула» означает «кандалы», и это имя символизировало, что младенец приковывал Сиддхартху к мирской жизни. Сменить ее на жизнь духовную было, ра­зумеется, непросто. Какое-то время Гаутама подвергал себя аскезе и истязаниям, однако вскоре отверг их как бесполез­ные. Как он узнал позднее, истина всегда находится на «сре­динном пути», а не в крайних мыслях и поступках. Эта фи­лософия сбалансированного поведения и мышления и сегод­ня сказывается на психологии тайцев.
 
После множества самоистязаний Сиддхартха Гаутама на­конец достиг просветления, медитируя под деревом бодхи. Место, где произошло это событие, оказавшее такое влияние на жизнь огромного количества людей, находится в совре­менной Северной Индии. Оно было названо Бодхгая, что примерно значит «место просветления».
 
Новоиспеченный Будда, или Просветленный, сформулиро­вал основы своего учения в «четырех благородных истинах», которые отдельные западные мыслители позже сочли «враж­дебными жизни»:
 
1. Дукха («боль»). Все в жизни есть страдание.
 
2. Самудая {«желание»). Всякое страдание имеет причиной желание.
 
3. Ниродха («окончание»). Страданиям можно положить конец, уничтожив желания.
 
4. Магга («путь»). Желания, а тем самым страдание, можно уничтожить, следуя по «восьмеричному благородному пути»
 
Этот «восьмеричный благородный путь» был своего рода строгим уставом жизни, требовавшим от того, кто следовал ему, высоконравственного поведения и незыблемой самоди­сциплины. Он состоял из:
 
1. Истинного познания, т. е. познания «четырех истин» и понимания проблем существования.
 
2. Истинного мышления, т. е. мыслей, которые, не при­чиняя никому вреда, стремятся к благородным началам.
 
3. Истинной речи, т. е. речи, которая не должна при­чинять никому вреда. Люди также не должны лгать из корыстных побуждений.
 
4. Истинных поступков, т. е. не убивать, не красть и т. д., помогать своим собратьям.
 
5. Истинного существования, т. е. такого существова­ния, которое никаким образом не наносит ущерба другим.
 
6. Истинного стремления, т. е. преодоления собствен­ными силами негативных мыслей.
 
7. Истинного сосредоточения, т. е. достижения само­познания с помощью созерцания и медитации.
 
8. Истинной концентрации, т. е. такой концентрации, с помощью которой можно проследить мысль до кон­ца, не отвлекаясь от нее.
 
Даже во времена Будды лишь немногие соответствовали всем этим требованиям, для этого было необходимо огром­ное количество времени и крайняя степень сосредоточенно­сти. «Простые» люди прежде всего пытались вести нормаль­ный гармоничный образ жизни.
 
И все же тот, кто брал на себя этот труд, оказывался воз­награжден: по учению буддизма, человек переживает реин­карнацию, т. е. после смерти вновь появляется на свет в дру­гом теле - иногда человеческом, иногда как животное или де­мон. Тот, кто совершал в течение жизни больше хороших, чем дурных, поступков или путем медитации достиг чистого зна­ния, мог рассчитывать на лучшее новое рождение и тем са­мым на лучшую участь. Большое количество дурных поступ­ков, соответственно, оплачивалось негативной реинкарнацией.
 
Эта философия кармы (по-тайски - кам), воздаяния по за­слугам, и сегодня глубоко коренится в мышлении каждого буддиста и во многом определяет его жизнь. Одно из наиболее положительных следствий - поразительная невозмути­мость, с которой люди воспринимают горести и неприятно­сти, поскольку считают, что они постигли человека как заслу­женное наказание за дурные поступки в прошлой жизни.
 
Гораздо менее конструктивен закономерно вытекающий из кармической философии фатализм, т. е. отношение к плохим обстоятельствам как к неизбежно предписанным судьбой и полный отказ от любых попыток активной борьбы. Большая часть азиатского равнодушия, удивляющего, а то и раздра­жающего западного человека, коренится в представлении о неизменной карме, в которой виноват сам человек.
 
Конечная цель буддизма - нирвана (по-тайски нипхан), уничтожение всяческих желаний, бесплотное, надчеловече­ское состояние и конец цепи перерождений. Будда умер со­вершенным и просветленным, он достиг нирваны. Многие статуи «лежащего Будды» (по-тайски «Пхранон») показывают его как раз в тот момент, когда он, лежа на правом боку, пе­реходит в нирвану. Однако от «обычных» буддистов, что при­носят к статуям приношения в виде цветов и фруктов, нир­вана далека так же, как от христиан - мысль о распятии се­бя на кресте за грехи других.
 
Как и многие другие религии, буддизм после смерти сво­его основателя раскололся на несколько направлений. Юж­ная ветвь буддизма, проникшего из Индии сначала на Шри-Ланку, а затем в Юго-Восточную Азию, получила название тхеравада («учение, путь старейших»), или хинаяна («малая колесница»). В Северной Индии сформировалась махаяна («ве­ликая колесница»), распространившаяся в Китае, Центральной Азии, Вьетнаме, Японии, Корее и до XIII века игравшая не последнюю роль среди религиозных верований Индонезии, Камбоджи и других стран Индокитая.
 
В отличие от тхеравады махаяна переносит акцент с лич­ного достижения человеком нирваны на спасение мира в це­лом, поэтому идеалом становится бодхисаттва - совершен­ное «просветленное» существо, помогающее другим. Бодхи­саттва перейдет в нирвану только тогда, когда последнее существо на земле будет освобождено от страданий.
 
Буддизм начал проникать на территорию Таиланда с нача­ла нашей эры, но только при знаменитом короле Рамкамхенге из Сукхотхая (правил 1279-1318) под влиянием цейлон­ских монахов он был провозглашен государственной религи­ей. В середине XVIII века тайские буддисты «отблагодарили» своих шриланкийских собратьев. Группа монахов во главе с Пхра Упали из Аюттхаи ввела в Канди на Шри-Ланке «высшее монашеское посвящение» (только для верующих из высших каст), что способствовало возрождению на острове буддийских традиций. Отношения между братскими буддийскими странами Шри-Ланкой и Таиландом продолжали раз­виваться, и сегодня они активно обмениваются монахами. В 1978 году монахи из Шри-Ланки подарили вату Интхрави-хан в Бангкоке, как они утверждали, частички пепла креми­рованного Будды, которые были помещены в ушнишу (выступ на голове) гигантской храмовой статуи Будды.
 
В Таиланде господствует первоначально сложившийся на Шри-Ланке буддизм тхеравада, который здесь никогда не обозначают названием хинаяна («малая колесница»), как это делают приверженцы «великой колесницы». Последова­тели тхеравады считают, что в отличие от махаянистов они в точности придерживаются Священного писания.
 
За точным соблюдением всех правил следит сангха, сооб­щество монахов, или избранный из их числа наблюдательный совет. Подчинение монахов этому совету начинается уже в момент инициации, когда новые последователи Будды повто­ряют фразы на языке пали:
 
Buddham Sharanam Gacchami
 
Dhammam Sharanam Gacchami
 
Sangham Sharanam Gacchami
 

Что можно перевести как:

 

Мое прибежище - Будда.

 

Мое прибежище - Дхамма (буддийский закон).

 

Мое прибежище - сангха (монашеское братство).

 
Нарушения правил, предписанных сангхой, может привес­ти к исключению из сообщества монахов. В худшем слу­чае совет даже возбуждает уголовное дело, и нарушители рискуют оказаться за решеткой. Как и во всех конфес­сиональных наблюдательных органах, членами Совета сангхи являются пожилые, консервативно настроенные монахи, нетерпимые к любым отклонениям от предписанных норм. В 1989 году это почувствовала на себе секта «Санти асок». Она была основана в 1975 году одним телевизионным про­дюсером, прошедшим обряд инициации как «обычный» мо­нах и называвшим себя монашеским именем Пхра Бодхирак. Недовольный неверно толкуемым, по его мнению, буддиз­мом, он собрал вокруг себя множество сторонников и создал центры «Санти асок» в Бангкоке, Накхонпатхоме, Кхорате, Накхонсаване и Ройете.
 
Что же эти люди делали не так? Прежде всего, они были строгими вегетарианцами, в то время как «нормальные» мона­хи употребляют мясо. Затем, в секту «Санти асок» можно бы­ло вступить, только приняв обет на всю жизнь, тогда как обыч­но разрешается пребывать в монашестве какой угодно срок: и несколько недель, и несколько месяцев или лет. Но самое главное - эти монахи считали простую, трудовую жизнь важ­нее медитации, молитв и чтения религиозных текстов.
 
В 1989 году Совет сангхи возбудил уголовное дело против Пхра Бодхирака и его приверженцев, так как они не являлись «настоящими» монахами. Последовало долгое судебное разби­рательство. Сперва члены секты получили недолгие сроки за­ключения, но в конце концов власти переменили свое реше­ние и ограничились лишь постановлением о том, что члены «Санти асок» должны изменить свою «униформу», чтобы от­личаться от «настоящих» монахов», как того требовала сангха.
 
Во время этого дела большинство населения и почти все политики стояли на стороне всесильной сангхи. Журналистам, защищавшим «Санти асок», угрожали тюрьмой, а их издани­ям - лишением лицензии. Члены секты прекратили активную борьбу с религиозным истеблишментом и продолжают совер­шенствоваться, не привлекая к себе особого внимания. Они зарабатывают деньги, содержа биологические фермы и веге­тарианские рестораны.
 
Такая резкая реакция на «Санти асок» показала, с одной стороны, границы таиландской демократии и свободы совести, а с другой - страх таиландцев перед тем, что с таким трудом воздвигнутое государственное здание может рухнуть в любой момент. Оно покоится на трех китах, нашедших сим­волическое отражение на национальном флаге, - монархии (голубая полоса флага), народе (красная полоса) и религии, которая в основном отождествляется с буддизмом (белая по­лоса). Если поколеблется одна из основ - в данном случае религия, - угрожает рухнуть все здание.
 
В качестве опоры государственности, буддизм, как и лю­бая другая религия, пользуется защитой закона, и король Пхумипхон Адульядет считается покровителем всех предста­вленных в Таиланде конфессии. Оскорбление религиозных чувств карается тюремными сроками. Это почувствует на се­бе любой западный турист, вздумавший сфотографировать свою спутницу, усевшуюся на статую Будды. Образы Будды священны, и статуи, по мнению тайцев, подвергаются осквер­нению, если на них кто-нибудь садится или становится. Ког­да некий датский журнал опубликовал фотографии тайской девушки, позировавшей на статуе Будды, возмутились самые широкие круги таиландской общественности. Мало того, что­бы предотвратить возможное осквернение своих религиоз­ных символов, таиландцы запретили вывозить из страны скульптуры Будды - чтобы они не превращались в пресс-па­пье или вешалки для шляп.
 
Как покровитель религиозных общин, король Пхумипхон посещает не только буддийские ваты (монастыри), но также храмы и святилища других конфессий. В целом буддизм тер­пим к любой религии, если она не потрясает основ государ­ственности. Таиланд сумел стать образцом такой религиозной страны, где стычки между представителями различных веро­исповеданий, которые, например, в Индии происходят чуть ли не ежедневно, практически невозможны.
 
Сегодня 95% тайцев буддисты, 4% - мусульмане, осталь­ные считают себя христианами (около 300 ООО), сикхами и индуистами (вместе около 100 ООО). Атеистам нет места ни в статистике, ни в повседневной жизни. Атеизм для тайца - не­мыслимое состояние пустоты, существование безо всякой опоры. Путешественники, утверждающие, что не принадле­жат ни к одной конфессии, столкнутся с непониманием, воз­можно, не лишенным тщательно скрытого отвращения.
Категория: Эти поразительные тайцы | Добавил: magnitt
Просмотров: 3971 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz