Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Пятница, 25.09.2020, 09:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Эти поразительные тайцы


Монахи: заместители будд на земле
[ ] 18.09.2010, 16:53
Монахи: заместители будд на земле
«Монахи - это священники сиамцев, они утверждают, что монашеский чин имеет небесное происхождение и был основан ангелом, которого инициировал сам Соммонокодом (Будда)».
Никола Жервез, 1688 г.
 
Можно долго ездить по отдаленным районам Таилан­да и так и не встретить ни одного правительст­венного чиновника. Зато вряд ли выдастся день, в который вы не увидите буддийскую процессию. Это отме­чал д-р Ниле Малдер в 1979 году в своем исследовании «По­вседневная жизнь в Таиланде - интерпретация». В самом деле, монахи являются составной частью таиландской жизни. Невозможно себе представить Таиланд без монахов. По­скольку буддизм является государственной религией (хотя в стране и провозглашена свобода совести), то «тайство» ото­ждествляется с буддизмом, и институт монашества подкреп­ляет и подпирает государственное здание.
Буддийская таиландская традиция требует, чтобы каждый мужчина провел минимум три месяца своей жизни монахом (святым, или пхра). Раньше это обусловливалось искренним и страстным стремлением к медитации и просветлению, сегод­ня, конечно же, это редкость. Как мы уже говорили в пре­дыдущих главах, чаще всего людьми движут другие побуди­тельные причины. Многие юноши считают своим долгом пе­ред родителями поступлением в монахи «заработать» им кое-что для будущей жизни. Немалая часть бун достается и самому монаху. Неудивительно поэтому, что инициация в мо­нахи становится настоящим праздником, на который пригла­шают множество родственников и друзей. Иной раз иници­ация выливается в настоящий народный праздник, где спирт­ное льется рекой. Единственным серьезным участником праздника остается сам будущий монах, которому запрещено употреблять алкоголь.
Большую группу монахов составляют представители бед­ных слоев населения, которые не могут дать своим детям дру­гого образования. Ведь за школу нужно платить, а многим семьям это не по карману. Ват (храм) предлагает достойную альтернативу. Монахи учатся бесплатно и по сердечному вле­чению, на время учебы они обеспечены питанием после сво­их ежеутренних сборов подаяний. Иной юноша способен по­лучить таким образом солидное образование, какого он ни­когда не получил бы вне стен монастыря. Следовательно, ват выполняет функции, присущие ему и в прежние века, т. е. является одновременно местом религиозного воспитания и школой или даже университетом. Опытные монахи препода­ют тайский язык, язык пали, математику и естественные на­уки, а также основы буддизма, в чем им помогают настен­ные росписи с изображениями событий из жизни Будды и различных аллегорий. Только в 1930-е годы монастырские школы были заменены светскими учреждениями. Но и сего­дня большинство начальных школ находится в непосредст­венной близости от монастырей.
Лишь немногие юноши, уйдя в монахи, стремятся сделать карьеру священнослужителя и через много лет стать настоя­телями храмов. Хотя монахи, проведшие долгие годы в мо­настыре, пользуются в строгой храмовой иерархии высоким авторитетом, этот путь долог и полон лишений.
В среднем по стране насчитывается не менее 300 000 мо­нахов, они живут в 30 000 монастырей. Из них лишь 10% проводят десять или более лет в монастыре, и считанные еди­ницы - всю жизнь. Только их и следует относить к монахам в собственном смысле слова. Примерно 65% проводят в мо­нашестве от трех, пяти до десяти лет, причем в основном ис­пользуют это время для получения образования. Около 25% монахов остаются в монастырских стенах всего несколько не­дель или месяцев, некоторые даже всего несколько дней. Многие принимают инициацию в начале буддийского поста (кхау пханса) в июле и покидают храм по его окончании (ок пханса) в октябре. Вне зависимости от того, как долго мо­нах нес монашеский чин, он в любой момент может сложить с себя это звание. Решение принимает он сам. Правда, тот, кто трижды побывал монахом, пользуется определенным ува­жением в своем кругу. Во-первых, потому что он подчинял­ся религиозной дисциплине, а во-вторых, потому что оказал­ся хорошим сыном, помогая родителям накопить религиоз­ные «заслуги».
Занятия монаха в течение дня строго регламентированы. Удары колокола или литавр будят обитателей монастыря до восхода солнца и созывают их на молитву. Затем они с чашами {батами) в руках отправляются на сбор пожертво­ваний (бинтабат). По буддийским правилам, бат должны со­стоять из восьми частей - дна, шести боковых граней и крышки. Монах обязан принимать всякое подаяние, не выра­жая неудовольствия, и только когда чаша наполнится, он воз­вращается в монастырь и принимается за еду. После обеда монах больше ничего не ест. Вторая половина дня посвяще­на изучению священных текстов и языка пали, на которых они написаны. Многие монахи интенсивно изучают англий­ский язык. Никола Жервез в свое время увидел монахов и их усердие в невыгодном свете. Он писал: «Праздность, царя­щая в монастырях, привлекает этих людей, не знающих боль­шей радости, чем жить в полном безделье и при этом еще за счет других».
Монах должен строго соблюдать 227 канонических пра­вил. Самые важные из них следующие:
Не убивать ни человека, ни животного. Не красть. Не блудодействовать. Не принимать наркотических средств. Не занимать и не давать в долг. Ничего не есть от обеда до следующего утра. Не есть слишком много. Не причи­нять вреда ближнему. Не любоваться женщинами и не ка­саться их. Не сидеть рядом с женщиной. Не ходить в те­атр, на музыкальные представления и т. п. Не пользовать­ся духами и маслами. Не выставлять напоказ духовные достижения. Не иметь оружия. Не водить дружбы с ми­рянами для получения подаяний. Не делать ничего, что не служило бы религии. Не сидеть и не спать выше старших по чину монахов. Не желать имущества ближнего. Стричь волосы, брови и бороду. Ничего не покупать и не прода­вать. Не касаться денег, золота и серебра.
Ряд правил, по крайней мере два последних, сегодня не соблюдаются. Нередко можно видеть монаха, с монетами в руках покупающего на улице напитки или даже сигареты. Се­годня сложно буквально воспринимать эти во многом уста­ревшие правила. Время от времени в газетах даже встреча­ются сообщения о влюбленных монахах, которые вечером снимают свои оранжевые одежды, надевают джинсы и фут­болку и отправляются на ночь к возлюбленной. Бритую голо­ву они прикрывают кепкой, а на возможные вопросы любо­пытных о профессии отвечают: «солдат». В случае поимки такого нарушителя лишают сана. И это милость, если вспом­нить, какие наказания применялись к монахам за прелюбоде­яние прежде. В XVI I—XVI11 веках как сам монах, так и застиг­нутая вместе с ним женщина сжигались на медленном огне. В XIX веке оба должны были всю оставшуюся жизнь косить траву, которой кормили королевских слонов, или же работать на королевской рисовой мельнице. В 1990-е годы возросло число преступлений, совершенных буддийскими монахами, причем самых тяжких, таких как изнасилования, убийства, на­рушения закона об оружии и наркотиках. Встал вопрос о строгом отборе при принятии в монахи. Часто в монахи шли недавние заключенные, так было проще всего для начала най­ти бесплатное прибежище.
Впрочем, 227 правил монахи нарушали всегда. И до сих пор это не мешает тайцам глубоко почитать монашеское со­словие. Монахи считаются носителями позитивной духовной силы {сакси), а некоторые особо высокочтимые, так называ­емые луангпхо (что приблизительно означает «уважаемый отец»), считаются обладателями особой волшебной и цели­тельной силы. Амулеты, благословленные этими монахами, пользуются большим спросом. На некоторых амулетах изо­бражены сами монахи. Хотя луангпхо или пхрасакси («монах, наделенный духовной силой») в принципе нарушают одно из 227 правил, а именно запрет выставлять напоказ духовные достижения, раздача амулетов - обычная практика. Если луангпхо или пхрасакси умирает, то монастырь, где хранятся его бренные останки, становится местом поклонения. Молит­вы, обращенные и к умершему монаху, обещают удачу. Счи­тается, что даже изображения монахов заряжены духовной энергией. Так, например, в вате Пакнам в Бангкоке находит­ся восковая статуя высокочтимого настоятеля в полный рост, перед которой верующие ревностно молятся об исполнении желаний.
Даже король отдает дань уважения монахам. В конце по­ста (ок пханса) он, как это делали его предшественники, по­сылает им новые одежды, предметы культа, религиозные святыни. Монахи как представители высшего порядка не обязаны кланяться королю и принимают дары бесстрастно, ничем не выражая благодарности. Им нечего опасаться об­винения в оскорблении Его Величества. Может быть, в про­шлом кто-нибудь из королей и бывал этим недоволен. Ни­кола Жервез пишет, что король Нарай не допускал к себе монахов, чтобы не поставить себя в такое положение, когда он будет вынужден почтительно их приветствовать, получая в ответ лишь бесстрастную невозмутимость. Прежде-чем ко­роля проводили по рядам кути (монашеских келий), придвор­ные закрывали все окна и двери, а монахам было запреще­но выглядывать на улицу, чтобы королю не пришлось их при­ветствовать.
Советы по обращению с монахами
• Женщины ни в коем случае не должны прикасаться к мо­нахам. Иначе монах «осквернится» и должен будет пройти сложный ритуал очищения (апхат). Монахи в общественном автобусе (ездят они в основном бесплатно) всегда сидят на заднем сиденье. Остальные пассажиры уступают им там ме­сто. Женщины встают первыми, чтобы не ставить монахов пе­ред необходимостью находиться рядом с ними. За проезд в междугородных кондиционированных автобусах монахи пла­тят, так как эти маршруты, как правило, выполняют частные предприятия. В таком автобусе монах может сидеть где угод­но, только не в последнем ряду. Если случайно рядом с мо­нахом все же окажется женщина, то кондуктор тактично про­изведет пересадку. То же самое происходит и на самолетах.
• По правилам, тот, кто подает монахам милостыню, должен быть босым. (Монахи тоже босы.) В современных условиях это не всегда возможно. Еду нужно уважительно и элегант­но класть в бат (чашу), а не небрежно бросать. Женщины не должны при этом дотрагиваться до монаха. В кондиционированных автобусах и на самолетах компании «Thai Airways lnternational» стюардесса передает поднос соседу, который затем вручает его монаху.
• Если монахам во время сбора подаяний дают какие-либо предметы, их нужно передавать обеими руками. Привычную у нас подачу одной рукой воспримут как «полусердечный» дар и сочтут неуважением. Женщина не может передать предмет монаху. Монах протягивает полу своего платья или держит перед собой платок, куда женщина кладет дар. Жен­щина может передать предмет и через мужчину.
• Монахам подобает оказывать всяческое уважение. Это вы­ражается и в тайском языке, располагающем множеством местоимений для выражения различных степеней уважения. Самые распространенные из них - мынг, тхэ, кхун, тхан, кэ, су, тяу. Первое слово, мынг, может быть грубым оскорблени­ем и используется только между близкими друзьями. Тхэ не­сколько уважительнее, но тоже употребляется только между хорошими знакомыми. Кхун - самая распространенная вежли­вая форма, наиболее близкая к нашему нейтральному «вы». Но к монахам обращаются тхан, что является самым вежливым обращением. Тхан, что примерно можно перевести как «ваше преподобие», в других случаях используется крайне редко. (Кроме монахов так обращаются к уважаемым, пожилым лю­дям и высокому начальству.) Любое другое обращение недо­стойно монаха.
• Если человек проходит мимо сидящего монаха (например, за столиком в ресторане или на скамейке в парке), он должен слегка поклониться, «сделать себя меньше». Таец сочтет дер­зостью, если мирянин пройдет мимо монаха с высоко подня­той головой. Ведь в его представлении голова является вме­стилищем души. Так как монах считается высшим существом, мирянину нельзя держать свою голову выше его. Даже если голова прохожего при поклоне на самом деле и не окажется ниже головы сидящего монаха, то он по крайней мере проде­монстрирует добрую волю. Монахи не благодарят за «подчи­нение», они принимают его неподвижно и без комментариев.
• Критических замечаний о буддизме или его формах сле­дует избегать, даже если имеется прямой повод для этого. Сомнения в буддизме равнозначны неуважению к монахам, так как они являются его представителями. Также не стоит обсуждать слишком «западные» темы (например, проститу­цию, секс), так как монахи не должны об этом задумывать­ся. Конечно, и среди монахов иной раз попадется «белая во­рона», которая сама затронет эти темы, но поддерживать та­кой разговор не следует (особенно женщине).
Категория: Эти поразительные тайцы | Добавил: magnitt
Просмотров: 3456 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Сайт управляется системой uCoz