Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Воскресенье, 25.10.2020, 02:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Эти поразительные турки


Чистота и порядок - только не левой рукой
[ ] 24.09.2010, 23:52
ВСТРЕЧА РАЗНЫХ КУАЬТУР В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Чистота и порядок - только не левой рукой
Смотри, Аллах любит обратившихся к нему и чистящихся. (Коран, сура 2)
 
Немецкие туристы всегда бывают очень удивлены, когда слышат, что одним из предубеждений турков относительно европейцев яв­ляется нечистоплотность (пислик) вторых. Причина в том, что евро­пейцы моются в стоячей, то есть не текущей воде - фу-фу-фу. Тур­ки не понимают прелести принятия ванны: моются ли они под со­временным душем или традиционно используют бочку и ковш для мытья, на воде они не экономят - вода всегда должна течь.
Посещение знаменитой турецкой бани - хамама - является сегодня практически обязательной программой посещения Турции. Традици­онные бани, которые обычно располагались в старых зданиях с ку­полом, были частью комплекса, включавшего во времена Османской империи также мечети, медресе (теологические школы) и библиотеки. Поскольку подобные комплексы были расформированы Ататюрком в связи с культурной революцией и новые бани не строились, то большинство из действующих сегодня бань сохранились с очень давних времен. Нередко они настолько старые, что ими интересует­ся служба по охране памятников. Снаружи бани не обязательно вы­глядят привлекательно, но из-за этого не нужно расстраиваться и избегать их, ведь внутри посетителя ждут чистый мрамор и прият­ное расслабление.
В настоящем хамаме женщины моются днем, а вечер принадле­жит мужчинам (на западном и южном побережьях при фитнес-клубах и саунах существуют учреждения для смешанной публики предложение, которым могут пользоваться только туристы).
После оплаты на входе получают большое полотенце-пештама и проходят в помещение для переодевания. Там кладут свои вей в корзину или ящик (а ценные вещи надо оставить на кассе!), одевают деревянные ботинки (такунья), повязывают полотенце наподоби-длинного фартука на бедрах и идут, ожидая величайшего блаженства, в парную. Центр этого помещения образует мраморная четырех­угольная платформа высотой примерно 80 см (гёбекташи), котора обычно расположена непосредственно под куполом здания. Стен парной сделаны из светло-серого мрамора; около них устроены i ста для мытья, иногда выполненные в виде ниш. Здесь рядом с краном можно взять ковши и мыло, если их не выдали на входе.
Моются, смешивая воду из горячего и из холодного кранов и выливая ее на себя. Потом намыливаются и снова обливаются водой.
Вымывшись, ложатся на разогретую мраморную платформу, ко­торая в сочетании с влажностью и паром еще больше открывает по­ры. Лежа на спине, можно спокойно изучать купол хамама. На нем есть отверстия в форме звезд, через которые проходит свет в поме­щение. Наконец, подходит ваша очередь. Мужчин обслуживает тел-ляк (мужчина-служитель бани), женщин - служитель-женщина - на-тыр. Сначала посетителя растирают массажной рукавицей из козьей шерсти (кесе), намыливают и смывают пену. Потом может следовать массаж, при котором иногда хрустят ваши суставы, но - не надо бо­яться! - никогда не бывает больно или опасно. Вся эта процедура не только избавляет от отмерших частичек кожи, но и улучшает крово­обращение, так что, выходя из бани, вы почувствуете себя другим человеком.
Во время всех процедур мокрое полотенце остается повязанным на бедрах. Ни один турецкий мужчина не стремится появиться где бы то ни было в голом виде после обрезания. Несколько лет назад фильм «Турецкая баня» режиссера Ферхана Озпетека, выпущенный совместно Италией, Турцией и Испанией, затронул в связи с темой хамама проблему гомосексуализма. Дело в том, что с османских времен ходят слухи, будто бани предлагают больше, нежели простое расслабление. Турецкое банное объединение резко протестовало против такой клеветы и указывало на то, что именно муж­чины используют баню быстро и целенаправленно, чтобы помыться вечером.
Это соответствует действительности, потому что в отличие от женщин, которые часто приходят группами и проводят в бане целый день, мужчины заходят в баню ненадолго после работы. Мужчины приходят обычно одни, в основном молчат и расслабляются от забот рабочего дня.
Женщины, наоборот, считают посещение бани «социальным» со­бытием. Раньше, когда еще не в каждом доме был душ, было тради­цией, что вся женская родня проводила в бане вместе с невестой один день перед свадьбой (дююн). Также принято, что женские «компании» имеют свои установленные дни для посещения бани.
Хамам является одним из немногих мест, принадлежащих к муж­ской, «внешней» сфере, которое может быть законным местом встречи женщин. Женщины не только наслаждаются мытьем и ухо­дом за телом, но и смеются, сплетничают, шутят и спорят что есть мочи (например, о мужчинах). Европейские женщины, пришедшие в баню, могут быть уверены, что привлекут к себе всеобщее внимание и любопытство. Одна моя подруга, которая несколько лет назад по­сетила баню со своей знакомой из Марокко, потом в течение не­скольких дней восхищалась открытостью и дружелюбием турецких женщин. По ее словам, ее еще никогда так подробно не расспраши­вали. Особое удивление вызвали волосы под мышками, постоянно повторялся вопрос, не будет ли она их удалять.
Теперь перейдем к различиям между пис (грязный, неопрятный, про­тивный, непорядочный) и темиз (чистый, опрятный, привлекатель­ный, порядочный). Уже из сравнения четырех значений каждого слова видно, что речь идет не только о гигиене.
Говоря о фитне, мы узнали, что точное разделение в исламе муж­чин и женщин требует дополнительного внешнего выражения про­тивоположности полов. Как территориальное разделение полов должно быть по возможности максимально точным, так и физичес­кие признаки принадлежности к конкретному полу должны читать­ся без затруднений, быть ясными - или «чистыми». Этим объясня­ется тот факт, что оба пола удаляют волосы на лобке, чтобы под­черкнуть свою принадлежность к соответствующему полу.
Волосы на лобке считаются пиз, в значении этого слова «нечистый неясный». От этой скорее сексуально-теоретической нечистот недалеко и до гигиеническо-эстетической стороны этого слова значении «грязный - мерзкий». При этом грязное - это также еще неясное, то есть то, что из-за отсутствия узнаваемости препятствует контролю или идентификации. Этим объясняется и то, что женщины удаляют также волосы на ногах и в подмышках, потому что волосы на теле являются мужским признаком - исключение составляют только волосы на голове. В то время как борода делает мужчину чистым и привлекательным именно как мужчину, женщина должна удалить волосы со своего тела, если она хочет быть привлекательной, чистой женщиной. Эпиляцию (ада) ног, подмышек и вол на лобке делают с помощью специальной пасты, которая содержит либо сосновую смолу, либо сиропообразную сахарную массу с добавлением лимона (ада кулланмак).
Такое же многообразие значений слов пис и темиз можно наблюдать при их употреблении в связи с ритуально-религиозным очищение Кроме тех вещей, которые сами по себе всегда являются грязными (например, экскременты, свиньи и собаки), существуют также так физические состояния или ситуации нечистоты, которые не да возможности человеку войти в мечеть, молиться или поститься, потому что «в состоянии нечистоты» нельзя приблизиться к Богу. Это приводит к необходимости ритуального очищения (или мытья) (а тес). Такое очищение проводится после следующих действий или с стояний: после полового акта, после менструации (также и после регулярных кровотечений), после еды и после посещения туалет Перечисление этих действий ясно показывает, что женщины из своих физиологических особенностей намного чаще, чем мужчин находятся в «нечистом состоянии». Во время поста в месяц рамада женщины несколько дней не могут поститься из-за менструаций, но эти несколько дней они должны наверстать уже после рамадана. Поститься нужно обязательно определенное количество дней.
Также понятно, что религиозная нечистота - но не личная нечистоплотность! - тесно связана с сексуальностью. Поскольку к этому состоянию относится и рождение ребенка - оно делает женщин религиозно нечистой на 40 дней, то временные различия в пребывании в нечистом состоянии между мужчиной и женщиной е больше увеличиваются. В связи со своими биологическими особенностями женщины по природе менее чистые, чем мужчины, потому что в отличие от мужчин женщины не могут совсем исключить свои биологические процессы или контролировать их.
Сексуальность и все с ней связанное относится, как уже говори­лось, к махьрему (тайное, интимная зона). В отношениях с Богом -но не в отношениях между полами - область махьрема является харам (запрещенной). Все, что там происходит - половой акт, семяиз­вержение, рождение ребенка, притягивает к себе религиозную (!) нечистоту. Запрещенное - это нечистое, то, что делает невозмож­ным приближение к Богу. Следовательно, ритуальная чистота - это только религиозная чистота, которая в будние дни неосознанно приводит людей к гигиеническим мероприятиям. То есть чистота из­начально имеет идейную, а уже потом практическую природу.
Запрещено употребление в пищу свинины, и еще - как заявляет Андреа Петерсен - харам является выставление напоказ определен­ных частей человеческого тела, «для женщин это все, что ниже гру­ди, для мужчин - все, что ниже пупка. Перед погребением с мерт­вых снимают мерку. Глубина могилы зависит от пола умершего. Все, что является харам, должно быть хорошо закрыто, когда мертвый будет в могиле. Женские могилы поэтому более глубокие, чем муж­ские»80. Естественно, что верхняя часть тела чище, чем нижняя. Го­лова (идеальное) находится над всеми другими частями тела и фи­зиологическими функциями, которые ближе к земле (материально­му) и земному (различные выделения, сексуальность, рождение). Стремление к чистоте (укрывание харам) связано с уже описанными правилами того, как следует одеваться. По этим правилам оставлять открытыми сексуальные части тела - и сейчас мы увидим сразу все значения слова пис - считается не только религиозно нечистым, но и эстетически непривлекательным и морально непорядочным. По­следующие значения вытекают из первого. И в связи с этим женщи­ны, как мы давно знаем, вынуждены прятать больше, чем мужчины.
Теперь следует сделать вывод, что мужчины по причине своих природных особенностей имеют более простой путь не только к чи­стоте, но и к Богу. Такое - имеющее место во всех так называемых «высокоразвитых культурах» - «повышенное» положение мужчин выражается в традиционных областях Турции буквально в том, что мужчина не только ходит уверенно и гордо, но и его взгляд, все его манеры устремлены вверх. (Женщина же, напротив, старается неза­метно проскочить через общественное место, все ее тело направле­но «...вниз, к земле, к дому, во внутреннюю сферу...»)
Стремление вверх, более сильная связь с Богом (и связанные с этим категории авторитета и чистоты) находят выражение во многих областях. Очевидно, что тонкие, фаллические минареты (аналоги ба­шен готических церквей) стремятся в небо. С минаретов разносится над местностью мужской призыв к молитве (эзан). У их оснований верующие проводят ритуальные омовения у шадырвана (фонтан около мечети), очищаясь от материальной грязи, прежде чем они начнут свою молитву, обращенную к Богу. В этом же смысле очища­ет и текущая сверху вниз вода, а как же можно добиться очищения в стоячей воде в ванне? Также в доме «все ценные предметы - на­пример семейные фотографии - висят или стоят всегда как можно выше, на шкафах или на высоко расположенных полках. Мужчины сидят наверху, на диване, женщины же на полу».
Легко заметить, что исламское понимание чистоты больше связа­но с ритуальной чистотой, чем с личной гигиеной. Гигиена вытекает из ритуальной чистоты, причем многие люди не осознают связь ре­лигиозной чистоты и гигиены. Петерсен говорит, «что замужняя женщина не должна садиться на кровать незамужней девушки, по­тому что первая является нечистой (то есть сексуально активна), а вторая чистой (то есть сексуально нетронутой).  Однако этому обычаю вряд ли следуют в современной Турции осо­знанно.
Тем не менее этот пример указывает на до сих пор живую взаимо­связь чистоты и чести (намуса). Чистота (девственность) должна от­деляться и держаться в стороне от нечистого, а мужчина, который не может содержать чистым, порядочным и опрятным свой внутренний мир (семью, дом, махьрем), теряет свою (религиозную и со­циальную) честь.
Поскольку алавиты на своих ночных (!) сборищах находятся вме­сте с женщинами и вообще не выполняют установленные суннит­ские ритуалы, такие как пять ежедневных молитв или пост в месяц рамадан, то их и считают грязными, непорядочными и бесчестными. Ночные собрания, к тому же еще и с женщинами, и без того явля­ются непорядочными. (Ночь из-за своей особенности укрывать или покрывать различия между людьми является самым опасным - трудноконтролируемым - временем суток, она ведет к нечистоте, то есть к смешению разделенных - для мужчин и для женщин - зон). А не­соблюдение ритуалов оставляет алавитов - с точки зрения суннитов - постоянно в нечистом состоянии, ведь тот, кто не делает свое по­ложение ясным и определенным с помощью внешних ритуалов, явля­ется подозрительным и не может быть включен в общину. Алавиты, конечно, возразили бы на это, заявив - и здесь они близки к христи­анскому пониманию религиозного поведения и порядочности, - что не так важны внешние ритуалы, как внутреннее отношение к Богу. Таким образом алавиты поворачивают аргумент суннитов против них же: сунниты являются грязными, потому что моются только внешне, следуют слепо ритуалам, а в душе себя так не ведут.
Здесь легко узнается старое противоречие между скорее личным, внутренним отношением к Богу (алавиты, христиане) и внешнем от­ношением, где все зависит не от внутренних целей и убеждений, а от следования ритуалам. Религиозная, социальная и моральная дей­ствительность для суннитов существует не в человеке, а вне его, в созданном Богом мире, к которому каждый отдельный человек дол­жен приспособиться с помощью своего внешне корректного, соот­ветствующего ситуации поведения. Это противоречие между лич­ным самоопределением с одной стороны (алавиты здесь очень близ­ки западному миру) и неличной и непререкаемой зависимостью от ситуации с другой (сунниты предстают как непоколебимые предста­вители древней закрытости и зависимости) мы будем встречать в Турции постоянно.
Теперь вернемся к более конкретным понятиям. Самое почетное положение в доме занимает, конечно, священная книга - Коран. Его можно брать и читать только в чистом состоянии, причем его каса­ются только правой рукой, и ни в коем случае не левой. То же самое касается и еды. Кушанья отправляются в рот только правой рукой, левая рука остается более или менее незанятой. Потому что она яв­ляется нечистой - ею пользуются в туалете.
Разбирающиеся в гигиене и в унитазах европейцы обыкновенно ос­таются неравнодушны в отношении этой столь повседневной темы и морщат нос, когда видят перед собой во время экскурсии деревен­ский тувалет (туалет). И думая об упомянутом вначале предубежде­нии, задаются вопросом: кого же скорее можно назвать «негигие­ничным» - того, кто восседает на сияющем чистотой керамическом троне и пользуется трехслойной туалетной бумагой с запахом цве­тов (туалет по-французски) или того, кто сидит в неудобной позе над окруженным мухами углублением (туалет по-турецки), с трудом пытается удержать равновесие и вынужден пользоваться только во­дой и левой рукой - бумаги здесь нет и в помине.
Для западного туриста ответ провоцирующе прост: разумеется, европейца. Конечно, ведь в то время как анатолийский крестьянин совсем не касается своего «унитаза» и очищается только с помощью воды и собственной кожи (руки), европеец сидит там, где сидело уже много других людей, размазывает и трет (как это можно очис­тить без воды?!), пока у него не заболит попа, расходуя, помимо все­го прочего, намного больше материала, чем предусмотрительные в отношении экологии азиаты.
Но западный человек не должен ничего опасаться, проживая в отеле или посещая ресторан в турецком городе или на побережье. Здесь западная культура сидячих унитазов зашла далеко. Я никогда не забуду язвительное высказывание одного грека - вспомните, что между турками и греками существует закоренелая культурно-историческо-политическая вражда, кото­рый с громким смехом рассказал мне историю об одном анатолий­ском гастарбайтере: он, впервые увидев европейский туалет, снял ботинки, чтобы залезть на унитаз. «Варвары, нецивилизованные лю­ди, они даже не знают, как пользоваться туалетом» - такова оценка человека, якобы стоящего на более высоком культурном уровне.
Многие европейцы, которые впервые стоят перед туалетом ту­рецкого типа, заглядывают в него так же озадаченно, как и тот кре­стьянин, который даже и представить себе не мог, что на унитаз можно сесть, ведь он предназначен для экскрементов, нечистого.
Как уже было сказано, в курортных районах Турции в распоряже­нии туристов всегда есть и любимый унитаз, и естественно, в допол­нение к нему имеются все необходимые аксессуары. Но если .вам все же придется столкнуться с туалетом турецкого типа, то по возмож­ности не стоит бросать бумажные носовые платочки в дырку - ре­зультатом будет совсем негигиеничное засорение.
Пост в месяц рамадан
В месяц поста рамадан в центре «испытаний» стоят физические по­требности человека - как сексуальные, так и «оральные», то есть еда и курение. При этом воздержание означает не только физическое, но и прежде всего духовное и социальное очищение, разграничение по­нятий пис и темиз. День, когда все видно и все очевидно, показывает всей общине не только верующих, но и порядочных. Рамадан - это продолжающиеся в течение светового дня коллективные старания выполнить заповеди Бога и достичь очищения. Ночь, когда становят­ся неясными все различия и категории и когда люди уже не находят­ся в общественном месте, не подходит для демонстрации обществен­ной порядочности. В это время пост, который должен проходить в об­щественном - а не в частном! - месте, уже не имеет смысла.
Рамадан - это не только месяц очищения, но и месяц солидарно­сти людей. Даже те турки, которых уже мало что связывает с исла­мом, соблюдают пост.
Уже упоминалась связь чести (намуса) и чистоты. Одной из обязательных добродетелей супруги является умение содержать внутреннюю зону (Дом) чистой, то есть освобожденной от грязи. Внешняя грязь поставила бы под вопрос внутреннюю чистоту и порядочность женщины и была бы опасна для ее чести. Свои физические потребности женщина тоже прячет от чужих, потому что она не хочет сделать объектом наблюдения нечистые (оскорбительные для чести) действия в своем доме. В традиционных семьях это касается и упо-требления пищи: если в доме чужой мужчина, то там вряд ли уви­дят, чтобы женщина ела - если вообще увидят женщину. С этими словами мы переходим к пониманию в Турции гостеприимства...
Категория: Эти поразительные турки | Добавил: magnitt
Просмотров: 3962 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Сайт управляется системой uCoz