Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Четверг, 17.08.2017, 03:30
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Эти поразительные турки


Ислам
[ ] 24.09.2010, 23:36
КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ТУРЕЦКОГО ОБЩЕСТВА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Ислам
Что же с ними, что они не веруют, и, когда им Читают Коран, не поклоня­ются? Да, те, которые не веруют, считают (Коран) ложью! А Аллах лучше знает, что они таят.
(Коран, сура 846)
 
Этому не верят, но в туристических местах на турецком берегу Эгейского моря действительно есть желающие запретить усилен­ное через громкоговоритель чтение молитвы муэдзином (турецк. muezzin - «выкрикивающий молитву»). Здесь, на кемалистском за­паде Турции, среди уважаемой международной, в основном хрис­тианской, приезжей публики думают прагматично. Призыв к молит­ве (эзан) нарушал бы якобы светскую атмосферу отдыха, и вообще, присутствие ислама на побережье было бы скорее показным, хва­тило бы и того, что люди слушают молитву в мечети. Но даже у Ор-хана, вовсе не глубоко религиозного молодого продавца, который к тому же долгое время жил в Германии, от таких предложений появ­ляется нехорошее чувство: «Муэдзины читали молитвы в течение
столетий, и это никому не мешало. Громкоговорители ввели с тем расчетом, что селения разрослись и стали более шумными. Ни один человек не имеет ничего против автомобильного шума или оглуше­ния окрестностей по вечерам музыкой из бара для туристов. Но пять минут чтения муэдзина - это конечно же слишком сильно на­рушит тишину...»
Конечно, так далеко дело, вероятно, не зайдет. Потому что даже в самых «озападненных» туристических местах у ислама достаточно почитателей среди работающего турецкого населения, которые в случае таких унизительных требований устроили бы забастовку. С другой стороны, несмотря ни на что, всегда есть туристы, которые в монотонном чтении молитвы находят восточное волшебство ска­зок цикла «Тысяча и одна ночь». И когда внезапно начинает звучать мужской голос, кажется, будто в воздухе висит не совсем исчезнув­шее прошлое...
Кто в провинциальном городе Манисе посетит чайный сад, нахо­дящийся между двумя соседними мечетями Мурадийе-джами и Улу-джами, сможет во время молитвы услышать великолепный дуэт. Му­эдзин из мечети Мурадийе энергично начинает чтение молитвы, приглушенно и вместе с эхом от звука голоса первого повторяет вто­рой муэдзин из другой мечети ту же самую молитву, и она превра­щается в длящуюся несколько минут религиозную гармонию. Только на некоторых слушателей это уже почти эстетическое обращение к Богу может произвести неприятное впечатление - независимо от их отношения к исламской религии.
Более 1000 лет назад тюркские племена при их продвижении на Запад приняли ислам, можно даже сказать, что они со времени на­ступления сельджуков стали важнейшим защитником исконно зсаб-ской религии. Современная Турция, несмотря на почти восьмидеся­тилетнее господство кемалистов, осталась исламской страной. Больше 99% населения (официально только 0,2% являются христи­анами) относят себя к вере своих праотцев, и прежде всего на вос­токе страны и в сельской местности исламские представления и се­годня откладывают отпечаток на повседневную жизнь общества.
Возникновение и основы ислама.....
Самая молодая из великих мировых религий, которая была основа­на пророком Мухаммедом (570-632, полное имя Абдул Казем Му­хаммед ибн Абдаллах). Будучи торговцем ладаном на старом торго­вом пути между Палестиной и Аравией, он контактировал с двумя древними религиями - иудаизмом и христианством. В 610 году Му­хаммед уединился на горе Хира, где ему явился архангел Гавриил.
Он передал Мухаммеду Божественные Откровения, которые позволили ему стать вестником и проводником новой религии. Мухаммед начал свою миссионерскую деятельность в Мекке, где древнейших времен находилось святилище арабских божеств, против которых теперь были направлены монотеистические поло­жения Мухаммеда. Испугавшись за статус своего города как паломнического центра, жители Мекки отреагировали озлобленно и даже посягнули на жизнь пророка, так что в 622 году он бежал в Медину. Этот уход (хиджра) является началом исламского летоисчисления.
Мухаммед, который продолжил борьбу из Медины, вернулся в Мекку лишь в 627 году, после того как он заверил заинтересованных в доходах от паломничества жителей города, что здешнее святили­ще Кааба станет центром новой веры (изначально Мухаммед хотел возвысить до статуса центра ислама Иерусалим). Из святилища ку­бической формы, в котором хранился черный метеорит, были убра­ны старые божества. Каждому верующему было предписано в буду­щем по крайней мере один раз в жизни совершить паломничество (турецк. хадж) в Мекку, чтобы там семь раз обойти святилище Каа­бу, построенное, по преданию, Авраамом. Кроме того, Кааба как ре­лигиозный магнит указывала всем мусульманам направление, в кото­ром следует обращаться во время молитв {кибла). Михраб (молит­венная ниша) всех мечетей в мире всегда обращена в сторону Мек­ки. Приблизительно миллиард верующих в 184 странах мира (ислам занимает второе место по численности верующих после христианст­ва) склоняет во время молитвы свои головы в направлении города, в который до сих пор запрещен въезд для немусульман.
После смерти Мухаммеда его последователи, халифы, переняли управление исламской общиной (араб, умма), которую пророк со­здал как образец для подражания из своих сторонников в Медине. Умма - это общество верующих, которое определяется, независимо от этнической принадлежности его членов, преданностью одному Богу (= исламу; наравне с исламской есть также христианская и иу­дейская уммы). В отличие от деполитизированого западного христи­анства умма носит двойной политико-религиозный характер. То есть она претендует на то, чтобы быть единственной, кто определяет ценности общественно-политической жизни ее представителей, так что - и это совсем не соответствует западному пониманию религии как чего-то личного - ислам никогда не следует понимать как какое-то частное отношение к Богу.
Верующие исламской уммы называют себя мусульманами («отдаю­щие себя Богу»), но никогда магометанами, как неправильно их часто именуют на Западе, потому что сам пророк считал себя последовате­лем Авраама, Моисея и Христа, пророчествовавших о Боге. Мухам­мед считается вестником Бога [Аллаха), а не самим Богом, как Иисус Христос у христиан. Триединство христианского Бога чуждо исламу, его монотеизм в этом отношении последовательнее и строже.
Умма - и это важно для самооценки исламского государства -представляет собой земное приближение к идеальному обществу, которое базируется на показанных Богом принципах (см. ниже). Именно фундаменталистские государства - например Иран - счита­ют себя в некотором роде реализацией божественной воли на зем­ле, воли, которой в их восприятии, естественно, противостоят со­временный западный индивидуализм и светская жизнь. Последние считаются безнравственными заблуждениями, подсказанными «на­шептывающим» («нашептывающий» - это Иблис, часто упоминаемый в Коране сатана).
В связи с уммой нельзя не упомянуть пользующийся сегодня на Западе дурной славой джихад (турецк. джихат). Слово вообще-то означает «борьба за дело Бога», но сегодня оно почти все время пе­реводится как «священная война». Джихад в узком смысле направ­лен против неверных или против сатанисткой угрозы умме и в этом отношении понимается как «справедливая война». Ее участники как «борцы за веру» - моджахеды (турецк. мюджахит) - становятся свя­тыми, потому что умереть или рисковать своей жизнью за Бога зна­чит искать прямой путь в рай. «Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду».
Даже Кемаль Ататюрк, который точно не был верующим, исполь­зовал великую внушающую силу джихада. Так многие его солдаты в национальной освободительной войне против Греции считали себя моджахедами, хотя после победы кемалисты не хотели больше ни­чего знать о помощи этой мотивации.
Теперь перейдем к самой религии. Исповедание ислама требует придерживаться следующих шести основных положений:
1. Вера в одного Бога (Аллаха). Следование этому положению подтверждается мусульманами каждый день в форме прочтения шахады (см. ниже).
2. Вера в божественных ангелов, важнейший среди ангелов - известный в христианстве ангел Гавриил.
3. Вера в Священную книгу - Коран. Составленная первым хали­фом после смерти Мухаммеда - сам пророк скорее всего не мог ни читать, ни писать, книга, состоящая из 114 глав (сур), представля­ет собой Откровения Бога, ниспосланные пророку. Это означает, что Коран есть Слово Божие. Сложность и глубина книги оправды­вают возможность ее интерпретаций и научные споры, однако ее божественность не может быть ни в коем случае поставлена под сомнение.
Впрочем, христиане и иудеи тоже являются «людьми Книги» (араб. ахл аль-китаб), и этим они выделяются из других религий. Правда, их книги искажают Слово Божие - например через провозглашение Иисуса Христа сыном Бога, так что христиане и иудеи на протяже­нии исламской истории рассматриваются и как «защищенный народ» (ахл ад-дхимма), и как неверные, которых следует покорить. Но ес­ли на вопрос о принадлежности к какой-либо конфессии кто-либо ответит верующему мусульманину, что принадлежит к религии, не имеющей священной книги, или что он атеист, этот человек найдет, как правило, мало понимания и еще меньше признания.
Наряду с Кораном руководством для социальной и религиозной жизни являются также хадисы, устные предания о высказываниях и действиях пророка, собранные в письменном виде в сунне (арабск. «образец», турецк. сюннилик). Суннитский ислам (его последователи признают сунну без всяких оговорок), которому преданы 80% всех турков, является основным направлением в исламе; он считается ор­тодоксальным, то есть «правоверным». Суннизму противопоставлены около 80 более или менее расходящихся точек зрения на исламскую веру (второй по численности группой мусульман являются шииты, см. ниже). И Коран, и хадисы являются для суннитов главнейшими и ав­торитетнейшими источниками для решения как религиозных, так и общественных вопросов. На них основано, например, исламское ре­лигиозное право - шариат (турецк. шериат), которое и сегодня ис­пользуется в ряде исламских государств (например в Пакистане).
4. Вера в божественных посланников (пророков). В цепочке, включающей Моисея, Авраама и Христа, Мухаммед является по­следним посланником, принесшим людям, наконец, истинное Слово Божие. Его предшественники - наряду с вышеназванными среди них упоминаются также древнеарабские пророки Худ и Салих - также считаются посланниками Аллаха, но принесенные ими вести были неправильно восприняты (и записаны).
5. Вера в Судный день. Как и в христианстве, души перед Боже­ственным Судом должны взять на себя ответственность за совер­шенные дела, по которым решается, отправится душа в рай (турецк. дженнет) или в ад (джехеннем).
6. Вера в предопределение (кысмет). Типичная для Востока вера в судьбу в отличие от первых пяти принципов оспаривается и одно­значно не следует из Корана. В Турции в отношении этого принципа также существуют разные мнения - например алавиты (см. ниже) признают за каждым человеком свободу выбора и ответственность, противополагая их судьбе.
Наряду с пятью или шестью догматами исламской веры существуют пять практических религиозных обязанностей (так называемые пять столпов ислама, арабск. аркан ад-дин). Они представляют собой обязательные для каждого верующего мусульманина нормы поведе­ния.
1. Первая обязанность - ежедневное признание в вере в одного Бога (Аллаха): «Нет никакого другого Бога, кроме Аллаха, а Мухам­мед - это его пророк». Публичное и искреннее произнесение этого свидетельства (арабск. шахада, турецк. шехадет) показывает при­надлежность к исламской вере; в исламе нет публичного символиче­ского обряда посвящения в веру, такого как, например, крещение в христианстве.
2. Следующим долгом является ежедневное чтение пяти молитв (арабск. салат, турецк. намаз): на восходе (1), в полдень (2), после обеда (3), вечером (4) и с наступлением ночи (5).
Молитвенный дом мусульман - мечеть (турецк. джами или месджит; последнее слово обычно означает маленькую мечеть, в кото­рой не совершаются такие важные публичные пятничные молитвы). Со стройных молитвенных башен (минаретов) уже известный нам муэдзин выкрикивает эзан (призыв к молитве), который собирает всех верующих на общую молитву. (Количество минаретов - их обычно один или два - говорит о значении мечети: когда султан Ах­мед, правивший в 1603-1617 годах, приказал устроить при строив­шейся по его заказу Голубой мечети в Стамбуле шесть минаретов, жители Мекки обиделись, так что султан вынужден был соорудить при Великой мечети в Мекке седьмой минарет).
У специальных фонтанчиков (турецк. шадырван) около мечети пе­ред молитвой происходит ритуальное омовение (турецк. апгес): по определенным правилам под текущей струей воды должны быть омыты руки, стопы и лицо. Достигнутая таким образом религиозная чистота сохраняется до посещения туалета, употребления пищи или вступления в половые отношения.
Естественно, в мечеть входят без обуви. На ковриках мечети происходит сама молитва. Лица молящихся направлены в сторону михраба (молитвенная ниша, обращенная в сторону Мекки) и нахо­дящегося обыкновенно рядом минбара (кафедра для чтения про­поведей). Верующий произносит молитву; при этом он много раз касается пола лбом и ладонями и постоянно меняет положение те­ла, то наклоняясь к коленям, то сидя прямо. Мужчины и женщины молятся отдельно. Последним в мечети обычно отводится отгоро­женная комната или галерея, где женщины скрыты от мужских взглядов.
В соответствии с исламским запретом на изображения в мечети в противоположность христианским церквам нет антропоморфных изображений (например образов пророков). Тем грандиознее кажут­ся украшения с геометрическим или растительным орнаментом.
Самая важная молитва - пятничная (турецк. джума намазы), по­тому что пятница (турецк. джума) в исламе имеет такое же большое значение, как воскресенье в христианстве. И хотя со времени ре­форм Ататюрка в Турции, как и на Западе, воскресенье является не­рабочим днем (с 27.05.1935), значение пятничной молитвы от этого не уменьшилось. Вышедшие из арабского языка слова джума и джа­ми («мечеть») произошли от одного корня, означающего что-то вро­де «собирать вместе». Таким образом, пятница и ее важнейшая мо­литва указывают на то, что это день собрания общины (уммы).
Обязательное чтение пяти молитв не связано с посещением мече­ти. Мусульмане могут везде обеспечить себе личное молитвенное место, при этом они должны постелить на землю коврик для молитв или другую подходящую подстилку, чтобы потом кланяться в на­правлении Мекки. Если под рукой нет воды, то для ритуального очи­щения можно использовать песок.
3. Третья практическая обязанность - уплата социального налога или налога на содержание бедных (арабск. закат, турецк. зекят), который нельзя путать с добровольным пожертвованием бедным (ту­рецк. садака). Социальный налог является для обеспеченных людей видом обязательного религиозного налога, который некоторыми бо­гословами (ходжа) устанавливается на уровне 2,5% от годового до­хода. Иначе, чем исключительно семейный принцип поддержки в западном обществе, налог на содержание бедных подчеркивает со­циальную ответственность каждого члена общины, хотя в Турции сегодня, конечно, как социальный инструмент введен также и налог, взимаемый государством.
Садака же означает требование помогать нуждающимся по мере своих возможностей. Дары всегда добровольны, но «никогда не до­стигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что люби­те. А что бы вы ни издержали - Аллах про это знает».
4. Важной религиозной обязанностью является пост (оруч) в ме­сяц рамадан (турецк. рамазан). Каждый верующий с восьми-девяти лет в этот месяц на время между восходом и заходом солнца отка­зывается от еды, питья, курения и половой близости. Такие требова­ния имеют определенные последствия прежде всего для работаю­щих людей, так как немало фирм отмечают в это время у своих ра­ботников пониженную мотивацию и интенсивность работы. Это происходит в первую очередь в том случае, если .месяц рамадан вы­падает на жаркие и самые длинные световые дни летом. Дело в том, что месяц поста зависит от исламского лунного календаря, по кото­рому год на 11 дней короче, чем известный нам солнечный год. Та­ким образом, начало месяца рамадан каждый год по солнечному ка­лендарю сдвигается на 11 дней вперед. Месяц поста объявляется официально, когда девятый раз в лунном году появляется молодой месяц. Заканчивается же рамадан с рождением десятой луны.
Естественно, что при таких условиях жизнь больше ориентирова­на на ночное время, потому что пост легче перенести, если спать днем. Еще до восхода солнца едят сухур, завтрак во время рамада­на, чтобы продержаться целый день. С заходом солнца призыв му­эдзина освобождает всех голодных и испытывающих жажду от их мучений. Уже за некоторое время до этого все улицы становятся безлюдными, потому что все ждут избавляющего призыва, чтобы потом всем вместе подкрепиться ифтаром - ужином. В переполнен­ных ресторанах как по команде начинают стучать вилки и ложки.
Кто, путешествуя, попадет в это время в небольшое религиозное местечко и разделит с другими ифтар, наверняка почувствует, что наряду с религиозным пост обладает еще и социальным значением. Все чувствуют себя более связанными друг с другом, и не только по­тому, что разделенное всеми страдание сближает, но и просто по­тому, что время поста превращает частное ощущение жизни в об­щее ощущение. Заманчивость сопереживания и солидарности с другими людьми во время поста способна в этот период заставить почувствовать повышение значимости своих личных и обществен­ных действий даже нерелигиозных людей. Так, в «светской» Турции, где никто не следит за соблюдением рамадана со стороны государ­ства пост в моде, будь это по вышеназванным или другим причи­нам, например потому, что хотят использовать это время для поху­дения. Относящаяся к уже известным нам обязательным молитвам ночная молитва {терави намаз) подчеркивает, как и религиозные те-ле_ и радиопередачи, совместное переживание месяца рамадан.
В туристических местах Турции для отдыхающих ничего не меня­ется, но в какой-нибудь деревне в Восточной Анатолии может быть и так, что днем все рестораны и магазины закрыты, хотя от путеше­ственников никто не требует соблюдать пост.
Если по каким-либо причинам пост был прерван на один день -пусть даже выкуриванием одной сигареты - то этот потерянный день можно восстановить и после рамадана. Рабочие, занятые на особо тяжелых работах, больные, туристы, беременные и женщины, у которых месячные, и без этого освобождаются от поста.
5. Последний столп ислама, как и предыдущий, можно назвать знакомым Западу, но только потому, что на Западе помнят образ ха­джи Халефа Омара из прочитанной в молодости книги Карла Мая. Хаджа (турецк. хаджи) - это тот, кто успешно завершил паломниче­ство в Мекку (турецк. хадж), то есть хотя бы раз в жизни во время исламского месяца зульхиджа - последний месяц исламского лунно­го календаря - семь раз обошел вокруг святилища Кааба и при этом совершил множество ритуальных действий. Так как Саудовская Ара­вия каждый год определяет число кандидатов в паломники на каж­дую страну по определенному принципу, то «Отдел по паломничест­ву» (Хадж Даиреси) в «Президиуме по религиозным вопросам» (Дий-анет Ишлери Башканлыйы, см. ниже) имеет внутренний контроль над турецким контингентом паломников. Каждый год более пятиде­сяти тысяч турков могут совершить паломничество в Мекку. Но ко­личество желающих намного превышает это число.





Категория: Эти поразительные турки | Добавил: magnitt
Просмотров: 3467 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz