КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ТУРЕЦКОГО ОБЩЕСТВА ВЧЕРА
И СЕГОДНЯ
Ислам
Что же с
ними, что они не веруют, и, когда им Читают Коран, не поклоняются? Да, те,
которые не веруют, считают (Коран) ложью! А Аллах лучше знает, что они таят.
(Коран, сура
846)
Этому не
верят, но в туристических местах на турецком берегу Эгейского моря действительно
есть желающие запретить усиленное через громкоговоритель чтение молитвы муэдзином
(турецк. muezzin -
«выкрикивающий молитву»). Здесь, на кемалистском западе Турции, среди
уважаемой международной, в основном христианской, приезжей публики думают
прагматично. Призыв к молитве (эзан) нарушал бы якобы светскую атмосферу
отдыха, и вообще, присутствие ислама на побережье было бы скорее показным, хватило
бы и того, что люди слушают молитву в мечети. Но даже у Ор-хана, вовсе не
глубоко религиозного молодого продавца, который к тому же долгое время жил в
Германии, от таких предложений появляется нехорошее чувство: «Муэдзины читали
молитвы в течение
столетий, и
это никому не мешало. Громкоговорители ввели с тем расчетом, что селения
разрослись и стали более шумными. Ни один человек не имеет ничего против автомобильного
шума или оглушения окрестностей по вечерам музыкой из бара для туристов. Но
пять минут чтения муэдзина - это конечно же слишком сильно нарушит тишину...»
Конечно, так
далеко дело, вероятно, не зайдет. Потому что даже в самых «озападненных»
туристических местах у ислама достаточно почитателей среди работающего
турецкого населения, которые в случае таких унизительных требований устроили бы
забастовку.
С другой стороны, несмотря ни на что, всегда есть туристы, которые
в монотонном чтении молитвы находят восточное волшебство сказок цикла «Тысяча
и одна ночь». И когда внезапно начинает звучать мужской голос, кажется, будто в
воздухе висит не совсем исчезнувшее прошлое...
Кто в
провинциальном городе Манисе посетит чайный сад, находящийся между двумя
соседними мечетями Мурадийе-джами и Улу-джами, сможет во время молитвы услышать
великолепный дуэт. Муэдзин из мечети Мурадийе энергично начинает чтение
молитвы, приглушенно и вместе с эхом от звука голоса первого повторяет второй
муэдзин из другой мечети ту же самую молитву, и она превращается в длящуюся
несколько минут религиозную гармонию. Только на некоторых слушателей это уже
почти эстетическое обращение к Богу может произвести неприятное впечатление -
независимо от их отношения к исламской религии.
Более 1000
лет назад тюркские племена при их продвижении на Запад приняли ислам, можно
даже сказать, что они со времени наступления сельджуков стали важнейшим защитником
исконно зсаб-ской религии. Современная Турция, несмотря на почти восьмидесятилетнее
господство кемалистов, осталась исламской страной. Больше 99% населения (официально
только 0,2% являются христианами) относят себя к вере своих праотцев, и прежде
всего на востоке страны и в сельской местности исламские представления и сегодня
откладывают отпечаток на повседневную жизнь общества.
Возникновение и основы ислама.....
Самая молодая
из великих мировых религий, которая была основана пророком Мухаммедом
(570-632, полное имя Абдул Казем Мухаммед ибн Абдаллах). Будучи торговцем
ладаном на старом торговом пути между Палестиной и Аравией, он контактировал с
двумя древними религиями - иудаизмом и христианством. В 610 году Мухаммед
уединился на горе Хира, где ему явился архангел Гавриил.
Он передал
Мухаммеду Божественные Откровения, которые позволили ему стать вестником и
проводником новой религии. Мухаммед начал свою миссионерскую деятельность в
Мекке, где древнейших времен находилось святилище арабских божеств, против которых
теперь были направлены монотеистические положения Мухаммеда. Испугавшись за
статус своего города как паломнического центра, жители Мекки отреагировали
озлобленно и даже посягнули на жизнь пророка, так что в 622 году он бежал в
Медину. Этот уход (хиджра) является началом исламского летоисчисления.
Мухаммед,
который продолжил борьбу из Медины, вернулся в Мекку лишь в 627 году, после
того как он заверил заинтересованных в доходах от паломничества жителей города,
что здешнее святилище Кааба станет центром новой веры (изначально Мухаммед хотел
возвысить до статуса центра ислама Иерусалим). Из святилища кубической формы,
в котором хранился черный метеорит, были убраны старые божества. Каждому
верующему было предписано в будущем по крайней мере один раз в жизни совершить
паломничество (турецк. хадж) в Мекку, чтобы там семь раз обойти святилище Каабу,
построенное, по преданию, Авраамом. Кроме того, Кааба как религиозный магнит
указывала всем мусульманам направление, в котором следует обращаться во время
молитв {кибла). Михраб (молитвенная ниша) всех мечетей в мире всегда обращена
в сторону Мекки. Приблизительно миллиард верующих в 184 странах мира (ислам
занимает второе место по численности верующих после христианства) склоняет во
время молитвы свои головы в направлении города, в который до сих пор запрещен
въезд для немусульман.
После смерти
Мухаммеда его последователи, халифы, переняли управление исламской общиной
(араб, умма), которую пророк создал как образец для подражания из своих
сторонников в Медине. Умма - это общество верующих, которое определяется,
независимо от этнической принадлежности его членов, преданностью одному Богу (=
исламу; наравне с исламской есть также христианская и иудейская уммы). В
отличие от деполитизированого западного христианства умма носит двойной политико-религиозный
характер. То есть она претендует на то, чтобы быть единственной, кто определяет
ценности общественно-политической жизни ее представителей, так что - и это
совсем не соответствует западному пониманию религии как чего-то личного - ислам
никогда не следует понимать как какое-то частное отношение к Богу.
Верующие
исламской уммы называют себя мусульманами («отдающие себя Богу»), но никогда
магометанами, как неправильно их часто именуют на Западе, потому что сам пророк
считал себя последователем Авраама, Моисея и Христа, пророчествовавших о Боге.
Мухаммед считается вестником Бога [Аллаха), а не самим Богом, как Иисус Христос
у христиан. Триединство христианского Бога чуждо исламу, его монотеизм в этом
отношении последовательнее и строже.
Умма - и это
важно для самооценки исламского государства -представляет собой земное
приближение к идеальному обществу, которое базируется на показанных Богом принципах
(см. ниже). Именно фундаменталистские государства - например Иран - считают
себя в некотором роде реализацией божественной воли на земле, воли, которой в
их восприятии, естественно, противостоят современный западный индивидуализм и
светская жизнь. Последние считаются безнравственными заблуждениями,
подсказанными «нашептывающим» («нашептывающий» - это Иблис, часто упоминаемый
в Коране сатана).
В связи с
уммой нельзя не упомянуть пользующийся сегодня на Западе дурной славой джихад
(турецк. джихат). Слово вообще-то означает «борьба за дело Бога», но сегодня
оно почти все время переводится как «священная война». Джихад в узком смысле
направлен против неверных или против сатанисткой угрозы умме и в этом
отношении понимается как «справедливая война». Ее участники как «борцы за веру»
- моджахеды (турецк. мюджахит) - становятся святыми, потому что умереть или
рисковать своей жизнью за Бога значит искать прямой путь в рай. «Пусть же
сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И
если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему
великую награду».
Даже Кемаль
Ататюрк, который точно не был верующим, использовал великую внушающую силу
джихада. Так многие его солдаты в национальной освободительной войне против
Греции считали себя моджахедами, хотя после победы кемалисты не хотели больше
ничего знать о помощи этой мотивации.
Теперь
перейдем к самой религии. Исповедание ислама требует придерживаться следующих
шести основных положений:
1. Вера в
одного Бога (Аллаха). Следование этому положению подтверждается мусульманами
каждый день в форме прочтения шахады (см. ниже).
2. Вера в
божественных ангелов, важнейший среди ангелов - известный в христианстве ангел
Гавриил.
3. Вера в
Священную книгу - Коран. Составленная первым халифом после смерти Мухаммеда -
сам пророк скорее всего не мог ни читать, ни писать, книга, состоящая из 114
глав (сур), представляет собой Откровения Бога, ниспосланные пророку. Это
означает, что Коран есть Слово Божие. Сложность и глубина книги оправдывают
возможность ее интерпретаций и научные споры, однако ее божественность не может
быть ни в коем случае поставлена под сомнение.
Впрочем,
христиане и иудеи тоже являются «людьми Книги» (араб. ахл аль-китаб), и этим
они выделяются из других религий. Правда, их книги искажают Слово Божие - например
через провозглашение Иисуса Христа сыном Бога, так что христиане и иудеи на
протяжении исламской истории рассматриваются и как «защищенный народ» (ахл
ад-дхимма), и как неверные, которых следует покорить. Но если на вопрос о
принадлежности к какой-либо конфессии кто-либо ответит верующему мусульманину,
что принадлежит к религии, не имеющей священной книги, или что он атеист, этот
человек найдет, как правило, мало понимания и еще меньше признания.
Наряду с
Кораном руководством для социальной и религиозной жизни являются также хадисы,
устные предания о высказываниях и действиях пророка, собранные в письменном
виде в сунне (арабск. «образец», турецк. сюннилик). Суннитский ислам (его
последователи признают сунну без всяких оговорок), которому преданы 80% всех
турков, является основным направлением в исламе; он считается ортодоксальным,
то есть «правоверным». Суннизму противопоставлены около 80 более или менее
расходящихся точек зрения на исламскую веру (второй по численности группой
мусульман являются шииты, см. ниже). И Коран, и хадисы являются для суннитов
главнейшими и авторитетнейшими источниками для решения как религиозных, так и
общественных вопросов. На них основано, например, исламское религиозное право
- шариат (турецк. шериат), которое и сегодня используется в ряде исламских
государств (например в Пакистане).
4. Вера в
божественных посланников (пророков). В цепочке, включающей Моисея, Авраама и
Христа, Мухаммед является последним посланником, принесшим людям, наконец,
истинное Слово Божие. Его предшественники - наряду с вышеназванными среди них
упоминаются также древнеарабские пророки Худ и Салих - также считаются
посланниками Аллаха, но принесенные ими вести были неправильно восприняты (и
записаны).
5. Вера в
Судный день. Как и в христианстве, души перед Божественным Судом должны взять
на себя ответственность за совершенные дела, по которым решается, отправится
душа в рай (турецк. дженнет) или в ад (джехеннем).
6. Вера в
предопределение (кысмет). Типичная для Востока вера в судьбу в отличие от
первых пяти принципов оспаривается и однозначно не следует из Корана. В Турции
в отношении этого принципа также существуют разные мнения - например алавиты
(см. ниже) признают за каждым человеком свободу выбора и ответственность,
противополагая их судьбе.
Наряду с
пятью или шестью догматами исламской веры существуют пять практических
религиозных обязанностей (так называемые пять столпов ислама, арабск. аркан
ад-дин). Они представляют собой обязательные для каждого верующего мусульманина
нормы поведения.
1. Первая
обязанность - ежедневное признание в вере в одного Бога (Аллаха): «Нет никакого
другого Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - это его пророк». Публичное и
искреннее произнесение этого свидетельства (арабск. шахада, турецк. шехадет)
показывает принадлежность к исламской вере; в исламе нет публичного символического
обряда посвящения в веру, такого как, например, крещение в христианстве.
2. Следующим
долгом является ежедневное чтение пяти молитв (арабск. салат, турецк. намаз):
на восходе (1), в полдень (2), после обеда (3), вечером (4) и с наступлением ночи
(5).
Молитвенный
дом мусульман - мечеть (турецк. джами или месджит; последнее слово обычно
означает маленькую мечеть, в которой не совершаются такие важные публичные
пятничные молитвы). Со стройных молитвенных башен (минаретов) уже известный нам
муэдзин выкрикивает эзан (призыв к молитве), который собирает всех верующих на
общую молитву. (Количество минаретов - их обычно один или два - говорит о
значении мечети: когда султан Ахмед, правивший в 1603-1617 годах, приказал
устроить при строившейся по его заказу Голубой мечети в Стамбуле шесть
минаретов, жители Мекки обиделись, так что султан вынужден был соорудить при
Великой мечети в Мекке седьмой минарет).
У специальных
фонтанчиков (турецк. шадырван) около мечети перед молитвой происходит
ритуальное омовение (турецк. апгес): по определенным правилам под текущей струей
воды должны быть омыты руки, стопы и лицо. Достигнутая таким образом
религиозная чистота сохраняется до посещения туалета, употребления пищи или
вступления в половые отношения.
Естественно,
в мечеть входят без обуви. На ковриках мечети происходит сама молитва. Лица
молящихся направлены в сторону михраба (молитвенная ниша, обращенная в сторону
Мекки) и находящегося обыкновенно рядом минбара (кафедра для чтения проповедей).
Верующий произносит молитву; при этом он много раз касается пола лбом и
ладонями и постоянно меняет положение тела, то наклоняясь к коленям, то сидя
прямо. Мужчины и женщины молятся отдельно. Последним в мечети обычно отводится
отгороженная комната или галерея, где женщины скрыты от мужских взглядов.
В
соответствии с исламским запретом на изображения в мечети в противоположность
христианским церквам нет антропоморфных изображений (например образов
пророков). Тем грандиознее кажутся украшения с геометрическим или растительным
орнаментом.
Самая важная
молитва - пятничная (турецк. джума намазы), потому что пятница (турецк. джума)
в исламе имеет такое же большое значение, как воскресенье в христианстве. И
хотя со времени реформ Ататюрка в Турции, как и на Западе, воскресенье
является нерабочим днем (с 27.05.1935), значение пятничной молитвы от этого не
уменьшилось. Вышедшие из арабского языка слова джума и джами («мечеть»)
произошли от одного корня, означающего что-то вроде «собирать вместе». Таким
образом, пятница и ее важнейшая молитва указывают на то, что это день собрания
общины (уммы).
Обязательное
чтение пяти молитв не связано с посещением мечети. Мусульмане могут везде
обеспечить себе личное молитвенное место, при этом они должны постелить на
землю коврик для молитв или другую подходящую подстилку, чтобы потом кланяться
в направлении Мекки. Если под рукой нет воды, то для ритуального очищения
можно использовать песок.
3. Третья
практическая обязанность - уплата социального налога или налога на содержание
бедных (арабск. закат, турецк. зекят), который нельзя путать с добровольным
пожертвованием бедным (турецк. садака). Социальный налог является для
обеспеченных людей видом обязательного религиозного налога, который некоторыми
богословами (ходжа) устанавливается на уровне 2,5% от годового дохода. Иначе,
чем исключительно семейный принцип поддержки в западном обществе, налог на
содержание бедных подчеркивает социальную ответственность каждого члена
общины, хотя в Турции сегодня, конечно, как социальный инструмент введен также
и налог, взимаемый государством.
Садака же
означает требование помогать нуждающимся по мере своих возможностей. Дары
всегда добровольны, но «никогда не достигните вы благочестия, пока не будете
расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали - Аллах про это знает».
4. Важной
религиозной обязанностью является пост (оруч) в месяц рамадан (турецк.
рамазан). Каждый верующий с восьми-девяти лет в этот месяц на время между
восходом и заходом солнца отказывается от еды, питья, курения и половой
близости. Такие требования имеют определенные последствия прежде всего для
работающих людей, так как немало фирм отмечают в это время у своих работников
пониженную мотивацию и интенсивность работы. Это происходит в первую очередь в
том случае, если .месяц рамадан выпадает на жаркие и самые длинные световые
дни летом. Дело в том, что месяц поста зависит от исламского лунного календаря,
по которому год на 11 дней короче, чем известный нам солнечный год. Таким
образом, начало месяца рамадан каждый год по солнечному календарю сдвигается
на 11 дней вперед. Месяц поста объявляется официально, когда девятый раз в
лунном году появляется молодой месяц. Заканчивается же рамадан с рождением
десятой луны.
Естественно,
что при таких условиях жизнь больше ориентирована на ночное время, потому что
пост легче перенести, если спать днем. Еще до восхода солнца едят сухур, завтрак
во время рамадана, чтобы продержаться целый день. С заходом солнца призыв муэдзина
освобождает всех голодных и испытывающих жажду от их мучений. Уже за некоторое
время до этого все улицы становятся безлюдными, потому что все ждут
избавляющего призыва, чтобы потом всем вместе подкрепиться ифтаром - ужином. В
переполненных ресторанах как по команде начинают стучать вилки и ложки.
Кто, путешествуя,
попадет в это время в небольшое религиозное местечко и разделит с другими
ифтар, наверняка почувствует, что наряду с религиозным пост обладает еще и социальным
значением. Все чувствуют себя более связанными друг с другом, и не только потому,
что разделенное всеми страдание сближает, но и просто потому, что время поста
превращает частное ощущение жизни в общее ощущение. Заманчивость сопереживания
и солидарности с другими людьми во время поста способна в этот период заставить
почувствовать повышение значимости своих личных и общественных действий даже
нерелигиозных людей. Так, в «светской» Турции, где никто не следит за
соблюдением рамадана со стороны государства пост в моде, будь это по
вышеназванным или другим причинам, например потому, что хотят использовать это
время для похудения. Относящаяся к уже известным нам обязательным молитвам
ночная молитва {терави намаз) подчеркивает, как и религиозные те-ле_ и
радиопередачи, совместное переживание месяца рамадан.
В
туристических местах Турции для отдыхающих ничего не меняется, но в
какой-нибудь деревне в Восточной Анатолии может быть и так, что днем все
рестораны и магазины закрыты, хотя от путешественников никто не требует
соблюдать пост.
Если по
каким-либо причинам пост был прерван на один день -пусть даже выкуриванием
одной сигареты - то этот потерянный день можно восстановить и после рамадана. Рабочие,
занятые на особо тяжелых работах, больные, туристы, беременные и женщины, у которых
месячные, и без этого освобождаются от поста.
5. Последний
столп ислама, как и предыдущий, можно назвать знакомым Западу, но только
потому, что на Западе помнят образ хаджи Халефа Омара из прочитанной в молодости
книги Карла Мая. Хаджа (турецк. хаджи) - это тот, кто успешно завершил
паломничество в Мекку (турецк. хадж), то есть хотя бы раз в жизни во время
исламского месяца зульхиджа - последний месяц исламского лунного календаря -
семь раз обошел вокруг святилища Кааба и при этом совершил множество ритуальных
действий. Так как Саудовская Аравия каждый год определяет число кандидатов в
паломники на каждую страну по определенному принципу, то «Отдел по паломничеству»
(Хадж Даиреси) в «Президиуме по религиозным вопросам» (Дий-анет Ишлери
Башканлыйы, см. ниже) имеет внутренний контроль над турецким контингентом
паломников. Каждый год более пятидесяти тысяч турков могут совершить паломничество
в Мекку. Но количество желающих намного превышает это число.
|