Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Суббота, 25.11.2017, 06:05
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Эти поразительные турки


Ислам 2
[ ] 24.09.2010, 23:37
Представленные здесь пять «столпов» соблюдаются суннитами, но не последователями шиа («партия» или «раскол»). Эта большая груп­па мусульман, существующая наряду с ортодоксальными суннитами, называет себя партией Али. Али (убит в 661 году) был зятем Мухам­меда и ссылался на то, что пророк назвал его наследником в руко­водстве общиной (уммой). Он требовал единого управления уммой, то есть объединения имамата и халифата. Так как не было свидете­лей тому, что Мухаммед объявил наследником Али, то вскоре из-за этого наследства начались споры между отдельными группами. Али проиграл и был убит, но его последователи - собственно шииты -твердо придерживались его учения, в соответствии с которым хали­фов следовало назначать не согласно выбору уммы, а по принадлеж­ности к семье пророка.
Самое большое и важное шиитское государство - это Иран, быв­ший традиционным врагом османской Турции. В его теократической конституции записано, что страной управляет аятолла, главный имам шиитов.
Турецкие алавиты (алеви - «почитатели Али») являются подгруп­пой шиитов. В Турции почти 20% мусульман принадлежат к этому религиозному направлению. Его последователи сосредоточены в ос­новном на востоке Центральной Анатолии.
Алавиты издревле преследуются и угнетаются турецкими сунни­тами. Они отличаются более свободной трактовкой религиозных догм и соответствующей жизненной философией, которая характе­ризуется большой гибкостью и отказом от такой важной для многих суннитов верой в судьбу (кысмет). Открытость алавитов миру и са­моуверенный индивидуализм объясняют также тот факт, что они стоят ближе к левым, «политически прогрессивным» партиям.
Алавиты отказываются от описанных выше пяти исламских стол­пов. Их деревни обходятся даже без вездесущих мечетей. Особое недоверие ортодоксальных суннитов вызывают тайные собрания алавитов (джем), в которых на равных участвуют мужчины, женщи­ны и дети и на которых пьют алкогольные напитки (вино или ракы). Управляет такими собраниями религиозный руководитель (пир или деде), который декламирует священные тексты (буйрук) и гимны (нефес). Ритуальные танцы (семахь) подчеркивают спиритический характер мероприятий, которые могут служить также местом выго­вора или предостережения отдельных членов общины11.
В последние десятилетия ислам в Турции снова смог подготовить себе хорошую почву для действий. Это показывает прежде всего победа на выборах исламистской Рефахь Партией (ныне Фазилет Партией). Попытки государства деполитизировать религию и по за­падному образцу сделать ее предметом сугубо личным в большин­стве своем провалились, хотя по конституции до сих пор существу­ет кемалистское разделение государства и религии (лаицизм, см. ниже). В борьбе между кемализмом (светское государство) и исла­мизмом (религиозная умма) в центре споров находятся прежде всего вопросы о положении женщины в обществе и о системе вос­питания и образования.
С помощью создания уже упоминавшегося «Президиума по религиозным вопросам», которое подвластно премьер-министру, государство пытается с 1924 года управлять и контролировать религиозную активность. Его работники, считающиеся с 1970 года государственными чиновниками, через муфтиев (муфтий - высо­кое духовное лицо) регулируют религиозную жизнь до уровня округов Также имамы (равнозначны христианским священникам), муэдзины и ходжи числятся в списке получателей государствен­ной зарплаты.
Первый исламистский глава правительства Турции - Неджметтин Эрбакан - при вступлении в должность смело принес присягу на кемалистской конституции, чтобы через полтора года примириться с запретом его Партии благоденствия (Рефахь Партией) из-за антила-ицистских действий. Мэр Стамбула Реджеп Тайип Эрдоан, один из авторитетнейших представителей Рефахь Партией, в 1998 году был приговорен к 10 месяцам заключения, потому что он назвал «мина­реты штыками, купола мечетей - шлемами, мечети - императорами, а верующих солдатами Партии благоденствия». В тот же день бы­ли арестованы двадцать коммерсантов, принадлежащих к происламскому объединению.
В «Операции тюрбан» (тюрбан - исламский головной убор, как и запрещенная феска) ректоры вузов едины в том, чтобы не допускать к учебе в светском университете студентов с исламскими атрибута­ми, будь то чадра, тюрбан, борода или усы. Тот, кто упирается, мо­жет быть отчислен из университета. И даже больше: за ношение религиозной одежды штрафуют - лишением свободы от шести до двенадцати месяцев (или соответствующим денежным штрафом).
За всем этим стоит хранительница Грааля кемализма - армия, ко­торая сама очень внимательно следит за тем, чтобы ее части не под­верглись влиянию исламских офицеров и генералов.
И все же: несмотря на успешное применение светских механиз­мов контроля, политически активный ислам сегодня переживает ре­нессанс в разных слоях турецкого общества. Это касается не толь­ко приходящих из деревень и селящихся вблизи городов жителей Анатолии, которые путем вступления в исламские партии и органи­зации надеются улучшить свое тяжелое социальное положение. На уровне оплачиваемых государством религиозных чиновников дейст­вуют различные объединения и религиозные братства, занятые под­держанием привлекательности ислама, строятся мечети, осуществ­ляется помощь бедным, для детей которых оплачивается образова­ние, предлагаются курсы Корана. Нелегко оценить, насколько по­пытки распространения ислама преследуют своей целью повлиять на светский чиновнический аппарат, экономику страны и армию. Но совершенно точно можно сказать, что многие религиозные предводители и верующие мечтают о создании исламского государства, котором шариат (исламское право) снова бы потеснил не священные законы.
При всех этих тайных и открытых обидах на западную «идею ци­вилизации» неудивительно, что даже молодые студенты и студентки протестуют перед университетом, гордясь своими головными убо­рами, бородами и чадрами как просто украшением и/или знаком собственного достоинства и требуя введения религии в обществен­ную жизнь. И не только для кемалистов выходит за всякие рамки то, что именно ислам, считающийся на Западе реакционной религией, становится символом протестов интеллигентной молодежи.
Подобные общественные движения являются еще и религиозно оттененными движениями протеста, преследующими совершенно конкретные целями (улучшение жизни), тем не менее в целом воз­рождение ислама имеет более глубокие причины. Так, не подверга­ется сомнению, что ислам в повседневной жизни осознанно или неосознанно является для многих людей силой, управляющей пове­дением и помогающей в понимании беспорядочной современной жизни.
Так это видит и чувствует Мвхьмет, продавец ковров из одной де­ревни в Анатолии, который объясняет мне свое личное -понимание религии, глядя на суету бульвара в Мармарис: «Когда я в 16 лет при­ехал сюда из Анатолии, чтобы продавать туристам ковры, Мармарис с его магазинами, барами, женщинами и другими свободами казал­ся мне раем на земле. Я плакал, когда через год отец забрал меня снова в мою деревню в Анатолии, и ликовал, когда через три меся­ца возвращался в Мармарис. Сейчас мне 29, и за последние 13 лет я ни разу не видел здесь действительно глубоких человеческих от­ношений. За всем этим блеском и красотой кроется лишь интерес к деньгам и к быстрому удовлетворению потребностей. Я понял, хотя и слишком поздно, что этот столь богатый мир беден, а бедный мир моей деревни - богат. Здесь была повреждена моя душа, и теперь я охотнее уехал бы отсюда сегодня, а не завтра, это место стало для меня пустым и отталкивающим».
Впрочем, Мехьмет женился в своей деревне и действительно ду­мает бросить свое занятие торговлей коврами туристам, чтобы ра­ботать электриком. И теперь он, просветленный и исправившийся, мечтает о том, чтобы уберечь свою деревню и свою жизнь от без­божной современности. Это, конечно, исключение. Потому что вер­нувшемуся Мехьмету противостоят тысячи вновь прибывших в Мар­марис и во многие другие места прекрасной Западной Турции, кото­рые бы плакали, если бы им пришлось отвернуться от чудного ново­го мира и вернуться в свою деревню.
Но и они тоже начинают свое путешествие на Запад с бесмвле -такой почти непроизносимой универсальной молитвы «Бисмилла-хиррахьманиррахим», с которой верующие начинают все дела с рас­света до заката и которая каждый день на лобовом стекле машин и автобусов молит об удачном завершении поездки: «В честь Аллаха Всемогущего, Всемилостивого». Также и при поездке в западный по­требительский рай многие беглецы из деревни просят Бога о покро­вительстве. И вероятно, она используется и помогает при начале ка­рьеры на Западе - «Иншаллахь» - «Так хочет Бог».
Два важнейших исламских праздника - это трехдневный праздник разговения (шекер-байрамы, арабск. ид-аль-фитр) и четырехднев­ный праздник жертвоприношения {курбан-байрамы, арабск. ид-аль-адха). Шекер-байрамы празднуется после поста, то есть в конце месяца рамадан (поэтому его называют также рамазан-байрамы). Курбан-байрамы наступает спустя два месяца и десять дней, то есть с 10 по 14 число месяца паломничества (зу-ль-хиджжа).
В связи с этими праздниками сразу следует сделать одно преду­преждение: они являются официальными выходными днями и по своему значению приблизительно соответствуют христианским Рождеству или Пасхе. Другими словами: автобусы, самолеты и оте­ли в эти дни забронированы или переполнены, потому что все нахо­дятся в пути - либо идут в гости, либо куда-то уезжают. Так что не будет лишним, если вы в плане своего путешествия учтете не толь­ко меняющийся согласно лунному календарю месяц рамадан, но и связанные с ним праздники. Напоминание: исламский лунный кален­дарь короче христианского примерно на 11 дней, это значит, что каждый год вышеназванные праздники отмечаются на 11 дней раньше, чем в прошлом году.
Праздник разговения уже своим названием указывает на то, что в эти дни прежде всего дети получают от родственников и соседей множество сладостей. Как и во время европейского праздника трех волхвов дети идут от двери к двери, собирая свои маленькие подар­ки - сладости, деньги или всяческие мелочи.
Для взрослых этот праздник после жесткого, но очищающего по­ста - очень благоприятный повод, чтобы сходить в гости к родст­венникам, друзьям или соседям и обновить отношения.
Праздник дает также возможность уладить в случае необходи­мости старые споры. Потому что после соблюдаемого всеми по­ста в рамадан человек не только «очищен» от старых, злых мыс­лей, но и получил новые (духовные) силы начать заново или улуч­шить отношения. Если в это время наносят визит соседу, с кото­рым на протяжение полугода были в ссоре, то сосед, не вспоми­ная о старых размолвках, поймет этот визит как предложение примирения. Если не получается кого-то посетить, то можно от­править открытку с пожеланием счастья, которая выполняет ту же самую функцию.
Принципиально, чтобы младшие навещали старших, то есть де­ти приходят к родителям, племянники к теткам, младшие соседи к старшим и так далее. Нетрудно себе представить, что при этом по­лучаются настоящие «праздники большой семьи».
Приветствие имеет при этом большое значение. Так, часто ис­пользуемые в других случаях приветствия Хош гэлдиниз или Хош булдук (см. главу «Гостеприимство» в разделе «Встреча разных куль­тур в повседневной жизни») в данной ситуации не применяются. Гость много раз приветствует хозяина словами Байрамыныз кутлу олсун («Веселого праздника», или дословно: «Пусть ваши праздники будут счастливыми»). Хозяин отвечает гостю Сизин дэ («И вам то­го же»). Часто применяется приветственный поцелуй, как правило, дети целуют руку старшим, после чего получают подарки. Гостю не­редко дарят колонью (одеколон) как знак очищения и освежения. Такой одеколон путешественники могут встретить в традиционных ресторанах (после еды гостю капают колонью на руки) и во время автобусной поездки.
Длящийся четыре дня курбан-байрамы имеет для верующих цен­тральное символическое значение. Как праздник жертвоприноше­ния он связан с известным христианам библейским событием -жертвоприношением Исаака Авраамом (Ибрагимом). Богобояз­ненный отец Авраам покоряется Божьей Воле (вспомним: ислам -«преданность Богу») и готов убить своего сына Исаака. Однако в по­следнюю минуту Бог останавливает его, подвергнутого столь страш­ной проверке, и вместо сына роль жертвы выполняет баран. Безус­ловная вера Авраама, его готовность во всем следовать Богу и дове­рять ему делает его для мусульман образцовым верующим {мусуль­манин - «тот, кто посвящает себя Богу»).
В память о легендарном событии и доказывая свою преданность Богу семьи в праздник курбан-байрамы приносят в жертву живот­ное - овцу (койун), теленка {бузаы) или козу {кечи). Животному, со­гласно ритуалу жертвоприношения, перерезается сонная артерия, так что кровь полностью вытекает {курбан-кесмек - «забой»). Треть мяса остается семье, треть дарится родным и знакомым, а послед­няя треть идет на пожертвование для бедных {зекят - одна из пяти основных обязанностей исповедующих ислам).
Как и шекер-байрамы, этот праздник тоже характеризуется посе­щением родственников, также посылаются поздравительные от­крытки, улаживаются конфликты и споры, дарятся подарки, а про­цедура приветствия такая же, как и на празднике разговения. Разде­ленное мясо передается родственникам и знакомым через детей, ко­торые взамен получают сладости или другие маленькие подарки.
Похороны в Турции сильно отличаются от похорон, обычных для Европы. Похороны (дженазе) проходят значительно быстрее и без каких-либо типичных для нас больших торжественных мероприятий (например, еда на поминках).
Умершего или умершую моет мужчина/женщина, причем целью обмывания {гасил) является ритуальное очищение (аптес). Затем по­койника заворачивают в белое покрывало и кладут в простой гроб {табут), в котором его несут или, если путь длинный, везут в мечеть. Часто гроб накрывают зеленым полотном (священный цвет ислама, который означает мир).
Часть пути, который проходят пешком, родственники и знакомые несут гроб на руках. Они постоянно сменяют друг друга, передавая гРоб. Как правило, о смерти члена семьи информируются только ближайшие родственники, следовательно, телеграммы-извещения не посылаются. Все, кто участвует в похоронной процессии, опове­щаются путем устной передачи сообщения о смерти. Процессию могут сопровождать также незнакомые или лишь слегка знакомые с семьей члены общины. Нет никаких правил касательно одежды («черный костюм»).
Когда процессия, состоящая исключительно из мужчин, дости­гает мечети, гроб ставят на похожее на стол возвышение для сле­дующей простой церемонии (дженазе тёрени). После молитвы о мертвом {дженазе намазы) гроб, опять передавая от одних людей другим, переносят на кладбище (мезарлык). Если же путь длинный, то перед мечетью снова стоит наготове машина. По прибытии на кладбище «дело гроба» является выполненным, потому что после последней молитвы покойника кладут в землю только в белом по­крывале так, чтобы его голова лежала по направлению к городу Мекка.
После этого обычно не бывает больших поминок, потому что ни­кто не считает, что у членов семьи после проводов умершего хорошее настроение. Хотя близкие родственники остаются в доме, где покойный, это происходит, скорее, чтобы утешить его семью и с елать сложную работу. Соответственно ведут себя соседи и зна­комые которые приходят выразить свои соболезнования. Принято также,' что и мужчины выражают свою скорбь плачем.
Через сорок дней - и потом через год - устраивают поминки (мевлут - строго говоря, это слово означает «день рождения Мухам­меда») по умершему. В этот день читается отрывок из Корана или стихотворение, посвященное рождению или жизни пророка. Мев­лут, как показывает перевод, имеет широкое применение и может быть организован на годовщину любого рода, а также на свадьбу и, конечно, на рождение ребенка.
Об основных частных праздниках, длящейся как минимум три дня свадьбе {дюйюн) и обрезании (сюннет), которые для подрастающе­го мужчины и для будущей женщины означают важнейшие измене­ния в жизни, рассказывается в главе «Внутренняя сфера: семья и значение уважения - сайты» (раздел «Основные понятия турецкой культуры»).



Категория: Эти поразительные турки | Добавил: magnitt
Просмотров: 1763 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1  
Очень интересный текст. Скажите, пожалуйста, источник. Это какая то книга? С удовольствием бы почитала


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz