Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Пятница, 24.11.2017, 06:16
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Эти поразительные турки


Кейиф и современные способы проведения свободного времени
[ ] 24.09.2010, 23:54
Кейиф и современные способы проведения свободного времени
Мешать турку во время кейифа является не только непорядочным, но и бес­сердечным.
(Барбара Юртдаш)
 
Как верно замечено! Ведь кейиф, мои дорогие, это ни что иное, как тихий мужской рай, мысленное созерцание, пребывание в себе и с самим собой, отсутствие земной болтовни и женской суетливости (уж простите меня, дамы, но мы сейчас находимся в чайном доме, мужской «гостиной»), исчезновение всех будничных забот в состоя­нии беспредельного счастья, кратковременное освобождение от мыслей о фитне, сайгы и шерефе.
Кейиф - это активное, молчаливое и одновременно доставляю­щее море удовольствия проведение свободного времени. Кто од­нажды научился этому, тому нужна только сигарета, стакан чая и место, где можно посидеть.
Для кейифа предназначены чайный сад (чай бахджеси) или чай­ная/кофейня {чай хане или кыраатхане), но в крайнем случае подой­дет и какая-нибудь стена на городской улице. Кейифом занимается тот кто, забывшись, перебирает свой теспихь (исламские четки с 99 бусинами, которые означают 99 имен Аллаха) и смотрит при этом в никуда. Кейифом занимается и тот, кто долгие часы играет с дру­гом в таулу (турецкие нарды) за чашкой чая и сигаретой или просто читает газету. Кейифом является и кажущееся бессмысленным смо­трение из окна автобуса, за которым под турецкую музыку пробега­ют пейзажи.
В Европе этому искусству жить соответствует разве что среди­земноморское дольче фар ньенте (сладкое ничегонеделание). Но как сказать, вообще-то кейиф - это не «ничегонеделание», даже ес­ли внешне это так иногда выглядит. Наоборот, это вершина, непре­одолимая граница всех возможных дел, бесцельное, счастливое со­стояние, которое освобождает всякую деятельность от насущной, сиюминутной цели, и человек остается наедине с самим собой.
Слава и хвала Аллаху, что еще остались культуры, которые ценят что-то еще, кроме лихорадочной деятельности, которая видит смысл только в следующем действии, в вечном беспокойстве.
Турция - прекрасная страна также и для того, чтобы тренировать­ся в самосозерцании. Ведь в принципе обычный турист - ни кто иной, как утихомиренный на две недели поклонник кейифа. Все свои мечты об отдыхе он сводит к двум или трем неделям в году, чтобы все остальное время вращаться в «серьезности жизни», как белка в колесе.
Все же отпуск и кейиф - это абсолютно разные вещи. Первый яв­ляется осознанным, неповседневным, искусственным продуктом за­падной трудовой этики, так сказать, ее мнимой «шоколадной» сторо­ной. Обычный турист нуждается в комфорте, программе проведения свободного времени, бассейнах, то есть во всех таких материальных жизненных удобствах, ради которых он готов пахать весь год. А во время отпуска он может, наконец, насладиться наградой за свои тру­ды: бесконечной заботой о себе и собственным господством над ве­щами, которые на самом деле господствуют над ним. Через две или три недели большинство туристов ощущают недостаток чего-то (ску­ка!), потому что они не могут наполнить смыслом ничегонеделание и начинают скучать по постоянному будничному стрессу.
Кейиф, напротив, является чем-то совершенно другим. Он не нуждается в роскоши (исключение составляет, наверное, небольшой бокал), в программе развлечений или в каких-либо других отвлека­ющих способах проведения свободного времени (поэтому чтение га­зеты не является уже абсолютным кейифом). Тот, кто занимается кейифом, оставил все дела. На короткий момент, а может, и на не­сколько часов они больше не властвуют над ним. Кейиф всегда на­полнен смыслом, никогда не скучен. Это заполненное время, реаль­но существующая и осознаваемая «земная гармония», которая сосредотачивает день на самом существенном. Найти кейиф можно только если знаешь, где его искать.
Турки, по крайней мере старшее поколение, не зараженное запад­ными «бациллами стресса», еще это знают. И это несмотря на то, что и для них весь день состоит из работы, тяжелой, необходимой ра­боты. Чистильщик обуви (аяккабы бояджисы), продавец пирожков (бёрекчи), носильщик воды {суджу), продавец закусок с передвиж­ным лотком (кебабчи), торговец подержанными вещами (эскиджи) и все множество самостоятельных, частных, одиночных «предприя­тий» с утра до вечера передвигают свои тележки, перетаскивают свои вещи с одного места на другое или стоят на одном месте, что­бы предлагать прохожим дешево свои услуги или продукты. Того сколько они зарабатывают, бывает недостаточно, чтобы прокормить семью. Поэтому и жена должна зарабатывать, убираясь где-нибудь. Даже дети рано подключаются к заработку денег, будь то оплачива­емая работа на побегушках (например, они расставляют чай на боль­шом подносе для отдыхающих бизнесменов) или присмотр за отцов­ским частным магазинчиком (баккал).
Нет, жизнь в Турции не сахар. Но все же многим удается выкро­ить в день один или два спокойных часа, найти место для кейифа, который помогает набраться не только сил, но и положительной энергии.
И вместе с тем! В Турции постепенно растут потребительские за­просы людей, а вместе с ними появляются западные, еще не требу­емые, но желаемые людьми блага, которые держат своих поклонни­ков постоянно в тонусе и напряжении. Очевидно, что не все муж чины, которых можно увидеть сидящими подолгу в кафе, находятся в состоянии абсолютного счастья и в согласии с самим собой.
Многие из них безработные, живут за счет своей семьи и не могу, сами содержать семью. Многие прячутся от домашних проблем, 6j своей семейно-социальной несостоятельности, которая почти всегда связана с тем, что мужчина не может исполнять свою основную роль главы семьи. (Растущее число разводов именно в западных го­родах и регионах происходит по инициативе женщин. Одна из ос­новных причин кроется в растущем насилии мужей, которые оправ дывают свои действия тем, что женщины слишком расточительны89
Проблем действительно больше чем достаточно, особенно в го родах. Темп жизни становится быстрее, рабочий график плотнее, витрины - все больше, желания - беспредельнее, а с ними- и заботы. Ведь если собственное счастье видеть во внешнем, в товарах, которые подвержены бесконечной инфляции, то приходится гнать­ся за фетишами потребительского общества все время.
Тайна кейифа - традиционного кейифа (не путать с развлечения­ми и расслаблением)! - кроется в том, что традиционные турецкие культура и мышление представляют собой замкнутую систему. Эта система подразумевает существование множества пространств (си­туаций), которые определены устоявшимися правилами и ценностя­ми и регулируют поведение тех, кто в эти ситуации попадает. Само­определение человека вытекает из ситуации, и жизнь таким обра­зом быстро приобретает циклично-статичный характер. То есть су­ществуют определенные пространства религии, работы, семьи - а также ежедневного досуга. Свободное время существует каждый день, оно действительно независимо от человека. Оно всегда оди­наково, всегда здесь, его не нужно создавать, к нему не нужно стремиться и за ним не нужно гнаться. Нужно просто быть в его прост­ранстве, там, на шатающемся стуле в «гостиной для мужчин».
Кейиф отличается от других ситуаций (шереф и сайгы) тем, что обеспечивает гармоничные отношения человека с самим собой. Другие же пространства (семья, работа, мужчина/женщина) регули­руют неравные отношения с другими людьми. Внутри трех вышеназ­ванных пространств человек не может заниматься кейифом, уход в себя невозможен в присутствии «создающих неравенство» других людей. То есть кейиф представляет собой пространство «отступле­ния» в мужском мире, освобождение от вечного неравенства и утомляющего сравнения с другими. Кейиф - это внутреннее состо­яние покоя и самоопределения мужчин, когда человек остается с са­мим собой, а не с другими. (В женском мире этому соответствует проведение времени вместе с другими женщинами, когда женщины в отсутствии представителей противоположного пола могут чувст­вовать и вести себя намного расслабленнее и свободнее.)
О том, что кейиф является специфически мужским способом проведения свободного времени, говорит и государственная стати­стическая служба90. Среди способов проведения свободного време­ни вне дома - то есть на классически мужской территории - в тра­диционных регионах посещение чайных с большим отрывом занима­ет первое место (13,8%). В подвергшемся влиянию современности городе проведение свободного времени за чаем не так популярно (5,2%). Чайная занимает здесь второе место - большинство же (6,5%) проводит свое свободное время за покупками (вот оно, обще­ство потребления!). Поскольку шоппинг представляет собой внеш­нюю, а кейиф внутреннюю «деятельность», «активность», то выска­занное выше предположение, что современный потребительский мир сводит все свободное время (а с ним и самосознание человека) к чисто внешним проявлениям, кажется правильным и справедли­вым.
В городе статистика показывает увеличение популярности выла­зок на природу (4,3%), что, конечно, означает увеличивающуюся мо­бильность людей (деятельность которых все более и более ориенти­рована вовне), но при этом такие вылазки касаются главным образом выездов на машине. То есть в воскресное утро забрасывают вещи в багажник, семью - в машину, выискивают приятное местечко и до вечера жарят там суджук (колбасу) и никуда с места больше не дви­гаются. Вечером все садятся в машину и возвращаются домой. При этом, к сожалению, забота об окружающем мире не проявляется на­столько, чтобы забирать с собой то, что больше не нужно.
Люди, у которых нет машины (это все еще предмет роскоши), едут на автобусе до городского парка. В турецких городах, которые у за­падных туристов обычно оставляют о себе впечатление как о хао­ичных и не слишком чистых поселениях, имеются удивительно хо-ошо ухоженные парки. Гигантский парк культуры в Измире распо­лагает не только полянами для пикников, но и фонтанами, здесь так­же проводятся народные гулянья, и вообще все устроено по совре­менным меркам. Парк Караалиолу, расположенный над бухтой Антальи благодаря цветочным клумбам и пальмовым аллеям является самым красивым парком Турции. И в воскресенье во всех парках полно народу, каждый ищет себе местечко по душе, чтобы потом оттуда по возможности никуда далеко не уходить. Потому что - и это еще не изменилось даже на становящемся все более динамич­ном западе страны - турки хотят проводить свободное время сидя.
Турки не являются особенно спортивной нацией: кому не нужно двигаться, тот сидит. Западная культура проведения свободного времени, которая постоянно находится в поиске чего-то нового, ис­пробовав уже все от бега трусцой до парашютного спорта, только в западных городах Турции найдет, возможно, своих робких почита­телей. В сельской Анатолии путешественники и бегуны станут пред­метом крайнего удивления, их посчитают сумасшедшими, потому что они бегают, хоть им это и не нужно. Здесь самым хорошим спо­собом провести свободное время считают сидение: женщины сидят дома, мужчины - в чайной. Тут мы снова вернулись к кейифу.
Исключение составляют боевые виды спорта, например борьба, баскетбол и конечно же футбол. Их любят в первую очередь за то, что они являются отражением власти, силы и успеха - а физичес­кое оздоровление не так важно (у нас, впрочем, дело обстоит также). У того, кто успешен, есть восхищенные поклонники, прежде всего среди юношей, которые в своих героях видят исполнение своих грез.
Когда я был летом 2000 года в Турции во время финального фут­больного матча на кубок Европы (играли стамбульский «Галатасарай» и «Лидс Юнайтид»), турок, хозяин гостиницы, где я жил, ворчливо сказал: «Я надеюсь, что они проиграют». - «Кто, англичане?» - «Нет, Галатасарай». Я не поверил своим ушам, и тогда хозяин объяснил: «Если они выиграют, то сегодня вечером опять будут погибшие. Они же сумасшедшие {дели), стреляют в воздух из своих пистолетов и убивают друг друга».
Он, к сожалению, прав. Фанатизм футбольных болельщиков в Турции нередко выражается в сумасшедших играх с огнем. Не слу­чайно футбольных фанатов называют деликанлы (вспыльчивый, су­масшедший, несоображающий). Если вы видите в городе на дороге вереницу сигналящих машин, то это может праздноваться обреза­ние, свадьба, но чаще всего это едут фанаты какого-нибудь фут­больного клуба (самые популярные - это стамбульские команды: «Галатасарай», «Фенербахче» и «Бесикта»). Машины, которые обычно ездят группами, покрашены в цвета клуба, а высовывающиеся из окон юноши держат огромные клубные флаги.
Если до игры такие «демонстрации» единичны, то после финаль­ного свистка при соответствующем результате все и вся охватывает вихрь восторга. И теперь действительно появляются револьверы, пистолеты и все, что только стреляет. И из-за этого фанатизма по­являются убитые и покалеченные. То есть большинство несчастных случаев происходит из-за беспредельной эйфории, а не в результа­те битв с другими фанатами. Конечно, есть исключения, но в прин­ципе турецкие футбольные фанаты еще не получили скандального статуса европейских хулиганов. Хоть турецкие болельщики «вспыль­чивые» и «сумасшедшие», но беспорядки (пока) не являются для них самоцелью.
Тем не менее, как мы уже говорили, большинство турков предпо­читает проводить свободное время сидя. При этом телевидение, ко­торое проникло уже во все самые отдаленные деревеньки Анатолии, имея государственные и частные каналы, является чрезвычайно по­пулярным средством занять свободное время - кого этим удивишь? В своем отношении к телевидению турки иногда напоминают вос­торгающихся техникой верующих, им пока незнакома западная кри­тика средств массовой информации. Телевизор становится - как и в других развивающихся странах - единственной отдушиной в буд­ничной, скучной жизни в деревне или в районе гечеконду. И даже когда приходит разговорчивый гость, красивые картинки на экране продолжают мелькать. Телевизор - это своего рода наркотик: он фактически обеспечивает перемещение туда, куда человеку хочется попасть. По уже упомянутой статистике 1993 года 15,4% всего сво­бодного времени выпадают на просмотр телевизионных передач на селе (и почти 19% в городе). Телевидение становится отличным средством «просвещения» отстающих жителей сельской местности, и политики с этой целью его активно используют.
То, что этот показатель в городе еще выше, объясняется тем, что социальная структура села пока еще в большей степени сохраняет свою целостность, и на селе посещение друзей и родственников яв­ляется вторым по популярности способом проведения свободного времени (15,1 %), в городе этот показатель составляет 11,6%.
Культурный досуг (концерты, театры, кино), напротив, занимает всего 0,3% свободного времени на селе и 1,1% в городе. Культура стоит денег, а их в Турции не так много. Стремящийся к нулю пока­затель на селе объясняется в первую очередь отсутствием предло­жения (здесь нет ни театров, ни кинотеатров), но не последнюю роль играет и слишком низкий доход населения, а также низкий уровень образования, при котором просто не могут возникнуть по­требности в искусстве.
Это связано также с особенностями турецкого восприятия исто­рии: взыскательный, наслаждающийся историческими памятниками турист, который платит огромные (по турецким меркам) деньги, что­бы при ужасной жаре побродить по руинам какого-нибудь древне­го города и посмотреть на коринфские колонны, которым более 2000 лет, или чтобы сфотографировать полуразрушенный театр, да­же сегодня вызывает удивление у большинства турков. «Как только можно платить столько денег за какую-то кучу обломков?» - думает сторож этих самых руин. Но этот же сторож знает сегодня, что эта «куча обломков» может принести большую прибыль. И это заставля­ет турков задуматься. Ведь забрали же первые археологи все, что нашли, - вспомните только о Пергамском алтаре в Берлине. И те­перь турки бдительно следят за своими культурными ценностями. Тот, кого поймают при попытке увезти с собой домой хотя бы ма­ленький кусочек какой-нибудь древности, будет оштрафован в при­мер другим.
И последний взгляд на статистику проведения свободного време­ни: почти 10% (а в городе 15%) свободного времени занято чтени­ем, но к чтению относятся и иллюстрированные ежедневные газеты, сообщающие о спортивных событиях. Литература остается узкому слою городской интеллигенции. И это связано не только с пустым кошельком. Библиотекам посвящено только 0,2% свободного вре­мени.
Категория: Эти поразительные турки | Добавил: magnitt
Просмотров: 2360 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz