Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Пятница, 29.05.2020, 05:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Эти поразительные турки


Малая Азия как культурная граница между Востоком и Западом в доисламское время
[ ] 24.09.2010, 23:30
ИСТОРИЯ ТУРЦИИ - БОРЬБА КУЛЬТУР
История Турции и в настоящее время является отражением куль­турной границы между Востоком (Утренней страной - Страной вос­ходящего солнца) и Западом (Вечерней страной - Страной заходя­щего солнца). Борьба двух культур, как и их плодотворное влияние друг на друга, проходит в двух направлениях через землю полуост­рова Малая Азия. Если оглянуться назад, то кажется, будто агенты -представители обеих сторон - столетиями боролись за свои убеж­дения. Если называть только основные народы, то со стороны Запа­да это будут греки, римляне, а также представители современных европейских государств, а со стороны Востока - персы, арабы и тур­ки. И сегодня можно наблюдать связанные с этой борьбой столкно­вения между христианством и исламом, западным прогрессом и вос­точным традиционализмом, между политической свободой и усто­явшимся веками государственным устройством.
И конечно, современная Турция находится сегодня на одной из этих сторон - вопрос только в том, на какой.
Итак, мы подошли к главному вопросу этой книги.
 
Малая Азия как культурная граница между Востоком и Западом в доисламское время
Ex oriente lux — Свет идет с Востока
Первая всемирно известная битва между Западом и Востоком на земле Малой Азии считается битвой за самую красивую в те време­на женщину - Елену. Похищенная - правда, с ее согласия - сыном троянского царя Парисом древнегреческая femme fatale (замужняя, с ребенком) была, в крайнем случае, поводом, но никак не причиной десятилетней осады Трои (около 1240 до н. э.). Для возмущенного похищением жены микенского грека речь шла в первую очередь о политико-экономической ликвидации малоазиатского конкурента, а не о восстановлении чести супруга. Благодаря гомеровской «Илиа­де» (первое эпическое произведение в мировой литературе, напи­санное примерно в 800 году до н. э.) стало известно о грандиозной войне Одиссея, Ахилла и Агамемнона.
Интересно, что во времена Гомера греческое слово «варвар» («не­грек» - «тот, кто непонятно говорит») еще не носило такой отрица­тельной стилистической окраски. И лишь более поздние греки рас­сматривали варваров с надменным высокомерием и возносили себя на вершину культурного мира. Гомер прославлял и считал героем как троянца Гектора, так и хитроумного Одиссея, чей деревянный тро­янский конь принес наконец грекам победу.
Ко времени падения Трои первое высокоразвитое государство в Малой Азии находилось в упадке. Империя хеттов (XIX—X11 века до н. э.) со столицей в городе Хаттусас представляла собой простирав­шуюся главным образом на восток и юг (Месопотамия и Сирия) кон­тинентальную державу, на которую сильное культурное влияние оказывали переднеазиатские соседи - особенно Вавилон. Заимство­вание клинописи позволило появиться в столице Хаттусас настояще­му государственному архиву (его руины находятся сегодня около деревни Богазкале к востоку от Анкары). В последний период (Но­вохеттская империя, XIV—XI[ века до н. э.) правитель хеттов называл­ся «Великий царь» и «Солнце» - определения, которые были типич­ны как для Египта, так и для возникшей позже Персидской держа­вы. После того как под управлением Великого царя с труднопроиз­носимым именем Суппилулиума (приблизительно 1385-1345 до н. э.) и его наследников Мурсилиса II (1343-1315 до н. э.) и Мува-талли (1315-1293 до н. э.) была достигнута вершина могущества, первая малоазиатская великая империя распалась под натиском за­падных народов (около 1200 до н. э.).
Среди последних были и фригийцы, которые смогли за короткое время (в течение VII-VIII веков до н. э.) основать на западе Малой Азии свое царство и чьи правители носили известные по греческим легендам звучные имена Гордий и Мидас.
Наследником фригийцев стало Лидийское царство, на культуру которого сильное влияние оказывали возникшие тем временем на побережье греческие города (Милет, Фокея и т. д.) и которое мо­жет претендовать на первенство в таком важном с финансово-ис­торической точки зрения достижении, как введение денег в виде монет. Последний лидийский царь Крёз (560-546 до н. э.), с чьим именем до сих пор связывают баснословное богатство, допустил под конец своей счастливой жизни ошибку, которая имела тяже­лые последствия. В своей ненасытной жадности он поглядывал ис­коса через восточную границу своей страны на недавно появивше­еся Персидское государство. Ведь тот, кто много имеет, хочет иметь еще больше. Воображая себя умным, он спросил дельфий­ского оракула о том, чего ждать от запланированной атаки, и полу­чил многообещающий ответ, что при переходе реки Галис (которая в то время являлась восточной границей Лидии; сегодня это река Кызыл-Ирмак в Центральной Анатолии) он сможет разрушить ве­ликое государство. Так и случилось - но разрушенным великим го­сударством оказалось его собственное царство. Битва, царство и жизнь были проиграны в 546 году до н. э., и с тех пор персидский царь Кир (559-530 до н. э.) властвовал во всей Малой Азии, к ко­торой он присоединил еще и греческие города, расположенные на западном побережье.
Империю Великого персидского царя, которая завоевала Египет и Месопотамию и на востоке протянулась до самой Индии, можно по праву назвать первой мировой империей в истории. Территория империи была поделена на провинции (сатрапии), которые возглав­лял наместник (сатрап). Сатрап Малой Азии, которому скоро при­шлось воевать с греками, имел резиденцию в Сардах (сегодня это разрушенный город западнее Измира).
Великая персидская империя была континентальной державой. Она характеризовалась деспотическим образом правления. Импера­тор был как бы удален от всех других слоев общества, он был недо­сягаем для своих подчиненных, которые, безусловно, должны были его почитать. Экономика социально неразвивавшегося Персидского царства держалась все еще на типичном для Передней Азии нату­ральном хозяйстве.
Но тем временем кое-что принципиально новое появилось в Гре­ции. Граждане городов-государств, которые опирались в экономи­ческом плане на морскую торговлю и колонизацию, с помощью развития демократии постепенно избавлялась от единоличной власти князей и царей. Свои демократические идеи Греция распро­страняла по всему Средиземноморью.
Это время можно назвать эпохой рождения «западного» мышле­ния: действующий свободно не только экономически, но и полити­чески, человек становится во главу всего. Искусство, наука и преж­де всего философия создают духовное оружие, которое с этих пор станет полной противоположностью азиатских веры в судьбу и ли­шенной индивидуальности схемы организации жизни.
Когда греки в Малой Азии под командованием знати из Милета отважились на восстание против персов (500-494 до н. э.), Великий царь Дарий (521-486 до н. э.), который сначала не воспринимал гре­ков серьезно, выдвинул против них свои войска. Милет был разру­шен, и «царь царей» уже решил, что окончательно подчинил себе дерзких греков. Сухопутная армия и флот пересекли пролив Геллес­понт (современный пролив Дарданеллы), и под Марафоном в 490 году до н. э. произошла одна из самых судьбоносных и важных битв между Западом и Востоком. И греческий Давид победил ази­атского Голиафа.
Для самих греков, пришедших из Афин и Спарты, победа оказа­лась неожиданной. Бегун, которого послали с поля битвы при горо­де Марафон в удаленные приблизительно на 42 километра Афины, от счастья загнал себя до смерти. Прибежав на агору (рыночную площадь), он только выкрикнул весть о победе и упал замертво, да­же не подозревая, что он способствовал появлению новой олимпий­ской дисциплины.
Персидский флот уже перед Марафоном был выведен из строя штормом - событие, о котором последователь Дария Ксеркс (485-465 до н. э.) помнил при своем новом нападении на Грецию. Он приказал - как и полагается небогобоязненному деспоту - нанести непокорному Средиземному морю несколько ударов плеткой, чтобы оно в будущем лучше помогало его флоту. Но и второе наступление провалилось, несмотря на личное присутствие персидского царя. В морском сражении при Саламине (480 до н. э.) персидский флот был снова уничтожен, и греческие города, расположенные на побе­режье Малой Азии, получили свободу.
Всего за 150 лет - в историческом масштабе это смехотворно ко­роткий срок - положение полностью изменилось. Греция из защи­щающейся стороны не превратилась в нападающую. Под командо­ванием царя Македонии Александра Великого (336-323 до н. э.) на­чалась почти неправдоподобная череда побед над восточными го­сударствами. Сначала Александр разбил персидского сатрапа в бит­ве на реке Граник (334 до н. э.), чтобы потом завоевать Сарды. В ста­рой столице Фригии Гордионе (расположен примерно в 100 киломе­трах к юго-западу от Анкары; как и Сарды, сегодня он представляет собой разрушенный город) ему показали старую боевую колесницу царя Мидаса, ее оглобли были привязаны к хомуту в лошадиной уп­ряжи узлом, который было невозможно развязать. Легенда гласила, что тот, кто сможет развязать этот узел, станет повелителем всего мира. Согласно легенде, Александр, недолго думая, достал меч и разрубил узел.
Персидский царь Дарий III был разбит при Иссе (севернее совре­менного Искендерона) в 333 году до н. э. Александр завоевал Фи­никию, Палестину, Египет и достиг самого сердца Персидской им­перии, чьи столицы Сузы и Экбатана были захвачены. Дарий, кото­рый в 331 году до н. э. проиграл свое второе сражение при Гавгамеле, бежал все дальше на восток. В конце концов, он был убит свои­ми же подчиненными, а его тело было передано Александру, кото­рый лишь теперь окончательно почувствовал себя Великим царем. Александр дошел до Индии, где взбунтовавшиеся войска заставили его, наконец, повернуть домой. После окончания похода он устроил в Сузах массовые свадьбы между македонянами и персиянками, мечтал о покорении всего мира и умер совершенно неожиданно от простуды в возрасте всего 33 лет.
Это была неслыханная военная победа над Востоком. Гречес­кая культура смогла - хотя и всего на несколько столетий - рас­пространиться до Индии и Центральной Азии. В культурном пла­не Александр задумывал смешать греческий и персидский образы жизни. Он сам женился на персидских женщинах и охотно ввел бы абсолютно неприемлемое для греков восточное коленопрекло­нение перед властелином (который тем самым еще больше бы воз­высился).
Греческая культура постепенно перенимала элементы восточной. Это привело к появлению эллинизма. Культурный синкретизм, т.е. смешение азиатских и греческих элементов культуры, еще активнее продолжился в последующих государствах диадохов. Малая Азия, которая интересует нас больше всего, распалась после Александра на множество мелких государств (среди них такие знаменитые, как Пергамское и Понтийское царства), на все из которых в большей или меньшей степени оказал влияние эллинизм.
Продвинувшиеся с запада на восток римляне тоже переняли мно­гое у греков. Между 133 (Пергам) и 73 (Коммагена) годами до н. э. они ликвидировали это скопище мелких государств в Малой Азии. Римская империя, которая господствовала почти на всей террито­рии Запада, напала на востоке Малой Азии на парфян (247-277 до н. э.), которые до этого смогли ликвидировать греческое господство в Азии. Обе державы постоянно воевали прежде всего из-за Арме­нии. На находящемся на востоке Малой Азии фронте западно-вос­точной борьбы так ничего и не изменилось и тогда, когда персид­ский царский дом Сасанидов (227-633 до н. э.) заступил на место парфян.
Западная часть Малой Азии оставалась в общем и целом нетрону­той этой войной. Здесь расцветала, как и во всем Средиземноморье, римско-греческая городская культура, чьи выдающиеся достижения нужно искать среди римских дорог дальнего сообщения, водопро­водов, бань, где можно было поддерживать температуру, грандиоз­ных амфитеатров и храмов.
Эллинистическо-восточное многобожие, которое с востока рас­пространилось по всей Римской империи, все более уступало новой христианской вере. Христианство распространялось прежде всего в Малой Азии (общины Эфеса и Антиохии). Римские императоры (в том числе Нерон и Диоклетиан) пытались остановить новую моно­теистическую религию путем жестокого преследования христиан, но их попытки в итоге не увенчались успехом.
В 306 году 6 кандидатов претендовали на императорский трон. Одному из них, Константину (император в 306-337 годах и основа­тель Константинополя - сегодняшнего Стамбула), в ночь перед ре­шающим сражением с одним из конкурентов приснился крест и сло­ва In hoc signo vinces («В этом знаке твоя победа»). Константин велел своим солдатам прикрепить к щитам христианский крест и выиграл сражение. Теперь к христианству относились терпеливо, а при импе­раторе Феодосии (379-395) оно даже стало государственной рели­гией Христианская церковь переняла и сохранила греко-римскую культуру, она развивала ее даже тогда, когда Римская империя и ан­тичный мир разрушились.
Над Римом сгущались тучи: на севере границы атаковали гер­манцы, на востоке в Малой Азии не прекращались бои против Сасанидских персов. Император Феодосии в 395 году разделил им­перию на Восточную Римскую и Западную Римскую части. По­следняя не просуществовала и 100 лет и в 416 году была захваче­на германцами.
Восточная Римская (Византийская) империя, напротив, просу­ществовала еще 1000 лет, отстаивая на востоке христианско-западные позиции. В Малой Азии прежние государственные грани­цы сначала сохранялись: большая ее часть принадлежала Восточ­ной Римской империи (которую по старому названию Константи­нополя часто называют Византией и которая в последующие сто­летия снова стала чисто греческим государством). В то же время на территориях современной Восточной Анатолии и Армении бит­вы с Сасанидами за границы были обыденным делом. Византий­скому императору Ираклию (610-641) удалось разгромить в вось­милетней войне (622-630) персидскую династию Сасанидов, и уже казалось, что христианский Запад смог одержать великую победу над варварским, языческим Востоком (государственная религия Сасанидов опиралась на религию Заратустры). Но тут же на арене мировой истории у Запада появился новый, пришедший с юга, с Аравийского полуострова, более сильный противник, тот, кто должен был изменить историю не только Малой Азии, но и всего мира: ислам.
Категория: Эти поразительные турки | Добавил: magnitt
Просмотров: 2648 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Сайт управляется системой uCoz