Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Четверг, 21.09.2017, 15:05
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Эти поразительные турки


Наступление ислама и Турции
[ ] 24.09.2010, 23:31
Наступление ислама и Турции
А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы. Либо милость потом, либо выкуп, пока война не сложит своих нош.
(Коран, сура 47)
 
Арабские бедуины столетиями жили, подчиняясь своей родовой знати, на Аравийском полуострове, в стороне от античного мира. Только на западном побережье образовались городские торговые культуры - Мекка, Медина и Йемен. В Мекке с давних времен нахо­дится святилище Кааба. Оно представляет собой здание кубической формы, внутри которого находится метеорит. Этот метеорит почи­тался всеми арабами наряду с различными божествами. Арабские племена время от времени позволяли втягивать себя в борьбу меж­ду Римом (позднее Византией) и Персией, но их действия всегда иг­рали лишь второстепенную роль в великом западно-восточном про­тивостоянии.
Ситуация изменилась с появлением пророка Мухаммеда (568-632). Под влиянием его божественных видений и прозрений возник ислам (см. раздел «Культурные основы турецкого общества вчера и сегодня», глава «Ислам»).
Так как отцы города Мекка стремились сохранить статус святили­ща как центра паломничества (и связанное с ним выгодное экономи­ческое положение), они изгнали Мухаммеда. В 622 году он ушел в Медину (хиджра: начало исламского летоисчисления). Там он собрал боеспособную общину. Но одновременно он смог достичь взаимо­понимания с жителями Мекки, которым он позволил сохранить ста­тус Каабы как центрального святилища. По возвращении в Мекку (630) он убрал из Каабы все изображения идолов. И святилище пре­вратилось в место поклонения единому богу - Аллаху, в центр но­вой веры - веры мусульман.
Умма (община) Медины сформулировала политическую и госу­дарственную цель всех мусульман. И мусульмане, объединенные единой целью и верой, начали беспрецедентное победное шествие новой религии. Уже при последователе Мухаммеда (халифе) Абу Бакре (632-634) на границах с Персией и Палестиной стояли арабские армии. Халиф Омар (634-644) сумел победить обе древние запад­но-восточные великие державы - Византию и Персию: в то время как персы были полностью завоеваны (битва при Нихавенде; 642) и должны были отступиться от огнепоклоннической религии Заратустры в пользу ислама, Византийская империя смогла выжить, хоть и сильно уменьшилась. Но арабы захватили византийские провинции Палестину и Сирию (635), Египет (642) и всю Северную Африку (670-708). Потом началось наступление на центральные малоазиат­ские земли. На Мраморном море за короткое время были захвачены полуостров Кизик (севернее современной Бандырмы), острова Лесбос и Смирна (672). Затем были предприняты первые попытки на­ступления на Константинополь (674-678), который, однако, благо­даря своему великому оборонительному искусству (знаменитый «греческий огонь») смог себя успешно защитить. Вторая попытка арабов (715-717) также получила отпор могущественного тогда хри­стианского города, который стал восточным бастионом средневеко­вой Европы. В Малой Азии с переменным успехом проходила война за границы в Восточной Анатолии. Западная и Центральная Анато­лия оставались византийскими.
Раньше все Средиземноморье принадлежало римско-христианскому миру. Теперь мусульмане сумели завоевать даже Испанию (711-720) и долгое время контролировали побережье и острова Средиземного моря. Северная Африка и Передняя Азия были на­долго потеряны для христианства.
Победное шествие новой религии объясняется, конечно, не только военной мощью арабской армии. Благодаря умме (религи­озная и политическая община ислама), которая была организова­на только для защиты правильной веры и, следовательно, не зна­ла никаких национальных, этнических или других преград, ислам на деле показал себя как очень легко приспосабливающаяся и рас­пространяющаяся религия. Неважно, черная, белая или желтая у человека кожа, признание веры (шахада) делало каждого членом общины, во главе которой стоял халифат расул Аллах (халиф) как политический и религиозный представитель божественного по­сланника.
Мусульмане весьма терпимо обходились с побежденными хри­стианами и иудеями. В основу этого было положено разделение мира на дар аль-ислам («дом ислама»; он называется также дар ас-салам - «дом мира») и на дар аль-курф («дом неверия»; также на­зывается дар аль-харб - «дом войны»). Конечно ислам с идеей джихада («священной войны» - войны за правое дело) претендо­вал на государственную и религиозную гегемонию, но христиан­ские и иудейские верующие - даже будучи в подчинении у му­сульман - были оставлены в покое и могли следовать своей вере. Правда, они должны были платить подушную подать (джизья) и, в некоторых случаях, мириться с другими ограничениями - как, например, запрет на военную службу - однако принудительного обращения в ислам они могли не бояться. При захвате чужих тер­риторий речь, как правило, шла только о подчинении, а не об уничтожении культуры. В военной практике прижилось - и так ос­тавалось еще у Османов, - что города, которые сдавались добро­вольно (сулхан), не разрушались. Если же города позволяли себе сопротивление (анватан), то они подвергались трехдневному ма­родерству.
Как ислам - по крайней мере вначале - превзошел христианство в общественно-политической терпимости, так. и в следующие четы­ре столетия он превзошел Запад во многих областях культуры. На ниве науки, искусства и быта исламский Восток долгое время опе­режал в развитии западные государства. Мусульманам из Багдада, Дамаска и Кордовы раннесредневековый Запад с аграрными госу­дарствами, почти не имевшими городов, не мог показаться достой­ными внимания или образцом для подражания. Напротив, западные «варвары» - такое ироническое искажение западного понятия - в процессе своего духовного развития многому учились у мусульман. Математика, медицина и философия (труды Аристотеля вновь были подарены христианскому Западу в исламском изложении), а также различные области культуры процветали в мусульманских столицах которые теперь на полном основании могли чувствовать себя на вер­шине всего мира. Но Византийская империя все же оставалась сре­ди христианских империй наиболее развитым и высококультурным государством - это послужило причиной тому, что ислам долго не мог занять господствующего положения на ее землях, исключая Восточную Анатолию.
Гигантская исламская империя с трудом смогла еще сохранять це­лостность при халифах династии Омейядов (661-750; резиденция в Дамаске). Но уже при Аббасидах (750-1258; резиденция в Багда­де) халифат начал терять политическую - но не религиозную (!) - си­лу. Значительная часть империи - Испания, Северная Африка и центральноазиатские провинции - распалась на самостоятельные госу­дарства, где правили местные династии, а гегемония арабских пра­вящих классов постепенно отступала перед персидской и тюркской знатью. Халифы в Багдаде - среди которых благодаря собранию сказок «Тысяча и одна ночь» наиболее известен Харун ар-Рашид (786-809) - все больше попадали под влияние своих тюркских и персидских великих визирей, которые фактически определяли по­литику.
В Малой Азии византийским императорам удалось вернуть себе первенство в ежегодной войне за границы: Сирия и Кавказ в X-XI веках снова попали под христианское господство, византий­ский флот смог снова завоевать Кипр.
В середине XI века сельджуки из Центральной Азии прорвались в Персию. При Тогрул-беке это тюркское племя, которое приняло ис­лам, заняло главенствующие позиции в Багдадском халифате (1055). Так, тюркские войска встали на защиту ислама. При последователе Тогрул-бека Алп-Арслане (1062-1073) Сирия и Восточная Анатолия снова были покорены халифатом. 19.08.1071 года византийская ар­мия и армия сельджуков сошлись в известной битве при Манцикер-те (современный Малазгирт западнее озера Ван), которая закончи­лась полным поражением византийцев, возглавляемых императором Романом IV. Тем самым была открыта дорога для распространения ислама и турецкого господства в Малой Азии. Сельджуки покорили византийскую Малую Азию и основали в 1077 году в Никее (совре­менный Изник к востоку от Бурсы), а позднее (1097) в Иконии (со­временная Конья) в известной степени самостоятельное исламское государство, Румский Конийский султанат («румский» произошло- от «римляне»).
Византийский император Алексей I Комнин (1081 -1118) попросил на Западе помощи у папы Римского Урбана II. Тот призвал духовных и светских лиц на Клермонский собор, где было вынесено решение о первом крестовом походе (27.11.1095). Западные рыцари под предводительством Готфрида Бульонского отправились в Малую Азию, завоевали Никею (1097), разбили сельджуков и взяли штур­мом Иерусалим (15.07.1099), где крестоносцы учинили кровавую расправу. Почти 200 лет христиане, которые стали сильнее благода­ря крестовым походам, смогли оберегать Иерусалим от ислама (только в 1291 году крестоносцы были полностью изгнаны из Пале­стины). Но они не смогли ликвидировать исламское господство сельджуков в Малой Азии.
И хотя византийским императорам Иоанну II Комнину (1118-1143) и его наследнику Мануилу I Комнину удалось отвоевать все малоазиатское побережье и Западную Анатолию, в дальнейшем четвертый крестовый поход (1202-1204) под предводительством торговой державы Венеции привел к раздроблению христианских сил. Венецианцы использовали армию крестоносцев для завоевания Константинополя (13.04.1204), чтобы нейтрализовать византийских конкурентов по торговле. Латинская империя, которая была основа­на под предводительством Венеции в Константинополе, смогла про­держаться лишь полвека (1204-1261).
Собирая войска в оставшихся византийских государствах, кото­рые образовались в Малой Азии (Никейская империя в Западной Анатолии и Трапезундская империя на северном побережье), грече­ские императоры пытались вернуть себе свою столицу. В конце концов это удалось (25.07.1281) императору Михаилу VIII Палеоло-гу (1261-1282) - первому императору династии Палеологов, кото­рая правила до окончательного падения Византийской империи. Но латинское временное господство окончательно ослабило Визан­тию. Подвластная Византии территория сконцентрировалась во­круг Константинополя, и ее военных сил хватило только для защи­ты от нападений болгар, сербов и тюрок.
Византии в Малой Азии отчасти повезло, когда Конийский султа­нат распался под натиском новой мировой державы монголов на много маленьких исламских государств (1243). При Чингисхане (1206-1227) известные в Европе как татары конные армии монголов покинули родину, чтобы своими все дальше распространявшимися набегами захватить дальние части Азии. Великий хан Мункэ (1251-1260) послал своего брата Хулагу - открытого врага ислама -в Персию, чтобы подчинить страну монголам. 17.01.1258 года Хула­гу захватил Багдад. Последний халиф из династии Аббасидов, аль-Мустасим, был убит. Рассказывают, что халифа задушили в ковре, «так как если бы капля его крови коснулась земли, то мир бы покач­нулся»'.
А мир и без того шатался, так как управление исламской импери­ей, как показало время, должно было окончательно укрепиться за не арабскими, а тюркскими династиями. Когда Хулагу пришел в Египет, он был 03.09.1260 года разбит египетскими мамлюками - одна из немногих битв, которую монголы проиграли в XIII веке. Мамлюкское господство (1250-1517) в Каире, хоть это и была тюркская династия, на следующие два века стало важнейшей исламской силой. И было, следовательно, логично, что они контролировали халифов, тем бо­лее что они держали под контролем и священные места - Мекку и Медину. С этих пор халифы в Каире, которыми были представите­ли родственной Аббасидам ветви, находились под руководством мамлюков - или, скорее, мамлюки были тенью халифов, так как от первоначальной мощи когда-то столь сильного представителя про­рока в исламской умме остался лишь тусклый символический от­блеск.
В конце XIII века Малая Азия представляла собой лоскутный ко­вер из враждующих между собой мелких государств: исламские государства, которые вышли из Конийского султаната в Иконии, находились в постоянной войне друг с другом. Христианская Ви­зантия, ограниченная областью региона Мраморного моря и Чер­номорского побережья, была их общим врагом, но она уже давно была не в состоянии представлять угрозу для маленьких ислам­ских государств. Монгольское господство в Персии и Восточной Анатолии скоро также исчезло, вся область стала политически опустошенной - находка для того, кто из ничего хочет построить мировую империю.



Категория: Эти поразительные турки | Добавил: magnitt
Просмотров: 1932 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz