Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Воскресенье, 25.10.2020, 01:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Эти поразительные турки


Транспортные средства
[ ] 25.09.2010, 00:08
Транспортные средства
Автобус
Начнем с главного транспортного средства Турции - автобуса. Несколько автобусных компаний обеспечивают существование в стране плотной междугородной транспортной сети, так что почти до любого населенного пункта можно добраться на автобусе.
В крупных городах автовокзал (отогар, гараж) находится на окра­ине, так что до него нужно сначала доехать на городском автобусе или долмуше, или (лучше!) можно купить билет в одном из много­численных автобусных бюро в центре (их можно легко узнать по вы­вешенным названиям городов). Тогда от бюро вас довезут на экс­прессе непосредственно до автовокзала.
Тот, кто попадет на вокзал в маленьком поселении, встретит там специальных работников, которые укажут нужную кассу. Здесь можно купить билет с указанием места в автобусе и номера останов­ки. (В отличие от многих стран Магриба, например Марокко, где персонал только и делает, что пытается переманить клиента в свою автобусную компанию, хоть другой автобус и поедет раньше, на ту­рецких вокзалах в отношении клиента царит справедливость. Это значит, что пассажиру советуют тот автобус или компанию, которая быстрее всего доставит его к месту назначения).
Маршруты S очень удобны, и с недавнего времени на всех них за­прещено курение. Они отправляются строго по расписанию и на­много быстрее электричек. Проводник бесплатно раздает напитки (чай, воду), а иногда и закуски, такие как арахис или печенье. Во вре­мя поездки автобус делает остановки, которые, правда, редко длят­ся более 10-15 минут (так что не выпускайте свой автобус из поля зрения!), времени как раз хватает, чтобы сходить в туалет, купить что-нибудь в ларьке или выкурить сигарету.
Городской и местный транспорт представлен в основном долмушами (только такие крупные города, как Стамбул и Измир, рас­полагают хорошо налаженной и недорогой для горожан системой городских автобусов). В регионах долмуш обычно представляет собой маленький автобус, в городах роль маршрутных такси игра­ют также получившие на это лицензию легковые машины. Каждый долмуш ездит всегда по определенному маршруту. Место назна­чения можно узнать из прикрепленной к заднему стеклу таблички, а если ее нет, то надо спросить у водителя. Сесть на долмуш вы можете везде - надо только проголосовать. Однако в городе есть и специальные остановки для долмуша (дурак - их часто можно узнать по синей табличке с буквой Р). Если вам надо выйти, то следует сказать об этом заранее (например: «Лютфэн, бурада ду-рунуз» или просто «Дуракта»). Цена на каждый маршрут четко ус­тановлена, так что из-за нее не торгуются. Поездку оплачивают в долмуше либо на выходе, либо во время езды. Вы можете пере­дать деньги водителю через сидящих впереди вас (держите наго­тове мелкие деньги!). Женщины сидят рядом с женщинами, муж­чины - рядом с мужчинами. Это правило, естественно, не касает­ся пар.
Электричка
На некоторых направлениях альтернативой автобусу является не­дорогая электричка. Поезда (трен), кроме современной дороги Стамбул - Анкара, намного медленнее автобусов, потому что сеть железных дорог уже безнадежно устарела. Опоздания, особенно на второстепенных путях, уже стали правилом. Тот, кто едет на про­стом йолджу или поста трен (это самые простые поезда уровнем ни­же экспресса), должен взять с собой еду и питье, потому что в поез­де нет вагона-ресторана и на станциях, в отличие от автобусных ос­тановок, мало что продается.
Но все же тот, кто предпочтет электричку, увидит ее несомнен­ное преимущество в большей свободе для движений. Кроме того, купе поездов дают больше возможностей для общения с местны­ми попутчиками, и нередко во время долгой поездки образуется настоящая компания. Но и в электричке следует обратить внима­ние на то, что женщины сидят с одной стороны купе, а мужчины -с другой.
Тот, кто путешествует на машине, платит поначалу за свою мо­бильность изолированностью. Однако она компенсируется, если вы заедете в отдаленные деревни. Приезжающие могут быть уве­рены, что привлекут к себе внимание и гостеприимство всего ме­стечка, если остановятся на какой-нибудь запыленной деревен­ской площади (центральная площадь обычно находится около де­ревенской мечети).
Указание для водителей, которые, несмотря на карту, сбились с курса, но все же хотят найти совершенно определенную деревню или достопримечательность: если вы спросите о правильной доро­ге деревенского жителя и при этом сунете ему под нос карту, то вы приведете в замешательство доброго и желающего помочь челове­ка. Редкие деревенские жители умеют определять дорогу по кар­там. Лучше, если вы прямо назовете название искомой деревни (или места), и - если вы не понимаете турецкого - последуете по указан­ному рукой направлению. Другой вариант заключается в том, чтобы человека посадить в машину в качестве проводника. Но это, естест­венно, подразумевает, что вы привезете его обратно. Что, в свою очередь, почти со стопроцентной вероятностью гарантирует, что проводник пригласит вас на чай.
Многие путешественники, которые впервые сталкиваются с транспортом в Стамбуле, Измире или Анталье, не могут отделаться от впечатления общего транспортного хаоса. Многим доставляет удовольствие скорее наблюдать его, чем на собственной машине принимать в нем участие. Светофоров мало, их сигналы не всегда соответствуют европейским порядкам, все это не дает возможности почувствовать себя на дорогах так же, как дома. Машины меняют полосы в соответствии с какой-то непонятной логикой; между маши­нами едут лошадиные упряжки, а иногда даже запряженные ослами повозки; пешеходы умело, но почти что на грани самоубийства ла­вируют между машинами; продавцы пирогов и закусок уверенно толкают свои тележки прямо под автобус; велосипедист и водитель мопеда едут по той же полосе, что и перегруженный грузовик, у ко­торого к тому же совсем нет совести, и если это возможно, он про­кладывает себе путь даже по узким переулкам. Сюда надо добавить еще и никогда не смолкающие и редко имеющие причину автомо­бильные гудки, которые создают для европейского уха постоянное ощущение опасности и спешки. Плюс жаркий день и доносящаяся из разных источников восточная музыка. Все это вместе со всевоз­можными запахами создает настоящий «хаос чувств». «Аллах кору-сун! - Господи, защити нас!» Эта надпись находится на лобовых стеклах большинства автомобилей, и многие водители всерьез дума­ют, что это предложение важнее, чем соблюдение правил дорожно­го движения.
Как уже было сказано, это только первое впечатление, и оно об­манчиво, как и большинство первых впечатлений. Конечно, движе­ние транспорта в 15-миллионном мегаполисе Стамбуле находится на грани логики, но ведь то же самое происходит и в центрах наших го­родов. Зато за городом движение транспорта намного менее ожив­ленное, чем, например, в Германии.
И распространенная оценка, что турки водят агрессивнее и хао­тичнее, чем европейцы, не оправдывается при ближайшем рассмо­трении, можно даже утверждать обратное. Верно то, что правила и знаки дорожного движения, которые в основном соответствуют нашим, соблюдаются турками не с такой точностью, как европейца­ми. Европеец становится беспомощным, когда урегулированная си­стема движения теряет свои знаки, например когда исчезает сред­няя линяя на дороге с двухсторонним движением. Турки для езды используют всю улицу, с линиями или без них, они еще не так «вы­дрессированы» и «вышколены», как европейцы. Это, с одной сторо­ны, означает, что у нас движение более быстрое, предсказуемое и бесперебойное - это касается и скорости, с которой ездят. С дру­гой стороны, теряется индивидуальность в поведении на дороге, и когда европейский водитель оказывается в ситуации плохо регули­руемого дорожного движения, то ему сложно чувствовать себя уверенным.
Турецкое уличное движение выделяется скорее индивидуаль­ным и ситуативным поведением. Здесь по сельской улице в пол­ном спокойствии гуляют люди, козы и овцы. На главной улице де­ревни дети играют в футбол. Машины проносятся как справа, так и слева. Водители, которые хотят повернуть, не сигналят, а высо­вывают руку из окна. Тракторы спокойно сворачивают с поля на главную улицу, не особенно обращая внимание на большую ско­рость приближающихся машин. После поворота можно неожи­данно оказаться перед стадом коз или овец. А ночью можно встретить транспортные средства, которые едут с недостаточно яркими фарами или вообще с невыключенными. Это может быть либо из-за существующей уже несколько месяцев поломки, либо потому, что водитель «индивидуально» решил, что и так еще до­статочно хорошо видно.
Все эти примеры с точки зрения европейца можно оценить только следующим образом: турки не отдают себе отчета в том, что делают! Но тот, кто сможет внутренне освободиться от «до­машней, урегулированной системы дорожного движения», сумеет не только лучше понять импульсивную езду турков, но и привык­нуть к турецкому «приспособленческому» поведению на дороге. Ведь это поведение подразумевает, что к любой ситуации надо приноровиться. Так что не слишком полагайтесь на «абстрактно» существующие дорожные знаки. Когда вы поймете это главное от­личие в логике дорожного движения и приспособитесь к нему (это займет пару дней), вы будете с юмором и невозмутимостью замечать действительную или кажущуюся толкотню и суматоху. Тогда и городское движение вдруг покажется не таким уж и хао­тичным, и вы будете примерно знать, как водитель или пешеход поступит в той или иной ситуации.
Как пешеход вы являетесь в системе дорожного движения бо­лее слабым. Водители всегда рассчитывают на то, что вы будете подчиняться их правилам! Поскольку светофоров мало, то, перехо­дя через четырехполосную дорогу, вы должны «петлять». Так, как это делают турки: сначала сделайте один шаг на дорогу, потом другой, потом третий... чтобы, увидев небольшой просвет (или добившись его), наконец достичь другого, спасительного берега. То, что здесь потребуется, это что-то среднее между обязатель­ным вниманием и необходимой смелостью. Со своей стороны ни один водитель не уступит вам дорогу. Старайтесь поймать взгляд водителя и учитесь осторожными попытками оценивать его реак­цию. Ни один турецкий водитель не хочет вас покалечить, и если ему придется остановиться, то он сделает это без ругани или не­терпения. Если вы опасаетесь переходить дорогу в одиночку, то присоединитесь к какой-нибудь группе турков, которые уже доста­точно натренировались в этом занятии. (Но присоединяйтесь луч­ше к женщинам или детям, потому что молодые мужчины перехо­дят дорогу способом, больше подходящим для самоубийства: они пытаются быстро перебежать дорогу, и водители, которые, конеч­но, это знают, бойко их объезжают). Поверите вы этому или нет, но турецкий водитель более внимательный или по крайней мере менее ворчливый и своенравный, чем его европейский коллега, придерживающийся всех правил.
Несколько слов о гудках. При езде водитель полагается не на обычные правила, а на свой собственный сигнал. Сигналят при об­гоне, смене полосы, перед нелогичным поворотом, когда трогаются с места, короче, всегда, когда считают это необходимым. При сла­бом движении в сельской местности гудок тоже играет свою роль, но в городе может возникнуть настоящий сигнальный концерт, в ко­тором никто не сможет услышать сигнал, направленный к нему.
Чем ближе вы приближаетесь к западным регионам и центрам го­родов, тем более «манерным», то есть соответствующим правилам, становится дорожное движение. А чем дальше вы уезжаете на «ди­кий восток», тем больше могут быть сюрпризы. То же самое касает­ся и присутствия полиции, неустанные старания которой заставить турков ездить по западным правилам привели к некоторому успеху только в Западной Турции.
Но где бы вы ни находились, будьте постоянно (!) готовы к неожи­данно возникающим, непредвиденным ситуациям.
Езда ночью особенно опасна по вышеназванным причинам (не­ожиданно появляющиеся на дороге люди и животные, не зажига­ющие фары машины), так что старайтесь ее по возможности из­бегать.
И последнее указание: в отличие от всех других животных ослы не реагируют на гудки. Возможно, это стало причиной плохого представления об этих животных...
Категория: Эти поразительные турки | Добавил: magnitt
Просмотров: 2083 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Сайт управляется системой uCoz