Однако сразу открыто взять власть в свои руки Кромвель
не решился. Он созвал новый, так называемый Малый парламент, депутаты которого
избирались не населением графств (пусть даже по самому высокому цензу), а
местными религиозными обществами во главе с индепендентскими священниками. Это
был однопартийный ипдепендентский парламент, и Кромвель надеялся, что люди его
партии окажут ему полную поддержку. Но депутаты парламента (названного
Бербонским по имени одного из деятельных депутатов) отнюдь не выражали
намерения стать слепой игрушкой в руках диктатора. Это были суровые
индепенденты из провинции, сохранившие идеалы раннего пуританства, пропитанные
духом левеллерства. Для них ссылка на Библию была не привычной формулой,
искусственно притягиваемой для доказательства нужного положения, а
действительным «источником мудрости». Воздержавшись от ассигнования новых
средств на войну, этот «парламент святых» занялся принципиальными вопросами
общественного и государственного устройства. Он успел сделать немногое: издать
закон о гражданском браке, упорядочить сбор акцизов, освободить из тюрем
должников, не имеющих возможности уплатить долг. Но Бербонский парламент
занялся подготовкой крайне важных реформ революционного характера: об отмене
десятины, кодификации права и даже об освобождении копигольдеров от повинностей,
т. е. превращения копигольда во фригольд.
Уже одно только обсуждение этих вопросов вызвало
ненависть к Бербонскому парламенту со стороны церковников, сквайров, джентри,
корпораций юристов, крупной буржуазии. Среди депутатов усилилось умеренное
крыло, отражавшее эти настроения. Под давлением армейской верхушки умеренные
элементы провели постановление о самороспуске парламента (12 декабря 1653 г.) и
передаче всей власти Кромвелю. А через несколько дней Кромвель был провозглашен
«лордом-протектором свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии».
Республика, таким образом, уступила место новому
режиму протектората, военной диктатуре Кромвеля, лишь формально несколько
ограниченной парламентом и Государственным советом. Новый государственный строй
был оформлен конституционным документом, разработанным верхушкой офицерства;
это было так называемое Орудие управления. В 1655 г. протектор разделил страну
на 11 административных округов, поставив во главе каждого верных ему
генерал-майоров. Все органы местного управления были целиком подчинены этим
ставленникам Кромвеля. Режим военной диктатуры приобрел завершенный характер.
Велики были успехи, достигнутые английской буржуазией
в период протектората в области внешней политики. В 1654 г. окончилась война с
Голландией. Соперник был побежден; голландских судовладельцев вынудили
согласиться с условиями «Навигационного акта». Это был крупный шаг в борьбе за
превращение Англии во «владычицу морей». Сразу же после окончания войны Кромвель
отправил военно-морскую экспедицию в Вест-Индию, намереваясь захватить остров
Гаити. Это было прямым продолжением операций елизаветинских пиратов, но теперь
речь шла уже не только об ограблении прибрежных районов Южной Америки или
испанского флота, а о завоевании колоний. Создание колониальной империи стало
одной из главных задач английской внешней политики. Не считаясь с тем, что
французский двор поддерживал претендента на английский престол Карла II Стюарта,
Кромвель в 1655 г. вступил в союз с Францией для совместной войны против
Испании. Гаити захватить так и не удалось, но был отнят у Испании остров
Ямайка. В 1658 г. английские войска захватили Дюнкерк - важный опорный пункт на
континенте, который принадлежал Испании.
Успешная, хоть и очень дорого стоившая внешняя
политика Кромвеля вполне устраивала буржуазно-дворянский блок. В не меньшей
степени он был удовлетворен и внутренней политикой протектора. Продолжавшаяся
при протекторате раздача и распродажа конфискованных земель сопровождалась
государственным покровительством огораживаниям. Подтвердив акт Долгого
парламента об отмене рыцарских держаний, Кромвель в то же время Подчеркнул, что
феодальные права лендлордов по отношепию к копигольдерам полностью сохраняются.
Протектор также успешно справлялся с роялистскими заговорами.
Казалось бы, господствующие классы не должны были и
думать о другом режиме, кроме протектората; между тем в действительности
буржуазия и новое дворянство, несмотря на признанный авторитет Кромвеля в их
среде, все больше склонялись к мысли о монархии. Вынужденная в 1649 г. под давлением
масс, возглавленных лавеллерами, согласиться на республику буржуазия теперь,
когда такого сильного давления снизу не было, вернулась к своей старой
программе. В режиме протектората, в самом его характере было нечто временное,
преходящее. А новые хозяева Англии хотели устроиться надолго, навсегда. Для
этого требовался такой государственный строй, который гарантировал бы
преемственность власти. Господствующие классы за годы революции накопили
немалый политический опыт. Они убедились в том, что любое политическое
потрясение в той или иной степени развязывает инициативу масс.
Эти настроения господствующих классов ярко проявились
во время деятельности второго парламента периода протектората (1656-1658). Парламент
начал с того, что отменил режим генерал-майоров, т. е. проявил известную
оппозиционность по отношению к Кромвелю. Но это было не недовольство
протектором, а желание устранить чрезвычайный характер режима. Уже через
полгода (в марте 1657 г.) парламент обратился к Кромвелю с предложением
«принять имя, сан, титул, звание и должность короля Англии, Шотландии и
Ирландии». Тем самым парламент хотел придать больший авторитет государственной
власти буржуазии и нового дворянства, освятив его многовековой традицией. Среди
аргументов, на которые ссылался парламент, центральное место как раз и занимал
тот, что «сан короля существовал в течение многих столетий». Кромвель готов был
даже стать Оливером I, но вынужден был отказаться от этого плана под давлением
военной верхушки; в офицерских кругах не без основания боялись, что королевский
сан поставит Кромвеля в столь высокое положение, что он перестанет считаться с
волей генералитета.
И все же в 1657 г. был сделан шаг к монархии: титул
протектора стал наследственным; кроме того, восстанавливалась палата лордов.
Таким образом, к моменту смерти Кромвеля (1658) многие черты дореволюционного государственного
строя были реставрированы. События, последовавшие после смерти протектора, еще
более убедили господствующие классы в том, что им необходима сильная власть,
основанная на наследственном праве. Сын Кромвеля Ричард принял по наследству
титул лорда-протектора. Но это был безвольный человек с весьма ограниченными
способностями, к тому же отнюдь не располагавший таким влиянием, авторитетом,
такими заслугами перед буржуазией и новым дворянством, как его отец. Став
марионеткой в руках офицерской клики, он потерял власть, как только осмелился
нарушить ее волю. Опять начались трения в верхах, проходившие на фоне
усилившегося в это время крестьянского движения.
В таких условиях верхушка индепендентов, пресвитериане
и вновь поднявшие голову роялисты достигли известного единства на основе плана
реставрации Стюартов. К этому плану присоединились и некоторые генералы во
главе с Монком, командующим шотландскими войсками. Армия теперь уже не
выступала как единая политическая организация; и менее всего она была
организацией прогрессивной: перерождение грандов завершилось еще во время
ирландской кампании 1649-1652 гг.
Созванный Монком новый парламент, в котором
большинство составляли роялисты и близкие к ним пресвитериане, вступил в
переговоры с претендентом на престол, и в 1660 г. он торжественно прибыл в
Лондон, заняв престол под именем Карла II (1660-1685). Это была реставрация
старой монархии, но отнюдь не старого социального строя.
|