Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Четверг, 30.03.2023, 19:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » География, история и культура Англии ч. 1


Обострение классовой борьбы в XIV в. - 1
[ ] 06.10.2012, 04:13
Обострение классовой борьбы в XIV в. Восстание 1381 г.
Майориальная система в Англии в XIV в. переживала период, глубокого кризиса. Подневольный труд крепостных крестьян становился все менее производительным, лорды маноров в большинстве районов страны решительно стали на путь коммутации, хотя па юго-востоке бароны и монастыри все еще стремились сохранить барщину. Крупные феодалы, а также рыцари и фригольдеры широко применяли наемный труд. Появление массы батраков особенно ярко отражает кризис манора.
Разбогатевшие вилланы нередко выкупались на волю и превращались в лично свободных земельных держателей - йоменов. Вилланы, лишившиеся земли, бежали в города либо в другие районы страны, где нанимались к купцам или феодалам, т. е. становились городскими чернорабочими или сельскохозяйственными рабочими. Сельская община быстро разлагалась, и пользуясь этим, бароны захватывали общинные земли.
Как разбогатевший виллан, который приобретал личную свободу, так и совсем разорившийся крестьянин, ставший наемным работником, уже не были крепостными. Личная свобода начала рассматриваться как одно из высших благ, и в сознании народа героями были те мужественные люди, которые отстаивали свою свободу даже ценой потери собственности, ухода с насиженного места, бегства в леса, где формировались отряды вольных стрелков. Если в XI-XII вв. вилланская мечта о свободе воплощалась в старинных песнях и сказаниях, прославлявших свободную общину (и героями были родовые вожди типа Беовульфа), то теперь народ создает песни и баллады о легендарном Робине Гуде - предводителе вольных стрелков.
Цикл баллад о Робине Гуде, написанных на понятном всем народном языке, - без латинских либо французских слов и речевых оборотов - создавался самим народом и был широко известен и в крестьянской хижине, и на городских улицах, где ютились беднота, и в среде бродячих монахов и школяров. Эти великолепные творения народной поэзии полны здорового оптимизма, любви к природе и - прежде всего - к справедливости и свободе.
Сопротивление крестьян было настолько мощным, что феодалы все реже могли собственными силами заставить их подчиниться и все чаще вынуждены были прибегать к государственным органам. Развитие государственных органов было необходимо господствующему классу и для осуществления захватнической внешней политики.
В 1282-1283 гг. король Эдуард I, разгромив кельтских феодалов, завершил начатое еще в XII в. покорение Уэльса, окончательно включив его в состав английского государства. Уэльс был объявлен владением наследного принца, который с тех пор получил титул «принца Уэльского».
В 1286 г. умер король Шотландии Александр III, не оставив наследников. Около десятка крупных шотландских феодалов предъявили претензии на престол; воспользовавшись усобицей, Эдуард I вторгся в Шотландию и заставил магнатов признать его «верховным правителем» страны. Однако уже в 1296 г. в Шотландии началось восстание, переросшее затем в войну за независимость. Война проходила с переменным успехом и завершилась лишь в 1314 г. крупной победой шотландской армии во главе с Робертом Брюсом. Англия признала его шотландским королем, и Шотландия, народ которой героически сражался, сохранила свою независимость.
С 1337 г. начинается так называемая Столетняя война с Францией (до 1453 г.). До 1360 г. война развивалась успешно для Англии. В битве при Креси (1346) английские войска нанесли жестокое поражение французам, а спустя 10 лет при Пуатье были взяты в плен король Франции и множество представителей знати и рыцарства. В 1360 г. был заключен мир, по которому Англия получила всю Юго-Западную Францию, а также важный в стратегическом отношении район Кале. Кроме того, за короля Франции и других феодалов был получен огромный выкуп. С 1369 г. французы возобновили военные действия и в течение пяти лет освободили почти всю территорию страны (за исключением Кале, Бордо и некоторых других районов). Теперь уже французская сторона перешла к нападениям не только на английские гарнизоны во Франции, но и на саму английскую территорию.
Для ведения войн, а главное - для подавления нараставшего сопротивления крестьян, феодалам необходимо было совершенствовать парламент как орган, представлявший интересы всех сословий господствующего класса. Уже в 1297 г. парламент приобрел право контролировать налоги: иначе говоря, каждый новый налог вводился с санкции парламента. Постепенно парламент превращался в законодательный орган.
По образцу парламентов 1265 и 1295 гг. города и графства посылали в парламент по два представителя; к середине XIV в. это стало уже обычаем, и от короля практически не зависели норма и характер представительства. Но баронов, епископов, аббатов король приглашал по собственному выбору; это считалось правом короля, которое лишь постепенно ограничивалось традицией. Так, традицией стало приглашение архиепископа Кентерберийского, епископов, канцлеров университетов, представителей самых знатных фамилий; но никто не мог помешать королю вызвать в парламент любого угодного ему феодала. В 1343 г. парламент разделился на две палаты. Верхняя палата состояла из лиц, приглашенных королем, т. е. никем не избранных; поскольку это были, как правило, крупные землевладельцы, ее назвали палатой лордов. В нижнюю палату входили избранные представители графств и городов, т. е. рыцари и крупные торговцы. Решающий голос в парламенте принадлежал палате лордов. Но и роль средних и мелких помещиков - сквайров, сельских джентльменов, так называемых джентри, в государственном управлении постепенно возрастала.
Сквайры держали в своих руках управление графствами. Именно они представляли «общину» в парламенте, к ним же постепенно перешли и судебные функции. В 1360 г. была проведена судебно-административная реформа, по которой часть судебных дел была передана мировым судьям, назначаемым из числа местных сквайров и выполнявшим свои обязанности бесплатно.
Феодалы и верхушка купечества использовали государственную машину для усиления эксплуатации трудящихся. Особенное значение внеэкономическое принуждение приобрело после того, как «черная смерть» (эпидемия чумы в 1348-1349 гг.) унесла не менее трети населения страны. Ни цеховым мастерам, ни землевладельцам не хватало рабочих рук. Работники теперь не соглашались на нищенскую оплату. В 1349 г. король Эдуард III издал ордонанс, положивший начало жесточайшему кровавому законодательству, направленному против рабочих. Каждый, кто не имел земли или других источников существования, обязан был наняться на работу за ту плату, которую обычно получал рабочий до эпидемии. С 1351 г. бароны, сквайры и купцы, заседавшие в обеих палатах парламента, стали издавать парламентские статуты, каждый из которых усиливал наказание за отказ работать за старую нищенскую плату, вплоть до клеймения каленым железом и объявления вне закона. Подчеркивая классовый характер этих статутов, Маркс отмечал, что в них «государство устанавливает лишь максимум заработной платы, но отнюдь не ее минимум».
Как это было и в XIII в., обострение борьбы между крестьянами и феодалами осложнялось и борьбой внутри самого господствующего класса. Примерно треть земель королевства находилась в руках церкви, и как лорды, так и сквайры непрочь были завладеть хотя бы частью этих богатств. Однако у светских феодалов, как и у определенной части духовенства, были и другие, не менее серьезные основания выражать недовольство чрезмерным обогащением церкви, роскошью, в которой жили епископы и аббаты, безнравственностью, царившей в монастырях. Ведь религия была основным идеологическим оружием господствующего класса, и падение авторитета церкви и ее служителей представляло опасность для самого феодального строя.
Влияние церкви на разум и чувства как верхов общества, так и трудящегося населения все еще было очень велико. Весь строй мышления средневекового человека был сугубо религиозным, и даже самый решительный социальный протест обычно выражался в форме обращения к принципам раннего христианства либо к библейским легендам. Ненавидя возникшее социальное неравенство, английский крестьянин задумывался над тем, что «бог создал всех людей равными». Недаром в те годы широкую известность приобрело двустишие: «Когда Адам копал землю, а Ева пряла, кто был тогда помещиком?» Сохранить религиозный характер мышления, направить его на путь догматического повторения наиболее соответствующих феодальной системе формул, не допустить использования библейских текстов для обоснования антифеодальной борьбы - такова была задача церкви в эту бурную эпоху, когда впервые зашатались устои феодального строя. Как и прежде, церковь пыталась использовать могучие силы искусства.
Еще в конце XII в. английские архитекторы стали переходить от сооружений романского стиля к готике.
Для готического стиля характерны поиски синтеза архитектуры, скульптуры и живописи, причем ведущее место остается за архитектурой. Особенно широко английские архитекторы использовали скульптуру для украшения западных фасадов соборов. К этой передней стене необходимо было привлечь внимание зрителя. Высокие порталы, небольшие башни со шпилями, и в особенности - скульптура служили этой цели. Например, фасад собора в Личфилде покрыт в четыре яруса статуями в узких стрельчатых обрамлениях.
Украшая скульптурами западные фасады соборов, мастера давали волю своей фантазии и, наряду с сюжетами, заимствованными из библии, нередко использовали фольклорные мотивы. Элементы реализма пробивались сквозь христианскую символику и в скульптурных портретах, которые помещались на надгробных плитах в тех же соборах. Вместо условной фигуры - скорее символа, чем образа, - появляются изображения людей в непринужденной позе, с чертами если не портретного сходства, то все же какой-то индивидуальности.
Здоровая народная тяга к реализму более всего проявилась в живописи, которая достигла известных успехов в XIII-XIV вв. главным образом в области книжной миниатюры.
Блестящим образцом мастерства миниатюристов XIV в. является «псалтырь королевы Марии»; в этой рукописи проявились все характерные черты английской школы миниатюристов той эпохи. Здесь 60 больших миниатюр и свыше 600 рисунков, в том числе свыше 200 - раскрашенных. Это, по существу, целый цикл миниатюр, в которых встречаются одни и те же персонажи, поставленные в различные ситуации. Именно в этих бытовых сценках (работа вилланов под бичом бейлифа, состязания в стрельбе из лука, прядильщица за работой и т. д.) особенно ярко проявились начавшееся освобождение умов от церковной догматики, известный протест против христианского аскетизма.
Таким образом, хотя и в XIV в. искусство, как и идеология, в целом, по-прежнему контролировалось церковью, в нем значительно усилились светские и реалистические черты. Однако социальная и политическая борьба, как и в другие эпохи, более непосредственно проявлялась в политической и философской литературе.
Во второй половине XIV в. наиболее видным сторонником реформы существующей церкви был профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320-1384). Основной его тезис в области богословия сводился к тому, что духовенство, вопреки установившимся представлениям, не должно быть посредником между человеком и богом, что оно не обладает «благодатью», дающей ему возможность «отпускать грехи» мирян.
Категория: География, история и культура Англии ч. 1 | Добавил: magnitt
Просмотров: 1303 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2023
Сайт управляется системой uCoz