Рост торговли способствовал развитию английского
торгового флота и судостроения. Еще в середине XIV в. был издан первый
Навигационный акт - закон, согласно которому английские купцы были обязаны
перевозить свои товары только на английских кораблях.
Значительное развитие внутренней торговли усилило
контакты между различными районами страны. Когда сукноделы начали покидать
города, это привело к значительной передвижке населения. Ткачи устремились в те
районы, где получило распространение производство сукна; многие мелкие города
обезлюдели. В результате этого диалектные различия в языке начали ослабевать,
все больше формировался общеанглийский язык.
Выдающуюся роль в формировании общенационального языка
сыграла литература - художественная, политическая и научная. Особое место занимает
творчество великого английского писателя Джеффри Чосера (1340-1400). Высокообразованный
человек, владевший латинским, французским и итальянским языками,
путешествовавший по Франции, Фландрии, Италии, видевший рукописи Данте,
Боккаччо, Петрарки, он, однако, решительно отверг возможность писать по-латыни
или по-французски, как поступали многие его образованные современники. Корни
его творчества так глубоко уходили именно в английскую жизнь, что вопрос о
языке решился без внутренней борьбы: Чосер стал английским национальным
писателем, создателем (на основе лондонского диалекта) английского
литературного языка. Его знаменитые «Кентерберийские рассказы» - великолепная
галерея образов людей всех классов, сословий, возрастов, причем, хотя сюжеты
Чосер часто заимствует у Боккаччо и других писателей, его образы - чисто
английские.
Общенациональный язык формировался и развивался не
столько в художественной литературе, сколько в политических и научных
трактатах. Сквайру, занятому хозяйством, купцу, разъезжающему по стране, нужны
были сочинения, которые помогали бы ему в практической деятельности. Именно на
этого читателя, а не на знать или монастырского книжника рассчитаны были
трактаты о сельском хозяйстве, разведении плодовых садов, домоводстве,
коммерческие справочники, географические и экономические сочинения и даже
поваренные книги.
Вопреки сознательному сопротивлению церкви и
фактической оппозиции знати, английский язык настолько вошел в быт и достиг
такой степени развития, что, когда переводчик и книгоиздатель Уильям Кэкстон в
1477 г. привез из Фландрии печатный станок, он сразу же приступил к печатанию
книг на английском языке. В 70-х годах XV в. книгопечатание в Англии начинает
быстро развиваться. В типографии Кэкстона в Вестминстере и возникших по ее
примеру типографиях в Лондоне, в Оксфорде и других городах до конца века
удалось напечатать около 400 книг.
Победа английского языка была закреплена тем, что с
середины XV в. он был признан единственным языком, допускающимся на заседаниях
палаты общин.
Складыванию английской нации способствовало также
усиление светских тенденций в культуре; появилось много новых баллад о Робине
Гуде. В честь популярного народного героя устраивались весенние празднества, торжественные
процессии: наряженные в зеленые одежды, украшенные цветами и зелеными ветвями,
сотни крестьян с песнями и танцами шли за тем, кому выпала честь играть Робина
Гуда. На лесных полянах разыгрывались сцены из его жизни, и даже сквайры охотно
присутствовали на таких подлинно народных празднествах.
XV век - время расцвета народного песенного
творчества. Место старых обрядовых песен стали занимать carols - песни,
рассчитанные на два, три и больше голосов. Многоголосие как разновидность
музыкальной выразительности возникло именно в английской народной музыке и
отсюда впоследствии распространилось на континент. Сюжеты песен были самыми разнообразными:
здесь и прославление военных подвигов, и залихватский народный напев, и
любовное томление, и наслаждение теплым майским днем, и солдатская дружба.
Многоголосие английской народной песни повлияло и на выдающегося композитора XV
в. Дж. Данстейбла, создателя полифонических произведений. Популярность
музыкального искусства во всех слоях английского общества была так велика, что
во второй половине XV в. Кембридж, а затем и Оксфорд ввели ученые степени
доктора и бакалавра музыки.
Песня и музыкальное сопровождение (лютни, цитры,
виолы, простые дудки) были неотъемлемым элементом театральных зрелищ, которые
приобрели широчайшее распространение. В течение долгих столетий церковь старалась
использовать народную жажду зрелищ, музыки, искусства для усиления своего
влияния на массы. В английских соборах устанавливались великолепные органы, и
музыка входила составной частью в мессу. Еще раньше церковники начали
драматизировать церковную службу - литургию, что привело к возникновению так
называемой литургической драмы. Но постепенно литургическая драма стала
отрываться от религиозной первоосновы. Условные жесты персонажей сменились
реальными бытовыми деталями, и герои христианской мифологии начали поразительно
напоминать современных английских рыцарей, плотников, паломников. Стремясь
усилить воздействие литургической драмы, церковники перенесли ее из храма на
паперть, где ее могли смотреть тысячи людей, а это в свою очередь повлекло за
собой дальнейшее усиление жизненных, бытовых элементов. Сюжеты драмы стали заимствоваться
уже не из библии и евангелия, а из «житий святых», т. е. жизнеописаний вполне
реальных людей, совершивших в обыденной бытовой обстановке «чудеса». Эти пьесы
с чудесами назывались мираклями (miraculum - чудо).
Наконец, в XIV и особенно в XV в. основным видом
театрального зрелища становятся мистерии - грандиозные представления на
городских и ярмарочных площадях. Организацию этих представлений берут на себя
купеческие и ремесленные гильдии, которые постепенно оттесняют церковь на второй
план и предпочитают использовать профессиональных актеров и сотни горожан,
любителей самодеятельного искусства. В мистериях слились элементы литургической
драмы и народного искусства жонглеров. Хотя сюжеты мистерий по-прежнему
заимствовались из библии и евангелия, светский, бытовой элемент становился в
них преобладающим. Актерам представлялась возможность изменять текст своими
вставками, которые всегда носили современный характер и еще больше «приземляли»
священные эпизоды. Вифлиемские пастухи напоминали обычных английских пастухов,
с их речью, повадками, внешним видом; Иосиф становился английским плотником, бедным
ремесленником, и в одной из реплик произносил такие, отнюдь не библейского
происхождения слова: «Я, бедный плотник, делал только то, что можно было сделать
с этими вот инструментами, и если теперь у меня ничего не остается, то все же я
и последнее должен отдать королю». В этом массовом искусстве прогрессивные
тенденции явно одерживали верх над сковывающей догматикой христианства. Это же
относится и к другому драматическому жанру - «моралите», в котором действующими
лицами были воплощенные в сценических образах абстрактные понятия либо черты
характера: Милосердие, Жестокость, Корыстолюбие, Дружба, Смерть, Сила, Красота
и т. п. Как в «Сказании о Петре Пахаре» Ленгленда, эти образы приобретали
вполне реальные бытовые характеристики, и в их столкновениях решались
философские и морально-этические проблемы той эпохи.
Не менее очевиден и прогресс в области
пространственных искусств, также достигнутый в борьбе с господствующей
идеологией. Церковь стремилась нивелировать всей людей, деля их на праведников
и грешников. Отсюда бесплотность и условность церковной стенописи, отсутствие
индивидуальных характеров в литургической драме. Всякая индивидуализация
образа, раскрывающая черты именно данной личности, будь то в литературе, на сцене
театра, в музыке или портрете, противоречила этой главной особенности
христианского мировоззрения в искусстве. Между тем в конце XIV и в XV в.
английская портретная живопись делает крупный шаг вперед именно в передаче
индивидуальных черт. Портрет Ричарда II, написанный в 90-х годах XIV в., - это
не условный портрет короля - могучего рыцаря, а конкретный образ царствующего
юноши, не испорченного, по мысли автора, властью и страстями. Выполненный во
второй половине XV в. женский портрет уже может служить доказательством
проникновения в глубины человеческого характера.
Автор сосредоточивает наше внимание не на одежде и
внешней обстановке, а на позе и, главное, лице изображенной Маргарет Бофорт -
скорбном лице молящейся женщины.
Итак, в ожесточенной борьбе, которая пронизывала все
сферы экономической и политической жизни, социальных отношений, идеологии, быта
и культуры, вопреки сознательному и стихийному сопротивлению духовной и
светской знати, силы прогресса пробивали себе дорогу. Несмотря на политическую
реакцию XV в., в Англии складывались предпосылки для свержения феодального
строя, победы капиталистических отношений и формирования английской нации.
|