Уже в первой половине XVI в. в мистерии и моралите -
эти массовые самодеятельные спектакли - властно ворвалась политическая борьба.
Условные образы моралите становятся уже носителями не тех или иных абстрактных
понятий или человеческих качеств, а реальных противоборствующих сил. Таков был
один поток, который впоследствии влился в бурное море великолепного театра
конца века.
Второй поток возник в связи с развитием гуманизма и
первоначально стоял в стороне от народной традиции. В грамматических школах
преподаватели-гуманисты ставили силами учеников пьесы античных авторов, способствуя
тем самым возрождению и освоению драматического искусства Древнего Рима.
Студенты университетов и члены юридических корпораций ставили главным образом
античные трагедии. Затем возникли английские комедии, написанные в подражание
Плавту и Горацию. В этих подражаниях вскоре появились и мотивы, заимствованные
из моралите, и наряду с реальными персонажами в них фигурируют весьма условные
герои типа Порока или Плутовства из моралите. Так началось слияние античной и
народной традиций, обогащавшее и ту и другую.
Построенные по античным канонам пьесы, впитывая в себя
элементы народной драмы, трактовали нередко коренные проблемы государственного
управления, социального строя, роли церкви и т.д.
Чем больше проникали на подмостки политические мотивы,
тем больше озлобленности проявляли власти. Их не беспокоили, конечно, школьные
латинские спектакли; но попытки создания профессиональных театров наталкивались
на сопротивление властей. Небольшие коллективы бродячих актеров, игравшие в
городских и придорожных гостиницах, подвергались репрессиям. Например, парламентский
статут 1572 г., предусматривавший самые суровые кары против «бродяг»,
специальным пунктом подчеркивал: «Все вожаки медведей, актеры и менестрели, не
принадлежащие какому-нибудь барону королевства или какой-нибудь особе высшего
ранга, ...все такие лица должны быть почитаемы за бродяг или строптивых нищих,
предусмотренных настоящим актом». Именно при дворах королей и крупнейших лордов
возникли первые постоянные актерские труппы, преимущественно из ремесленников.
Имея соответствующие удостоверения, они могли играть и в провинции. Вскоре
появились и специальные театральные помещения на окраинах Лондона. Первый театр
был построен самими актерами, многие из которых имели и ремесленные профессии,
в 1576 г., а к началу XVII в. в Лондоне было уже 20 театров, причем бывали дни,
когда одновременно давались спектакли в И из них. 200-тысячное население
Лондона, множество прибывающих в столицу купцов, моряков, чиновников, сквайров
обеспечивали постоянную аудиторию.
Наибольшее значение имели массовые, так называемые публичные
театры, которые актеры содержали па паях. Простой помост, не отделенный от
зрителей занавесом, огромный партер (более чем на тысячу человек) без сидячих
мест и без крыши, крытые ложи с более дорогими местами по бокам - так выглядели
эти простые сооружения. Но именно здесь были созданы великолепные творения
английской драматургии, составившие славу английского театра. Задолго до
спектакля партер наполнялся ремесленниками, мелкими торговцами, моряками,
случайно приехавшими в Лондон йоменами. Эта аудитория - люди труда, жаждущие
ярких чувств, страстей и, главное, ответа на острые вопросы современности -
предъявляла свой «социальный заказ» актерам и драматургам и, вмешиваясь в
действие, выражала свои мысли и чувства. У этой аудитории драматурги и актеры
должны были искать успеха. Поэтому расцвет английского театра основывался не
только на его давних народных традициях, по и па постоянном контакте театров со
зрителями. Труппы публичных театров завоевали столь прочный авторитет, что их
нередко приглашали и в придворный театр, и в так называемые частные театры,
которые посещались более изысканной публикой. Впрочем, и на представления
публичных театров охотно приходили аристократы и даже сама Елизавета, спрятав
лицо под маской. Но язык общения публичных театров с придворными родился синтез
двух стилей актерского мастерства и двух типов драмы - античной, насыщенной
ученостью Возрождения, и народной, насквозь пропитанной самим духом
Возрождения.
Исторические сдвиги колоссального значения и масштаба,
глубокие противоречия, линия которых проходила не только между людьми,
классами, группировками, но и через сердце и разум каждого мыслящего человека,
- все это нашло воплощение в драмах гениального Вильяма Шекспира (1564-1616). В
творчестве Шекспира культура английского Возрождения достигла своей вершины.
Его образы грандиозны, как сама эпоха, породившая их. Отелло и Лир, Гамлет и
леди Макбет, Шейлок и Клеопатра - в какой бы среде, стране, эпохе ни жили эти
люди, они полны тех страстей и раздумий, которые в той или иной мере тревожили
самого Шекспира и его современников. И в то же время это люди, живущие во
вполне реальной исторической обстановке, действующие в соответствии со своими
характерами, а не по воле авторского замысла. В этом и заключался могучий
реализм Шекспира, реализм, имеющий глубокие народные корни: не во внешнем
правдоподобии, не в копировании деталей быта, а в самой сущности характеров и
обстоятельств, в которые они поставлены.
Политические взгляды Шекспира были типичными для
большинства гуманистов: он не выступал против монархии и считал идеалом
просвещенного короля. Но все творчество Шекспира восстает против феодализма, губящего
личность, любовь, человеческое достоинство; против тех сил, которые сковывают
способности человека - Шекспир, как и Бэкон, верил, что они безграничны, -
против всяческой регламентации и канонов. Свободная стихия шекспировской
драматургии и сама не укладывалась ни в какие каноны; в ней искусно и с
величайшим художественным тактом все перемешано - трагическое и смешное,
возвышенный монолог и грубый фарс, философский афоризм и непристойная шутка.
Выйдя из театра Шекспира на шумящие улицы Лондона,
зритель встречался здесь с той же бурей страстей, противоречий, сталкивающихся
судеб, которую только что переживали герои трагедии. Он - этот зритель - умел
уже лучше видеть, понимать, оценивать происходящее, он еще больше освобождался
от пут догматического мышления, а значит, мог и яснее определить свою
политическую позицию.
Ни в одном из искусств Англия не достигла таких высот
в эпоху Возрождения, как в театре. Только музыка в известной мере приближалась
к нему по своему значению в жизни различных слоев общества и по своим достижениям.
Крупнейшим музыкантом и композитором английского Возрождения был Джон Доуленд
(1562-1626), автор многочисленных песен на слова второстепенных поэтов. Его
сборники выдерживали по пять изданий и быстро раскупались любителями музыки.
Это были лирико-философские и любовные песни, как мажорные, так и элегические.
Человеку Возрождения эта музыка была близка, она отражала и его тревоги, и
жажду любви и счастья, PI радость жизни.
В начале XVII в. благодаря деятельности выдающегося
архитектора Айниго Джонса (1573-1652) в Англии появились сооружения,
характерные для эпохи Возрождения. Стремясь освободить английскую архитектуру
от отжившей «поздней готики» и от безвкусного смешения стилей, Джонс пытался
перенести на английскую почву стиль высокого итальянского Возрождения, сочетая
его с английскими национальными традициями. Это был высокообразованный
архитектор-гуманист, поклонник античности, знаток искусства нового времени.
Между прочим, Джонс оставил значительный след и в истории английского театра,
выступая в роли не только художника, но и постановщика. Из поездок в Италию он
привез отличное знание новейших достижений итальянского искусства, и особенно
многочисленных дворцов и загородных вилл знаменитого архитектора и теоретика
архитектуры Палладио. Джонс, однако, не просто копировал итальянские образцы,
отдавая себе отчет в том, что английские традиции, образ жизни, климат требуют
других творческих решений. Но следование античным образцам, спокойные строгие
формы, торжественная монументальность, отражавшая светлое мироощущение
гуманистов, - этому Джонс учился у Палладио. Ему удалось осуществить лишь
немногие из многочисленных замыслов. Политические бури века не способствовали
созданию монументальных ансамблей, а именно к ним стремился Джонс, видя в них
лучший способ выразить идею гармонии, единства человека и мира. Тем не менее,
сохранившиеся проекты Джонса оказали значительное влияние на дальнейшее
развитие английской архитектуры.
|