Вся эта народная песенная стихия была глубоко
враждебна новым социальным тенденциям, так как отражала систему взглядов и
чувствований, типичных для доклассового общества. И отнюдь не случайно идеология
европейского феодализма - христианская религия - уже в те времена противопоставила
себя полнокровному языческому народному миропониманию.
Христианизация англосаксов продолжалась почти целое
столетие - с 597 г., когда присланные папой миссионеры убедили креститься
короля Кента, до конца VII в. Общинники сопротивлялись этой чуждой им вере.
Языческие культы и обряды были привлекательны не только своей привычностью, но
и тем, что с ними ассоциировались взгляды и порядки общинного строя.
Христианство уже в то время наложило отпечаток на быт,
нравы, культуру англосаксонского общества. Монастыри, построенные в различных
районах страны, возникшие при них монастырские школы стали важными центрами
культуры и образованности средневековья. Здесь развивалась латинская письменность,
которая в те времена носила международный характер и способствовала культурным
и иным связям со странами континента. До этого времени немногие образованные
англосаксы пользовались руническим письмом. В VII в. возникла древнеанглийская
письменность.
В монастырях жили и творили наиболее образованные люди
той эпохи, оставившие немалый след в истории английской культуры. Наибольшую известность
в Англии и других странах приобрел Беда Достопочтенный (673-735), который
провел всю свою жизнь в монастыре Ярроу в Нортумбрии. Перу Беды, как и многих
других монастырских книжников, принадлежат руководства по самым различным
наукам - метеорологии и медицине, физике и грамматике. Европейскую известность
принесла Беде «Церковная история народа англов».
Как ни велико было значение латинской образованности с
точки зрения общего прогресса культуры, все же это была христианская культура
верхушки англосаксонского общества. Несколько большее влияние на массы должна
была оказывать религиозная поэзия на англосаксонских диалектах. Именно она
вступила в прямое соревнование с героическим эпосом англосаксов. Так
сталкивались два мировоззрения или, точнее, мироощущения:
христианско-аскетическое, предполагавшее отказ от земных благ, видевшее своих
героев в мучениках и святых, пронизанное страхом перед «страшным судом», и народно-языческое,
здоровое, не знающее других ценностей, кроме героизма, благородства, мужества,
высоко ставящее реальные радости бытия. Даже в христианскую поэзию пробивались
традиционные мотивы героического эпоса, и один поэт из Нортумбрии в VII в.
писал о Христе: «Молодой герой, всемогущий бог, силен и храбр», как можно было
бы написать, например, о Беовульфе. Это противоречие проявляется и в
изобразительном искусстве, которое было христианским по тематике и символике,
но поскольку непосредственными исполнителями оставались безымянные мастера из
народа, нередко отражало мотивы народной фантазии языческого периода. Таковы,
например, придорожные кресты, которые уже с VII в. сооружаются в различных
районах Британских островов. Наиболее известен большой крест у деревни Разуэлл
(Шотландия), покрытый орнаментом из виноградных лоз, изображениями птиц и
листьев, а также и сцен из Ветхого завета и житий святых.
В монастырях Англии, Шотландии и Ирландии большого
искусства достигли мастера книжной миниатюры. Особенно тщательно украшались
евангелия, древнейшее из которых - «Книга из Дурроу» - было выполнено около 700
г. в одном из монастырей Нортумбрии.
Художники тщательно разрисовывали крупный инициал
первой страницы рукописей, занимающий обычно более половины страницы. Простые
геометрические формы этой буквы заполнялись тончайшим и очень сложным
орнаментом с преобладанием животных либо растительных мотивов.
С конца VIII в. в Англии усилилось стремление к
государственному единству, что было связано с ростом сопротивления общинников
феодалам и с появлением опасного внешнего врага - норманнов, или датчан, как их
называли в Англии. Дружины норманнов с VIII в. начали совершать пиратские
набеги на Британские острова.
Расположение Уэссекса, лежавшего сравнительно далеко
от районов датских набегов, дало ему известные преимущества в борьбе за
первенство с другими королевствами, и в 829 г. большая часть страны
объединилась под главенством уэссекского короля. Объединенное государство с
этого времени стало называться Англией.
В 60-х годах IX в. датчане перешли от пиратских
набегов к завоеванию страны, как за четыре века до этого сами англосаксы.
Крупные силы датчан высадились в Англии, разгромили дружины и ополчение
Нортумбрии. Мерсии, Восточной Англии и вскоре основали свои независимые
королевства в Нортумбрии и Восточной Англии.
В это время королем был крупный государственный
деятель той эпохи Альфред, называемый в Англии Альфредом Великим (871-899 или
900). После многих сражений, шедших с переменным успехом, он выплатил датчанам
дань и тем обеспечил возможность провести необходимые реформы и подготовиться к
дальнейшей борьбе.
Ему удалось перестроить армию, создать флот для
обороны берегов и нанести противнику серьезные поражения, в результате которых
в конце 80-х годов IX в. был достигнут компромисс: юго-западная часть страны
оставалась за англосаксами, северо-восточная - за датчанами. Эти районы стали называться
«Областью датского права». В течение X и первой половины XI в. войны с датчанами
нередко приносили победы уэссекской династии. Правда, с конца X в. новая волна
нашествий со Скандинавского полуострова опять изменила соотношение сил в пользу
датчан, и с 991 г. англосаксонские короли, чтобы сохранить корону и избежать
опустошительных набегов, систематически выплачивали дань, для чего был введен
специальный налог - «датские деньги» (Danegeld). К середине XI в. было
достигнуто объединение всех англосаксонских земель под властью короля Эдуарда
Исповедника (1042-1066). Датские набеги ускорили процесс феодализации.
Достаточно было датской дружине пройти по той пли иной местности, чтобы тысячи
керлов навсегда лишились возможности восстановить свое хозяйство. Росли королевские
поборы, а когда были введены «датские деньги» (от 1 до 4 шиллингов - по тому
времени весьма значительная сумма), общиннику нередко приходилось отдавать
остатки своего имущества.
Наконец, в условиях постоянных войн крестьянину
необходим был сильный «покровитель», человек, который мог защитить его от
датских либо англосаксонских банд, бродивших по стране. Свободный общинник вынужден
был отказываться от своей независимости и свободы, переходя вместе со своей
землей под «покровительство» эрла и обязуясь выполнять разнообразные
повинности.
Войны и объединение государства способствовали
выделению крупных, средних и мелких землевладельцев феодального типа. Теперь не
король вооружал и кормил дружинников за счет военной добычи, а сам дружинник
становился землевладельцем и за счет труда своих крестьян приобретал тяжелое
вооружение, коня, содержал оруженосцев и слуг, окружал роскошью себя и свою
семью. Так окрепло возникшее еще до датских набегов военнослужилое сословие
тэнов.
Королевская власть, представляющая интересы
формирующегося класса феодалов, не ограничивалась раздачей земель; законом,
властью государства она закрепляла зависимость крестьян от землевладельцев,
которые назывались глафордами (впоследствии - лордами)
Власть феодала над крестьянами усиливалась также в
результате того, что глафорду предоставлялось право суда над ними, т. е. ему
передавалась часть государственных функций. Право суда, называвшееся сокой (в
других странах - иммунитетом), в то время получили лишь наиболее крупные и
влиятельные феодалы.
Процесс укрепления феодальных отношений сопровождался
изменениями в организации управления. Сотенный старшина, который раньше избирался
на собрании сотни, постепенно превратился в королевского чиновника,
подчинявшегося не собранию, а старшему начальнику по административной лестнице.
Таким начальником был для него скиргерефа (отсюда впоследствии возникло слово
«шериф») графства, назначенный королем. Собрания сотен и графств сохранились,
но они стали теперь собраниями самых крупных и влиятельных землевладельцев. В
собрании сотни принимали участие также старосты общин, священники и наиболее
зажиточные крестьяне.
Высшая государственная власть сосредоточилась в руках
короля и уитенагемота («Совета мудрых»). В уитенагемот объединенного англосаксонского
королевства входили крупнейшие земельные магнаты: эльдормены графств, некоторые
тэны, епископы. Являясь советниками короля, они одновременно ограничивали его
власть, так как все важные государственные решения король должен был
согласовывать с уитенагемотом.
|