Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Суббота, 25.11.2017, 15:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » География, история и культура Англии ч. 2


Парламентская реформа 1867 г. - 2
[ ] 07.10.2012, 20:59
Парламентские выборы 1868 г. принесли крупный успех либеральной партии, во главе которой стоял избранный незадолго перед тем ее официальным лидером Гладстон. Хотя в партии к этому времени оставалось немало старых вигских семейств, в целом это была уже новая партия, непосредственно выражающая интересы промышленной буржуазии. На ее скамьях сидели теперь фабриканты Бирмингема и Манчестера, деятели Лиги борьбы против хлебных законов, фритредеры и радикалы типа Брайта. Символом изменения характера партии было вхождение Брайта в кабинет Гладстона (1868-1874), который предоставил ему портфель министра торговли. Массовой опорой партии была мелкая буржуазия и верхушка рабочего класса.
Подавляющее большинство лидеров тред-юнионов примыкали к либералам по мировоззрению, а также - через радикальное крыло партии - по личным связям. Но для того чтобы оказывать давление на либеральную партию (а при случае - и на консерваторов), лидерам потребовалась организация более авторитетная, чем Лондонский совет тред-юнионов. На протяжении 60-х годов периодически собирались конференции представителей тред-юнионов из различных районов страны, но только с 1868 г. они стали регулярными (ежегодными). Созданная таким образом организация получила название Британского Конгресса тред-юнионов (БКТ); на протяжении последующих лет к ней присоединились почти все крупные и множество мелких тред-юнионов. Во время конгресса 1869 г. было решено создать высший орган профсоюзного движения, действующий между конгрессами, - Парламентский комитет Конгресса тред-юнионов. Как видно из названия, главные функции этого органа заключались в давлении на парламент с целью проведения законов, улучшающих положение рабочего класса.
Вот тут-то либеральной партии и предстояло окончательно решить, какой тактики придерживаться по отношению к тред-юнионам. С одной стороны, фабриканты, чьи интересы выражала партия, хотели сокрушить тред-юнионы, восстановить свой произвол на предприятии. Но, с другой стороны, тред-юнионы, с их тенденцией к соглашательству и оппортунизму, сами становились надежным барьером против революционного направления.
Политические вожди либеральной буржуазии предпочли «английский» путь компромисса и уступок. Гладстон попытался примирить требования тред-юнионов и пожелания буржуазии. В 1871 г. он провел в парламенте два закона. Один из них предоставлял тред-юнионам права юридических лиц, чем поставил их в равное правовое положение с организациями буржуазии. Второй закон наносил серьезный удар по давно завоеванному рабочим классом праву на стачку. Формально стачки не запрещались, но стачечникам запрещалось выставлять пикеты для борьбы со штрейкбрехерами. Буржуазные суды на основании нового закона присуждали к штрафам и к тюремному заключению участников пикетов и даже просто рабочих, выражавших презрение к штрейкбрехерам. Введение этого закона не замедлило сказаться на ходе выборов 1874 г., когда либералы, потеряв голоса части тред-юнионистов, потерпели поражение. Консервативный кабинет Дизраэли (1874-1880) в 1875 г. провел закон, легализовавший «мирное пикетирование». Право на стачку - одно из важнейших завоеваний рабочего класса было, таким образом, подтверждено законом.
Либеральная партия не могла, конечно, примириться с тем, что симпатии тред-юнионов начали склоняться в сторону консерваторов. Стремясь укрепить свои связи с тред-юнионистской верхушкой, она пошла навстречу ее пожеланиям и во время выборов 1874 г. оказала поддержку «рабочим» кандидатам, двое из которых - Томас Берт и Александр Макдональд - были избраны. Это были типичные представители классического тред-юнионизма, чиновники хорошо организованных союзов углекопов, либералы по мировоззрению, естественно примкнувшие в парламенте к либеральной фракции. С этого времени группа тред-юнионистских вождей в парламенте, полностью зависимых от руководства либеральной партии, стала расти и к концу века составляла уже больше десятка депутатов. Эти рабочие-либералы (lib-lab, как их называли) проводили в парламенте и вне его не пролетарскую классовую политику, а ту политику подчинения рабочего класса буржуазии, которую Ленин называл «либеральной рабочей политикой».
В 1872 г. было введено тайное голосование, что соответствовало требованиям демократических сил еще с XVIII в. Буржуазно-демократический характер носили и административные реформы правительства Гладстона, направленные против господства аристократии в армии и государственном аппарате. Старинная практика покупки чинов в армии была отменена, и офицерские должности перестали быть пристанищем для младших сыновей знатных семейств. Для занятия должностей на государственной службе был установлен публичный экзамен.
Среди уступок, на которые оказалась вынужденной пойти буржуазия, не последнее место занимала реформа образования, проведенная в 1870 г. В конце 60-х годов примерно половина детей школьного возраста (2 млн.) не посещали школу. Но развитие капиталистической промышленности требовало элементарно грамотных рабочих, из которых можно было бы выдвигать и низовых организаторов производства - мастеров.
Решающую роль в проведении реформы сыграли соображения политического характера: необходимо было взять под контроль духовное развитие народа, обеспечить идейное влияние на массы при помощи такого мощного оружия, как начальная школа. Это было тем более важно для господствующих классов, что верхушка рабочих получила теперь избирательные права, и, как всем было ясно, дальнейшее их расширение - лишь вопрос времени.
Вся Англия была разделена на так называемые школьные участки, в которых населением избирались школьные советы, облеченные довольно широкими полномочиями. Обнаружив, что в данном участке частных или церковных школ не хватает для всех детей, они должны были строить и содержать новые школы за счет субсидий от правительства, платы за обучение и специального местного школьного налога. Реформа не носила последовательно демократического характера: она не отделяла школу от церкви и не провозглашала всеобщего обязательного обучения. Тем не менее это была известная уступка со стороны господствующих классов, открывавшая путь к образованию для широких слоев населения.
Политика Гладстона в ирландском вопросе была разновидностью той же либеральной тактики, которую он проводил в Англии, только еще более ограниченной и сопровождавшейся жестокими репрессиями. Особенно большой шум был поднят буржуазно-либеральной прессой в связи с земельным биллем Гладстона (Land Bill), принятым в 1870 г. По этому закону вводились некоторые ограничения в права лендлордов. До сих пор они сгоняли арендаторов с земли в любой момент, не считаясь с затратами, которые были сделаны арендаторами для улучшения почвы, строительства жилых помещений, амбаров и т. д. Теперь же вводилась обязательная выплата компенсации, размер которой устанавливался судом. Кроме того, лендлорд мог изгнать арендатора лишь по истечении срока аренды, за исключением тех случаев, когда арендная плата не вносилась в срок. Либералы прославляли этот закон за то, что он вводил формальное равенство в отношениях между арендатором и лендлордом, в действительности же самые основы лендлордизма полностью сохранялись и после закона 1870 г.
Борьба английского рабочего класса в конце XVIII и на протяжении XIX в. привела к установлению буржуазно-демократического строя. Но если, например, во Франции и в США буржуазная демократия установилась в ходе революций, то в Англии она вводилась медленно, постепенно, в ходе реформ. Эти реформы были отдаленным последствием буржуазной революции XVII в., но они проводились под непосредственным воздействием рабочего движения, навязывались буржуазии рабочим классом. Своеобразие исторического развития Англии привело к тому, что если во Франции и в США установились буржуазно-демократические республики, то в Англии сохранялись монархия, аристократическая палата лордов, феодальные пережитки в законодательстве и судопроизводстве. Рабочий класс Англии, опередив пролетариат континента по организованности и социальным завоеваниям, отставал по уровню своего сознания. Отставание английского рабочего класса особенно ярко проявлялось в том, что в то время как на континенте возникали самостоятельные рабочие партии с социалистической программой (в Германии - в 1869 г., во Франции - в 1879 г.), в Англии отсутствовала не только социалистическая рабочая партия, но и вообще самостоятельная политическая партия пролетариата.
Между тем из-за относительной слабости английской государственной машины, из-за отсутствия мощного военно-бюрократического аппарата в то время английский рабочий класс имел объективную возможность взять власть в свои руки мирным путем, т. е. без слома существующей государственной машины. Эта мысль была выражена Марксом в 1871 г. Рабочий класс Англии, однако, не сумел воспользоваться этими исключительными условиями, так как сам он был политически неорганизован и идеологически разоружен.
Расширение избирательных прав, усиление роли палаты общин в ущерб влиянию палаты лордов, либеральные реформы конца 60 - начала 70-х годов и неизбежные дальнейшие преобразования в духе буржуазной демократии - все это создавало беспокойство в буржуазных кругах. Вынужденные под давлением снизу идти на расширение демократии, буржуазные политики изыскивали пути для укрепления своего контроля над нею. Сохраняя и расширяя демократический фасад, они стали в тени его изыскивать средства, чтобы подчинить себе новых избирателей. Не случайно первый шаг в этом направлении был сделан в Бирмингеме - крупном промышленном центре, где после реформы 1867 г. появились 30 тыс. новых избирателей.
Видный бирмингемский промышленник Джозеф Чемберлен (1836-1914), слывший радикалом и известный своей деятельностью в муниципальном совете, возглавил работу по созданию бирмингемской либеральной ассоциации. Город был разделен на 16 районов (кварталов), и в каждом из них па публичном митинге избирался комитет - нечто вроде бюро низовой территориальной организации либеральной партии. Председатели и секретари районных комитетов, а также по три выборных представителя от кварталов составляли городской исполнительный комитет. Кроме того, избирались по 30 делегатов от кварталов в «генеральный комитет» города. Во главе всей этой системы стояло бюро из 11 человек, и они-то были фактическими руководителями либералов всего города. Группа Чемберлена контролировала полностью организацию, обеспечивала избрание намеченных руководством лиц в различные органы и широко пользовалась правом кооптации.



Категория: География, история и культура Англии ч. 2 | Добавил: magnitt
Просмотров: 1298 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz