Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Среда, 20.09.2017, 15:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » География, история и культура Англии ч. 2


Утрата монополии на мировом рынке - 1
[ ] 07.10.2012, 21:02
Глава 6
АНГЛИЯ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ НОВОЙ ИСТОРИИ
 
Утрата монополии на мировом рынке и сдвиг в рабочем движении
На протяжении первого периода новой истории (1640-1870) капитализм развивался по восходящей линии и способствовал прогрессу производительных сил общества. Но уже к концу этого периода в наиболее развитых странах капиталистические отношения начали тормозить общественный прогресс, сковывать развитие производительных сил. В последние десятилетия XIX в. начался переход капитализма в его высшую и последнюю стадию - империализм, на рубеже XIX и XX в. эта монополистическая стадия капитализма окончательно сложилась. Эпоха упадка капитализма, открывающаяся первым мощным ударом по капиталистической системе, нанесенным Парижской Коммуной, и завершающаяся первой победоносной социалистической революцией - Октябрьской революцией, и составляет второй период новой истории (1870-1917). В специфических условиях развития английского капитализма свойственные этой эпохе особенности стали проявляться несколько позже, когда Англия начала утрачивать свою промышленную монополию - со времени экономического кризиса 1878-1879 гг.
Проходивший во всех капиталистических странах процесс перехода к империализму в Англии совпал с другим процессом, имевшим место только в этой стране, - с утратой того чрезвычайно выгодного положения, которым она пользовалась в 50-70-х годах XIX в. Быстрое промышленное развитие других стран, в особенности США и Германии, привело к тому, что уже в середине 80-х годов монополия Англии на мировом рынке была утрачена. Более молодые промышленные страны отгородились от английского конкурента высокими протекционистскими тарифами. Вытесняя Англию со своих внутренних рынков, они успешно конкурировали с английскими предпринимателями и на мировом рынке.
В последние десятилетия XIX в. техника производства быстро двигалась вперед. Совершенствовались станки и машины, доменные и мартеновские печи, паровозы и пароходы. Разрабатывалась новая технология, особенно в металлургии и химической промышленности. Возникли новые отрасли производства - электротехническая, автомобильная, неорганических удобрений, нефтеперерабатывающая и др. Решение сложных научных и технических проблем передачи электрической энергии на большие расстояния произвело революцию в энергетике.
Все эти структурные изменения повлекли за собой впоследствии существенные сдвиги в географии отдельных отраслей промышленности и хозяйства в целом, в территориальном разделении труда. Однако в то время новые отрасли развивались в Англии сравнительно медленно, и в первом десятилетии XX в. их продукция составляла лишь 6,5 % всей промышленной продукции страны. В мировом производстве электротехнических изделий, например, доля Англии составила всего 13%, а Германии - почти 32%. В 1913 г. в Англии было произведено 34 тысячи автомобилей, а в США - почти полмиллиона. Такие незначительные масштабы развития новых отраслей еще не требовали создания новых промышленных центров, и предприниматели размещали заводы в традиционных центрах индустрии. Так, автомобильные заводы появились в промышленном Мидленде, в Ковентри и в Манчестере, где был создан филиал американской фирмы Форда.
Существенно изменилась в конце XIX - начале XX в. лишь география судостроения. Переход от деревянных судов к металлическим пароходам вызвал перемещение их производства в такие районы, где была развита черная металлургия, и в то же время имелись достаточно полноводные реки для строительства верфей и последующего спуска кораблей в море. Некоторые старые центры судостроения - низовья Темзы (близ Лондона), Мерсея (близ Ливерпуля), Северна (близ Бристоля), ориентированные на постройку деревянных судов, постепенно утратили значение, хотя их и продолжали использовать для ремонта кораблей. Почти 90% пароходостроения сосредоточилось на Северо-Восточном побережье (в устьях Тайна, Уира и Тиса) и в Средней Шотландии, на ее западном побережье (в устье Клайда).
Для развития новых и для технического перевооружения старых отраслей нужны были крупные капиталовложения со стороны английских предпринимателей. И в подвалах Сити хватило бы золота на первоклассное оснащение английской промышленности по последнему слову техники. Но наличие огромной империи, могущественного флота, прочные позиции па международной арене обеспечивали в то время английским капиталистам практически неограниченные возможности помещения капиталов в колониях и других странах. Именно за пределы страны, туда, где можно было получить особенно высокую прибыль, и устремилось широким потоком английское золото. Если в самом начале XX в. английские капиталовложения за границей составляли 2 млрд. ф. ст., то к 1913 г. они достигли почти 4 млрд. и приносили английским капиталистам 200 млн. ф. ст. годового дохода.
В результате Англия в конце XIX - начале XX в. отстала от Германии и США сначала по темпам развития, а затем и по абсолютным показателям выпуска промышленной продукции. Уже в 1894 г. США обогнали Англию по производству чугуна, а в 1899 г. - по добыче каменного угля. Это означало, что Англия утратила положение ведущей промышленной державы мира. К 1913 г. отставание Англии по важнейшим видам продукции было весьма значительным. Так стали она производила 7,7 млн. т., в то время как Германия - 17,3 млн. т., а США - 31,3 млн. т.
Замедление темпов промышленного развития сразу сказалось на положении английского рабочего класса. Безработица превратилась буквально в национальное бедствие. В 1887 г. специальным обследованием некоторых районов Лондона было установлено, что безработных среди рабочих доков 55%, среди судостроителей - 44%, а средний процент безработицы равен 27.
В период кризиса 1885 - 1886 гг. впервые за долгие десятилетия начинается активное движение пролетариата. Оно началось с массовых демонстраций безработных. Толпы людей, которые в течение долгих месяцев не могли найти применения своим силам, стали собираться на окраинах Лондона, делиться своими горестями, слушать ораторов, в том числе и социалистических агитаторов, пытавшихся разъяснить массам причины создавшегося положения, призвать их к более активной борьбе. Массовое движение безработных, а также тех пролетариев, которые имели работу, переплеталось с возрождением социалистических организаций в Англии.
В 1881 г. группа радикальных интеллигентов в Лондоне создала Демократическую федерацию, которая в 1884 г. была переименована в Социал-демократическую федерацию (СДФ). Основателем этой организации был Генри Майерс Гайндман - выходец из крупнобуржуазной семьи, типичный представитель английской буржуазной интеллигенции.
К массовым организациям английского рабочего класса - тред-юнионам - Гайндман относился пренебрежительно, считая, что коль скоро они не стоят за свержение капитализма, то социал-демократам не следует иметь с ними ничего общего. Отказываясь от работы внутри тред-юнионов, Гайндман обрекал свою организацию на превращение в секту, оторванную от масс.
Внутри СДФ было немало людей, которые сыграли значительную роль в развитии английского рабочего движения. В Федерацию вступали не только представители радикальной интеллигенции, но и передовые рабочие, такие, как Гарри Квелч, Джон Бернс, Том Манн, тесно связанные с широкими массами пролетариев. Они активно работали в тред-юнионах, противопоставляя сектантству Гайндмана свое чувство классовой солидарности.
Среди членов Федерации были также люди, которые расходились с Гайндманом по многим коренным вопросам стратегии и тактики. Наиболее крупным представителем этой группировки был Уильям Моррис. Приняв активное участие в политической борьбе в конце 70-х годов, Моррис прошел через радикализм к социалистическому движению. Энгельс называл Морриса «социалистом чувства», подчеркивая тем самым теоретическую слабость Морриса. Главное расхождение между Моррисом и Гайндманом заключалось в том, что Моррис считал необходимым отказаться от чрезмерного внимания к парламентской борьбе, полагая, что этот путь может лишь отвлечь лучших деятелей рабочего движения от подлинно революционной борьбы.
Группа Морриса, в которую входили такие выдающиеся деятели, как Б. Вакс, супруги Эвелинг, на рубеже 1884-1885 гг. вышла из СДФ и создала свою организацию под названием «Социалистическая лига». Но и Социалистическая лига оставалась всего лишь сектой, так как ее руководители были так же далеки от действительно классового движения, как и группа Гайндмана.
Но в Социалистической лиге была одна, правда небольшая, группировка, которая сыграла особую роль в английском социалистическом движении тех лет. Это были группировка, возглавлявшаяся Элеонорой Маркс-Эвелинг и ее супругом Эдуардом Эвелингом. Тесно связанная с тред-юнионами, сама участвовавшая в создании ряда союзов, великолепно марксистски образованная, отличный оратор и полемист, Элеонора Маркс была видной представительницей левого революционного направления. Каждый шаг внутри Социалистической лиги и в других организациях Эвелинги согласовывали с Энгельсом, который был подлинным вдохновителем деятельности этой небольшой группы социалистов.
На почве всеобщего подъема массового движения и возрождения социалистической пропаганды с 1885 г. стали возникать так называемые новые тред-юнионы. Это были организации неквалифицированных либо малоквалифицированных рабочих - докеров, рабочих газовых заводов, спичечных фабрик и т. п. Оставаясь на почве тред-юнионизма, новые союзы превращались в активную силу левого течения английского рабочего движения.
Большинство новых тред-юнионов начинало свою деятельность с проведения стачки. Выдающееся значение имела победоносная стачка лондонских докеров, проведенная летом 1889 г. Рабочие из разных концов Англии и даже из далекой Австралии присылали деньги в фонд стачки. На эти деньги было организовано питание забастовщиков и их семей. Ежедневно проводились митинги и демонстрации на улицах столицы. Самый богатый порт мира, которым так гордились господствующие классы Англии, замер.



Категория: География, история и культура Англии ч. 2 | Добавил: magnitt
Просмотров: 934 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz