2
Я побывал на ветреном песчаном острове Линдисфарн, где
святой Кутберт устроил свою обитель, и на том холме в Сомерсете, где, как
говорят, святой Иосиф Аримафейский посадил святой терн, но ни одно место не
дало мне более ясного представления о раннем христианстве, чем странный
крохотный разрушенный город Глендалу в Уиклоу.
На мой взгляд, в Ирландии нет ничего более
прекрасного, чем эта восхитительная маленькая долина, с двумя озерцами,
покоящимися в горной впадине. Настолько высоки эти горы и настолько глубоки
озера, что даже в солнечный день вода в них неподвижна и черна.
Возле озер над деревьями поднимается высокая круглая
башня. Она построена почти тысячу лет назад. В башне скрывались люди, бежавшие
от скандинавов. Двери в таких башнях находятся высоко, чтобы беглецы, убирая
лестницу, могли чувствовать себя в безопасности.
За башней, затерявшейся в деревьях и покрытой зеленым
мхом, находятся руины монастыря, построенного за несколько столетий до того,
как Англия приняла христианство.
Когда в Глендалу колокола сзывали к мессе, в Англии
слышали лишь звон мечей да крики викингов, причаливающих к берегу.
В Глендалу скажут, что перед вами руины семи церквей,
но, как отмечает профессор Макалистер в «Археологии Ирландии», такого
количества стоящих рядом церквей никто пока не обнаружил:
Заметной особенностью ирландской жизни является
появление множества маленьких церковных зданий. В Глендалу, Клонмакнойсе,
Килмадуаге, повсюду на одной и той же общинной земле вы найдете несколько
независимых церквей небольшого размера. В некоторых местах их две или три, в
других доходит и до тринадцати. А вот семь церквей, стоящих рядом, никто не
видел. Тем не менее часто слышишь, что эту группу руин называют Семь церквей.
Люди наивно связывают разрушенные здания с упоминанием в Откровении святого
Иоанна и превращают их в символ. Подобный символизм в любом случае не имеет
смысла, и даже если бы имелась веская причина для возведения семи зданий,
нетрудно доказать, что строителям и в голову не приходило создавать такую
группу. Дело в том, что отдельные элементы группы как в этом, так и в других
случаях, вовсе и не церкви, а жилые дома, к тому же построенные в разное время.
Чтобы понять настоящее значение этих групп зданий,
нужно подумать о средневековом соборе или большой коллегиальной церкви вместе с
часовнями, в каждой из которых имеется алтарь. Теперь представьте, что единство
такого здания разрушается, и каждая часовня превращается в отдельную церковь. В
этом случае мы будем иметь дело с группой церквей, как это и произошло на
территории ирландских монастырей. Каждая церковь первоначально являлась
часовней, основанной местным благотворителем.
Я сидел на мосту над коричневой форелевой речкой и
смотрел на двух мальчишек, которые шли к реке, ведя осла с двумя корзинами,
полными дров. Мальчики пообещали прислать мне лодочника. Я хотел переплыть
озеро и подняться к могиле святого Кевина.
|