Профессор Болдуин Браун изучил технику создания такой
крыши и сделал следующее заключение: «Хотя в большинстве случаев в зданиях были
проведены значительные реставрационные работы, своды остались крепкими и не
подверглись переделке, причем ни в одном случае наружные стены подпирать не
понадобилось. Этот факт свидетельствует о достоинствах ирландских каменщиков,
которые не только привнесли новую схему строительства, но и с успехом воплотили
ее на практике».
Не устаю восхищаться часовней Кормака. Интересно,
какой бы стала ирландская архитектура, если бы продолжился процесс
преобразования романского стиля в гэльский? Одной из архитектурных трагедий
мира является, на мой взгляд, то, что ирландцы не развили этот стиль, а
вынуждены были принять готику, которая им не свойственна.
Готический стиль в Ирландии отличается от готики
соседних стран в очень значительном и важном отношении, — пишет профессор
Макалистер. — В других странах готический стиль развивался органично,
эволюционным путем, естественным образом переходя от одной стадии к другой. В
Ирландии готику насадили, и она там не акклиматизировалась.
Местные архитекторы не усвоили принципы готики, так
же, как ирландцы не усвоили английский язык. Люди вынуждены были
приспосабливаться к кельтским идиомам. Язык, на котором говорят в Ирландии,
по-прежнему ирландский; английские слова заменены соответствующими ирландскими;
автор «ирландских» шуток опирается на синтаксические аномалии, и его попытки
создать идиомы на этом чрезвычайно трудном языке, как правило, обречены на
неудачу. Архитектура, созданная в Ирландии во времена Средневековья, по сути
своей, кельтская с готическим налетом. В результате в ирландских средневековых
церквях мы находим бесконечную последовательность аномалий: трансепт в церквях
длиннее, чем неф (Черное аббатство в Килкенни); абаки на капителях вырезаны в
виде изящных цветов (аббатство Коркомро, графство Клэр); оригинальные
«веревочные» арки в церкви Монахинь в Клонмакнойсе; стрельчатые арки с
замковыми камнями (маленькая церковь на Арранских островах); отсутствие
симметрии в группах окон (Гленогра, Лимерик); алтарь под цилиндрическим сводом
под прямым углом к главной оси здания (Килмайне, графство Мэйо). Похоже,
архитекторы, проектировавшие готические церкви, не обращали внимания на
«правила игры». Но как фраза, исходящая из уст иностранца, не имеющая ничего
общего с английским языком, фраза, до которой никогда не додумался бы
англичанин, обретает необычайную выразительность, так и в архитектуре ирландцы
часто, в силу незнания традиций, вносили в свои работы смелую оригинальность.
Будь я ирландцем, то поехал бы в Кэшел, потому что
только там заметна связь с гэльской Ирландией, которая, несмотря на завоевание
и давление, вопреки всему выжила. Это — Ирландия Келлской книги, ардагского
потира, креста из Конга и броши из Тары. Все эти предметы свидетельствуют о
богатой и полной воображения народной жизни, у которой не было возможности
развиться. И, если здесь появится Вальтер Скотт, в котором так нуждается
Ирландия, думаю, первую свою книгу он сочинит в Кэшеле.
|