Флоренция
— город в Центральной Италии, административный центр провинции Флоренция и
области Тоскана. Население города составляет 351 тыс. жителей, а с пригородами
— 824 тысячи. Современная Флоренция — крупнейший экономический и культурный
центр Италии. Здесь развито машиностроение (в том числе тяжелое, электротехническое,
радиоэлектронное и др.), химическая, нефтеперерабатывающая, текстильная,
кожевенно-обувная, деревообрабатывающая, стекольная, пищевкусовая, полиграфическая,
ювелирная промышленность. Флоренция славится своими художественными ремеслами —
здесь производят прекрасные кожаные изделия ручной работы, а также уникальные
изделия из золота и серебра. Город является крупным научным центром Италии.
Флорентийский университет, основанный в 1321 году, известен во всем мире. Здесь
также расположена знаменитая Флорентийская консерватория имени Луиджи Керубини
и другие вузы.
Мосты
Флоренции
Первое
поселение на месте современной Флоренции было основано около 200 года до нашей
эры этрусками и получило название Florentia (цветущая). В 82 году до нашей эры
Флоренция была разрушена римлянами, а в 59 году до нашей эры фактически повторно
основана Юлием Цезарем. Римский военный лагерь был расположен на северном берегу
реки Арно — там, где сейчас находится мост Понте Веккьо. Гарнизон лагеря
составляли солдаты-ветераны. Они присматривали за Фламиниевой дорогой (Via
Flaminia),связывающей Рим с Северной Италией.
Около
570 года нашей эры Флоренцию захватили лангобарды, в конце VIII века — франки,
с 962 года город номинально подчинялся императорам Священной Римской империи. В
начале XI века Флоренция получила статус имперского города, а в 1057 году стала
центром Тосканского маркграфства. Следует признать, что на протяжении первой
тысячи лет своего существования Флоренция не играла сколько-нибудь заметной
роли в мировой истории.
Фонтанчик
на одной из улиц
Расположенная
на пересечении торговых путей, в XII веке Флоренция становится значительным
торговым центром. Экономическое, культурное и политическое возвышение города
было связано главным образом с развитием ремесел и банковского дела. В 1192
году из объединения купцов выделился цех торговцев сукном (Калимала), в 1202-м
образовался цех менял (Камбио),в 1212-м — цех сукноделов (Лана), в 1218 году —
цех по производству шелковых тканей (Сета) и т. д. Торгово-ремесленное
население Флоренции, превратившейся в 1115 году в фактически независимую
коммуну, вступило в борьбу с окрестными феодалами (грандами). Замки феодалов в
контадо (городской округе) были разрушены, а сами феодалы насильственно
переселены в город. В стенах города между грандами и богатыми купцами,
опиравшимися на массу ремесленников, шла ожесточенная борьба за власть в
городе.
XIII
век в истории Флоренции — это время активной политической борьбы различных
группировок, порой носившей весьма ожесточенный характер, время установления
городских институтов власти. В 1207 году была введена должность подесты,
который являлся главой власти в коммуне. Экономическое усиление
торгово-ремесленного населения — пополанов — привело в середине XIII века к их
победе над грандами. Был создан политический орган — совет двенадцати старейшин
(анцианов), который решал все важнейшие дела коммуны. В 1282 году был создан
приорат (впоследствии синьория), вскоре ставший главнейшим государственным
органом республики. Власть в приорате и в совете старейшин захватили
представители наиболее состоятельных кругов населения города(купцы, члены
банковских компаний и др.). Принятая в 1293 году новая конституция Флоренции —
«Установления справедливости» — передала всю власть в коммуне цехам, а во главе
приората был поставлен «гонфоланьер правосудия».
Собор
Санта-Мария-дель-Фьоре, Дуомо
Победа
над феодалами способствовала дальнейшему развитию экономики Флоренции. В 1252
году город начал чеканить собственную золотую монету — флорин (весом около 3,5
грамма), который вскоре стал важнейшей из валют Западной Европы. Лишь через два
века на смену флорину пришел венецианский дукат. Флорентийские банковские
компании оттеснили своих сиенских конкурентов от папской казны и стали
монопольными кредиторами папской курии, откупщиками ее налогов и поборов.
Представительства флорентийских банков имелись во многих государствах Италии, а
также в других странах Европы, в том числе во Франции, Англии, Германии,
Испании. Главной банкирской семьей тогда были Барди-Перуццо, однако вскоре они
вынуждены были объединиться с другими влиятельными семьями Флоренции — Питти,
Строцци, Пацци, Медичи.
Понте
Веккьо
К
концу XIII века фактически была проведена ликвидация личной крепостной зависимости
во владениях Флоренции, свободные крестьяне устремлялись в город, где многие из
них становились наемными рабочими. В это время треть (!) населения города была
занята производством шерсти и шелка. Оба этих продукта экспортировались во все
концы Европы и приносили Флоренции огромные прибыли.
Бурные
политические события во Флоренции происходили на фоне непрекращающейся борьбы
гвельфов (сторонников папской власти) и гибеллинов, поддерживающих императоров.
Эта борьба шла на протяжении нескольких веков не только во Флоренции, но и на
территории других итальянских государств. Что касается Флоренции, то здесь
борьба носила особенно кровопролитный характер и привела к расколу гвельфов на
два лагеря: черных гвельфов и белых гвельфов, выступивших против Папы. В 1302
году гибеллины и белые гвельфы (среди них великий поэт Данте Алигьери
(1265—1321)) были изгнаны из Флоренции, а в 1348 году черные гвельфы, уничтожив
едва ли не половину населения Флоренции, окончательно пришли к власти в городе.
Во
Флоренции впервые в мире в XIV веке возникли капиталистическое производство и
капиталистические отношения. Огромные прибыли, получаемые флорентийскими купцами
и банкирами от торговли, ростовщичества и сбора папских налогов, вкладывались
ими в развитие производства, главной отраслью которого было сукноделие. Текстильные
цеха Флоренции перестали быть феодальными корпорациями, они превратились в первые
мануфактуры. В середине XIV века во Флоренции было более 200 мастерских по
изготовлению сукна. Производство было специализировано — шерсть проходила 20—25
отдельных операций.
В
отношениях с другими государствами Италии Флоренция проводила весьма агрессивную
внешнюю политику. Так, в 1406 году она захватила знаменитый город Пиза, расположенный
в ста километрах вниз по течению реки Арно, а в 1421 году — морской порт
Ливорно. Тем самым Флоренция значительно расширила территорию, находившуюся под
ее контролем, и обеспечила себе выход к морю.
В
1439—1442 годах в городе проходил Флорентийский собор — значительное событие в
истории Флоренции, Италии и всей Западной Европы.
Флорентийский
собор был созван папой Евгением IV для противодействия решениям Констанцского и
Базельского соборов, провозгласивших верховенство соборов над Папой. Помимо
иерархов католической церкви, в работе собора принимали участие также представители
православной церкви — византийский император Иоанн VIII Палеолог, патриарх
Константинопольский Иосиф, митрополиты Марк, Исидор и другие. На Флорентийском
соборе был выработан договор о союзе католической и православной церквей под
верховенством Папы Римского — так называемая Флорентийская уния.
При
заключении Флорентийской унии стороны преследовали различные цели. Католическая
церковь стремилась подчинить своей власти православное население Византии, славянские
народы Балканского полуострова; православная церковь — приостановить кризис,
наметившийся внутри самой церкви.
Император
Иоанн VIII Палеолог путем подчинения Папе Римскому в церковном отношении
надеялся добиться военной помощи против угрожавших Византии турок. Флорентийская
уния встретила сопротивление народных масс Византии, Руси и других стран, для
которых борьба за сохранение церковной самостоятельности была одним из способов
борьбы за национальную независимость. Фактически решения Флорентийского собора
не были проведены в жизнь. В 1453 году под ударами турецких войск пал Константинополь,
а вместе с ним и Византия, а в 1472 году Флорентийская уния была официально
расторгнута православной церковью.
В
конце XIV века во Флоренции установилось правление рода Альбицци (1387— 1434),
а затем правление некоронованных королей — рода Медичи,ставших с 1532 года
герцогами. Основателем этой знаменитой династии был преуспевающий банкир Джованни
Медичи. Его сына, Ко-зимо Медичи Старшего (1389—1464), правившего с 1434 года,
флорентийцы до сих пор считают «отцом города». Именно при его правлении было
начато строительство целого ряда архитектурных шедевров. Наиболее блестящим
было правление внука Козимо Старшего — Лоренцо Медичи (1449—1492) по прозвищу
Великолепный. Лоренцо привлек ко двору целую плеяду выдающихся итальянских
писателей, поэтов, философов, ученых, музыкантов, живописцев, скульпторов и
архитекторов. Сам Лоренцо прославился не только как искусный политик и щедрый
меценат, но и как поэт. Его лирические стихотворения, пасторальные и
мифологические поэмы пользовались популярностью, некоторые из них были положены
на музыку.
После
смерти Лоренцо Великолепного жители Флоренции, чей дремавший республиканский
дух был разбужен пламенными проповедями Джироламо Савонаролы (1452—1498),
изгнали род Медичи из Флоренции (1494). На короткий срок здесь установилась республиканская
форма правления. Савонарола, настоятель монастыря доминиканцев Сан-Марко,
выступал против тирании Медичи, обличал погрязшее в пороках духовенство,
призывал церковь к аскетизму, осуждал гуманистическую культуру.
В
1497 году на площади Синьории были преданы огню музыкальные инструменты, живописные
полотна, книги; в пламени костра погибли бесценные шедевры флорентийских
мастеров. Годом позже та же участь постигла самого Савонаролу. По приговору
синьории он был повешен, а его труп сожжен.
В
1512 году испанские войска помогли восстановить во Флоренции власть Медичи. В
1527 году Медичи были изгнаны вновь, а через три года, в 1530 году, после 11-
месячной осады города испанскими войсками правление Медичи было восстановлено.
Флоренция стала столицей герцогства, а с 1569 года — Великого Герцогства
Тосканского. Кстати сказать, из рода Медичи происходили две знаменитые
французские королевы: Екатерина Медичи (1519—1589) — супруга Генриха II и Мария
Медичи (1573—1642) — супруга Генриха IV. Последним видным представителем рода
Медичи был Фердинанд I (1549—1609), женившийся на французской принцессе
Кристине де Лорран.
В
XVII веке власть над Флоренцией перешла к Лотарингской династии, которая мирно
правила Тосканой до начала XIX века. В 1801 году наполеоновские войска вошли во
Флоренцию, здесь было образовано т. н. королевство Этрурии. После присоединения
последнего к Франции Флоренция являлась центром одного из французских департаментов.
В 1814 году вновь было восстановлено Великое Герцогство Тосканское.
В
1848—1849 годах Флоренция — один из центров итальянской революции, в 1860 году,
после свержения народным восстанием герцога Леопольда II, она вместе со всей
Тосканой присоединилась к Сардинскому королевству. С 1865 по январь 1871 года
Флоренция — столица объединенной Италии.
В
период Второй мировой войны, в 1943 году, Флоренция была оккупирована гитлеровской
Германией; являлась крупным центром движения Сопротивления. В 1944 году она
была освобождена партизанами в результате кровопролитных боев.
Площадь
Свободы
Первые
крупные сооружения во Флоренции были созданы в римскую эпоху, оставившую свой
след в прямолинейной планировке центра города. Сохранились остатки средневековых
укреплений. Большинство зданий Флоренции, создавших ей славу города-музея, было
построено в эпоху Возрождения.
Основная
масса архитектурных памятников сосредоточена в правобережной части города. На
пьяцца дель Дуомо расположен собор Санта-Мария дель Фьоре (заложен в 1296 г., архитектор
Арнольфо ди Камбио (ок. 1245 — ок. 1302)); грандиозный купол собора был сооружен
в 1420—1436 годах (архитектор Филиппо Брунеллески (1377—1446)), колокольня
построена в XIV веке. Рядом с собором расположен баптистерий Сан-Джованни (XI
век, фасад отделан в XII—XIII вв.) с замечательными бронзовыми дверями работы
Андреа Пизано (ок. 1290 — ок. 1349) и Лоренцо Гиберти (ок. 1381 —1455). На
Пьяцца делла Синьория находятся Палаццо Век-кьо (начат в 1298 году, Арнольфо ди
Камбио), Лоджия деи Ланци (XIV век), копия статуи «Давид» Микеланджело.
Рядом
с площадью разместилось здание картинной галереи Уффици (1560—1574, архитектор
Джорджо Вазари (1511 — 1574)). Ренессансный облик сохранила также обрамленная
аркадами Пьяцца делла Аннунциата со зданием Воспитательного дома (1421 — 1444,
архитектор Филиппо Брунеллески (1377—1446)). В правобережной части Флоренции находятся
церкви: Санта-Тринита (XIII— XIV вв., фасад в стиле барокко сооружен в XVI
веке), Санта-Мария Новелла (начата в 1278), Санта-Кроче (около 1295 г.) с
капеллой Пацци во дворе (начата в 1429—1430, Брунеллески), Орсанмикеле (XIV—XV
века), украшенная статуями работы Донателло (ок. 1386—1466) и Андреа дель
Верроккьо (ок. 1435—1488). Отметим также монастырь Сан-Марко (теперь музей) с
фресками фра Беато Ан-джелико (ок. 1400—1455) и церковь Сан-Лоренцо,
перестраивавшуюся с 1422 года Брунеллески, соорудившим ее Старую сакристию
(ризницу). Прославленную Новую сакристию — капеллу Медичи с гробницами Лоренцо
и Джулиано Медичи — создал в 1520— 1534 годах Микеланджело (1475—1564). Им же
построена примыкающая к церкви библиотека Лауренциана (начата в 1523—1524 гг.).
Во
Флоренции сложился тип городского дворца — палаццо и были созданы выдающиеся
сооружения этого типа: Палаццо Барджелло (XIII—XIV века), Палаццо дель Подеста
(ныне национальный музей), Палаццо Медичи-Риккарди (1440—1460 гг., архитектор
Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци (1396—1472)), Палаццо Ручеллаи (середина XV
века, архитектор Леон Баттиста Альберти (1404— 1472)), Палаццо Гонди (1490—1494
гг., архитектор Джулиано да Сангалло (1445— 1516)), Палаццо Строцци (конец XV
века, архитектор Бенедетто да Майано (1442— 1497)), Палаццо Пандольфини (ок.
1520, проект Рафаэля (1483—1520)).
На
левом берегу реки Арно был сооружен величественный Палаццо Питти (начат в середине
XV века, ныне галерея Палатина), задний фасад которого выходит в сады Боболи. В
левобережной части Флоренции находятся церкви Сан-то-Спирито (XV век, архитектор
Брунел-лески), Санта-Мария дель Кармине с известной капеллой Бранкаччи, расписанной
Мазаччо (1401 —1428) и Мазолино (1383—1447), и церковь Сан-Миньято (XI—XIII
века). Обе части города соединяются мостами, из которых наиболее значительный в
архитектурном отношении Понте Веккьо (сооружен в римское время, современный вид
приобрел в XIV веке) и Санта-Тринита (современный вид приобрел в XVI веке).
В
окрестностях Флоренции расположены ренессансные виллы, в том числе семьи Медичи
в Кареджи (1443, архитектор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци) и Поджо-а-Кайано
(1485, архитектор Джулиано да Сангалло).
Из
монументальных архитектурных сооружений XX века наиболее значительными являются
центральный вокзал (1930—1936, архитектор Джованни Микелуччи (1891 — 1990)) и
стадион (1932, архитектор Пьер Луиджи Нерви (1891 — 1979)).
Тоскана
— крупный центр музыкальной культуры Италии. Еще в XI веке здесь протекала
деятельность Гвидо д'Ареццо (ок. 992 — ок. 1050), первого итальянского музыкального
теоретика. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. На
рубеже XIII—XIV веков именно во Флоренции сложилось направление Ars nova (Новое
искусство) — музыкальный стиль раннего Возрождения, положивший начало расцвету
светских лирических и жанровых песен, а также инструментальной музыки.
Крупнейшим
итальянским композитором этого времени был флорентиец Франческо Ландини (ок.
1325—1397). Много лет он работал органистом церкви Сан-Лоренцо во Флоренции,
прославился как виртуоз-импровизатор, автор многочисленных мадригалов. Сохранилось
около 150 его композиций.
В
1580 году во Флоренции образовалось объединение поэтов, музыкантов,
ученых-гуманистов и просто любителей музыки, которое получило название
Флорентийская камерата. Душой и организатором Флорентийской камераты стал
композитор и меценат граф Джованни Барди (1534—1612). В это содружество входили
такие известные флорентийцы, как музыкант Я. Кореи, поэт Оттавио Ринуччини
(1563—1621), певцы и композиторы Джулио Каччини (ок. 1550— 1618) и Якопо Пери
(1561 — 1633). Кстати, в это объединение входил также Винченцо Галилей (ок.
1520—1591), известный флорентийский композитор, лютнист, музыкальный теоретик,
отец великого ученого Галилео Галилея. Именно с Флорентийской камератой связано
появление нового музыкально-драматического жанра — оперы. Во Флоренции на
рубеже XVI—XVII веков были созданы первые оперы (на тексты О. Ринуччини):
«Дафна» Я. Пери совместно с Я. Кореи (1592, пост. 1597—1598), «Эвридика» Я.
Пери (пост. 1600), «Эвридика» Дж. Каччини (пост. 1602) и др. У истоков оперы
стояли также известные композиторы-флорентийцы Эмилио де Кавальери (ок.
1550—1602) и Марко да Гальяно (1582— 1643), который с 1611 года до конца жизни
занимал должность придворного капельмейстера во Флоренции. Здесь же родился
один из крупнейших оперных композиторов XVII века, основоположник французской
оперной школы Жан Батист Люлли (1632—1687). Таким образом, Флоренция по праву
считается родиной оперы — жанра, которому суждено было сыграть огромную роль в
истории итальянской и мировой музыкальной культуры.
В
последующие годы Флоренция продолжает играть важную роль в музыкальной жизни
страны наряду с другими признанными музыкальными центрами Италии — Болоньей,
Венецией, Миланом, Римом, Неаполем. В разные годы здесь жили и творили такие
знаменитости, как композитор и скрипач Франческо Мария Верачини (1690—1768),
певица Виттория Тези (1700—1775), композитор и хореограф Гаспаро Анджолини
(1731—1803), выдающийся итальянский композитор Луиджи Керубини (1760—1842),
чьим именем названа Флорентийская консерватория — один из ведущих музыкальных
центров Италии.
Флорентийская
школа в живописи, скульптуре и архитектуре — одна из ведущих художественных
школ Италии эпохи Возрождения.
Родоначальником
флорентийской школы в живописи в эпоху Проторенессанса стал Джотто ди Бондоне
(ок. 1226— 1337), наполнивший религиозные сюжеты земным, человеческим смыслом.
Он стремился придать образам и многофигурным композициям пластическую
убедительность и жизненную достоверность. Последователи Джотто (Таддео Гадди,
Мазо ди Банко и др.) восприняли лишь внешние приемы его творчества. В последней
трети XIV века во флорентийской школе утвердилось интернациональное готическое
направление.
Новый
подъем флорентийской школы относится к периоду раннего Возрождения, чему во
многом способствовало усиление демократического движения во Флоренции. Основоположниками
искусства Ренессанса стали архитектор Филиппо Брунеллески (1377—1446), одним из
первых творчески осмысливший античную ордерную систему, скульптор Донателло
(ок. 1386—1466) и живописец Мазаччо (1401 —1428), стремившиеся пластически
убедительно воссоздать структуру человеческого тела, утвердить значение человеческой
личности. За ними последовали архитектор и теоретик архитектуры Леон Баттиста
Альберти (1404—1472), архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци
(1396—1472), скульпторы Лоренцо Гиберти (ок. 1381 —1455), Лука делла Роббиа
(ок. 1400—1482), Дезидерио да Сеттиньяно (ок. 1430—1464), Бенедетто да Майано
(1442—1497) и другие.
Формированию
флорентийской школы способствовал расцвет гуманистической мысли (Франческо
Петрарка, Джованни Боккаччо, Пико делла Мирандола и др.), утверждавшей
значимость земного, человеческого бытия и обратившейся к наследию античности.
Смелые поиски методов реалистического воссоздания окружающего мира тесно переплетались
в творчестве многих мастеров флорентийской школы с пристальным изучением естественных
наук (анатомии человека, математики, оптики, теории перспективы и др.). В архитектуре
флорентийской школы в XV веке был создан новый ренессансный тип здания
(палаццо), сочетавший отдельные средневековые традиции с введением ордерных
элементов; были начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающего гуманистическим
идеалам эпохи.
Для
изобразительного искусства флорентийской школы первой половины XV века характерны
увлечения математически точным построением пространства, стремление к пластически
ясному, анатомически правильному построению человеческой фигуры. Яркими
представителями флорентийской художественной школы этого периода являются скульптор,
живописец и ювелир Андреа дель Верроккьо (ок. 1435—1488), живописцы Паоло Уччелло
(1397—1475) и Андреа дель Кастаньо (ок. 1421 —1457). Новаторские искания флорентийских
мастеров, во многом опиравшихся на опыт античного искусства, оказали огромное
влияние на искусство Италии и других стран Западной Европы. Вместе с тем как
живописи, так и скульптуре флорентийской школы XV века были свойственны
отдельные готические реминисценции — черты повышенной одухотворенности и интимной
лирической созерцательности (живопись фра Беато Анджелико (ок. 1400—1455) и
Филиппо Липпи (ок. 1406— 1469)). В конце XV века наряду с идущими от искусства
Мазаччо и Донателло демократическими традициями (живописец Доменико Гирландайо
(1449—1494)) начали усиливаться аристократические тенденции, сказавшиеся,
прежде всего, в работах художников, близких ко двору Медичи (Сандро Боттичелли
(1445—1510), Филиппино Липпи (ок. 1457—1504), Пьеро ди Козимо (1462—1521),
Антонио Поллайоло (1433—1498)).
Искания
мастеров XV века завершили гениальные Леонардо да Винчи (1452— 1519) и
Микеланджело Буонарроти (1475— 1564), поднявшие художественные завоевания флорентийской
школы на недосягаемую высоту. Их творчество, переросшее границы собственно
флорентийской школы, ознаменовало эпоху Высокого Возрождения в итальянском
искусстве. Утверждение образа идеального человека приняло в их произведениях
возвышенный, а порой и героико-драматический характер.
Ликвидация
городских свобод отрицательно сказалась на развитии искусства Флоренции,
несмотря на то что здесь продолжал работать целый ряд крупных мастеров: живописцы
Фра Бартоломео (Бартоломео делла Порта) (1472—1517) и Андреа дель Сарто
(1486—1530), скульптор и архитектор Андреа Сансовино (ок. 1460—1529). В 30-е
годы XVI века флорентийская школа становится одним из главных центров искусства
маньеризма, которую представляют такие выдающиеся мастера, как архитектор и
живописец Джорджо Вазари (1511 —1574), живописцы Анджело Бронзино (1503—1572),
Якопо Понтормо (1494—1557), Россо Фьорентино (1494—1540) и другие.
Крупнейшим
в мире собранием итальянской живописи по праву считается Картинная галерея
Уффици. Здание, где сегодня размещается галерея Уффици, было построено после
образования Великого Герцогства Тосканского.
Когда
герцог Козимо I Медичи (его статуя расположена у входа в музей) заказывал своему
любимому архитектору Джорджо Вазари проект здания, там предполагалось разместить
вовсе не бессмертные картины и статуи, а куда более прозаических городских чиновников
и правительственные канцелярии (uffizi). Отсюда и современное название галереи.
Для строительства нового здания было даже снесено два исторических здания, стоявших
на этом месте: церковь Сан-Пьер Скьераджо (San Pier Schieraggio), где некогда выступали
с речами Данте и Боккаччо (от нее остались следы на той стене, что выходит к
Палаццо Веккьо), и Монетный двор (прилегавший к лоджии Ланци), где с 1251 года
чеканился знаменитый флорентийский флорин.
Строительство
здания было начато в 1560 году архитектором Джорджо Вазари (1511 —1574), а
завершено уже после его смерти архитектором Бернардо Буонталенти (1536—1608).
Около 1575 года сын Козимо I, Франческо I Медичи распорядился проделать в восточной
стене еще одну дверь — так называемую Дверь прошений (Porta delle Suppliche),
куда подданные всемилостивейшего герцога могли бы обращаться со своими
жалобами, а помещения в верхних этажах отвести под коллекции. При нем,
собственно, палаццо и превратилось в музей.
Еще
через век, в 1681 году, на базе коллекций Медичи открылась крупнейшая в Италии
художественная галерея. В 1737 году последняя представительница рода Медичи —
Анна Мария Лудовика — передала галерею в дар городу с условием, что ни один из
экспонатов не будет вывезен из Италии и собрание будет открыто для всех
желающих.
Галерея
Уффици невероятно богата всемирно известными полотнами. Описывать их бессмысленно
— их надо увидеть. Среди жемчужин, составляющих собрание Уффици, трудно указать
наиболее драгоценные. Но некоторые картины уже давно стали визитной карточкой
галереи, подобно «Джоконде» или Венере Милос-ской в парижском Лувре.
Здесь
находятся такие шедевры, как «Благовещение» Леонардо да Винчи, «Поклонение
пастухов» Лоренцо ди Креди, «Портреты герцога и герцогини Урбинских» Пьеро
делла Франческа, «Мадонна с младенцем и святыми» Гирлан-дайо, «Святое
семейство» Микеланджело, «Портрет папы Юлия II» Рафаэля, «Аллегория Весны» и
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, «Давид с головой Голиафа» Гвидо Рени и
другие.
Итальянское
собрание составляет львиную долю экспозиции галереи, но не исчерпывает ее.
Представлена также испанская (Веласкес, Гойя), фламандская (Рубенс, Ван Дейк),
французская (Энгр, Коро) живопись, среди произведений немецких художников не
могут не привлечь внимание шесть полотен Альбрехта Дюрера.
Галерея
немало повидала и пережила на своем веку. Серьезной опасности она подверглась
во время вторжения Наполеона в Италию, когда часть картин была вывезена во
Францию. Уже в XX веке в годы Второй мировой войны галерея пострадала от фашистских
захватчиков. Серьезный ущерб галерее Уффици нанесло печально известное наводнение
1966 года. Самым трагическим инцидентом последних лет стал террористический акт
(1993 год), вследствие которого погибло пять человек и было повреждено само
здание.
Недавно
средства массовой информации сообщили о планах Министерства культуры Италии,
связанных с дальнейшим масштабным расширением всемирно известной флорентийской
галереи, которое позволит ей превзойти по площади и по количеству выставленных
экспонатов Лувр. И это несмотря на значительное сокращение общих расходов на
культуру! Идеи расширить выставочные площади одной из самых знаменитых художественных
галерей не только Италии, но и всего мира вынашиваются и согласовываются уже
очень давно. Основной сложностью реконструкции является то, что подковообразное
здание само по себе является памятником архитектуры.
Основная
идея проекта «Новые Уффици» состоит в выводе из первого этажа здания флорентийских
архивов и переоборудовании его в выставочные залы. При этом произведения до
1500 года останутся на втором этаже, а более позднего времени будут перемещены
на первый этаж. После завершения работ площадь выставочных залов «хрестоматии
итальянского Возрождения» (как иногда называют галерею Уффици) увеличится более
чем вдвое — с 6000 до 13 000 квадратных метров. Частично этот проект уже осуществлен.
Открылись залы, где представлено творчество гениального Караваджо и его последователей,
худож-ников-караваджистов, причем не только итальянцев, но и фламандцев,
французов, испанцев.
Таким
образом, можно рассчитывать, что через год-два многочисленным посетителям галереи
Уффици станут доступны сотни картин и скульптур, хранившихся в запасниках.
Остается рассчитывать, что с увеличением площади галереи не увеличится количество
туристов, испытывающих «синдром Стендаля» (подавленное состояние от перенасыщения
произведениями искусства, известное многим туристам).
|