ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Когда необходимость заставляет, деловые люди в Италии работают подолгу,
приспосабливая рабочий режим к обстоятельствам. Руководители приходят на работу
рано, а засиживаются нередко допоздна.
В Италии любая компания с числом сотрудников больше 15 должна иметь
рабочий комитет (consiglio di fabbrica), который имеет право контролировать инвестиционные планы и условия
работы.
По оценкам, 40% трудящихся в Италии состоят в профсоюзах, образованных
больше по партийному, чем по отраслевому принципу. Крупнейшие профсоюзы —
христианско-демократический (CISL), коммунистический (CGIL) и социал-демократический (UIL), но существуют также более
мелкие профсоюзы и рабочие советы, которые организуют забастовки в государственном
секторе. Около 25% рынка труда в Италии не регулируется.
ПЛАНИРОВАНИЕ
В основе успеха итальянских компаний лежат использование предоставляющихся
возможностей и риск, а не планирование Они выявляют и используют ниши рынка без
анализа долгосрочных перспектив. Это значит, что достичь долговременного
соглашения о совместном предприятии непросто. В Италии существует
предубеждение против долгосрочной стратегии. Итальянцы ищут надежной
краткосрочной прибыли.
ЛИДЕРСТВО
В большинстве стран ключевым признаком лидерства является способность
принимать решения. В Италии главный его признак — власть, выраженная в autorita (полномочиях), autorevolezza (властности) и autoritarismo (авторитаризме). Безликий
организационный механизм не в почете. Это значит, что полномочиями обладают
те, кому доверяет хозяин. Независимо от технической квалификации, менеджер —
это тот человек, с которым хозяин может работать.
Роль хозяина «Он — хозяин, я — его раб» — так определил свои представления
один компаньон старшего партнера в миланской юридической фирме. Поскольку
основной моделью в итальянской экономике является семейная фирма, стиль
управления характеризуется властностью и авторитарностью. Решения принимаются
старшим руководством и передаются для исполнения вниз.
Хотя вся политика и все решения определяются исключительно боссом (или
боссами), от него ожидается человеческая заинтересованность в своей команде Он
должен быть также привлекательным (simpatico), харизматичным и творческим человеком и производить впечатление bellaflgura, будучи при этом стойким и надежным.
От итальянского хозяина ждут лидерства и требований почтения. Работники
лояльны к начальству не s по контракту, а потому, что они
лично поддерживают босса. В целом работники с недоверием относятся к авторитарности
и оспаривают любой способ работы, с которым они не согласны.
Важными элементами лидерства в Италии являются исполнение и надзор за
ним. Инструкций и процедур недостаточно. Вы должны добиться
единодушия и согласия. Важны убедительность, настойчивость и доведение дела до
конца. Они принесут способности, творческий подход и усердную работу. Но это требует
большого личного участия.
Начиная работать с итальянской компанией, нужно в первую очередь изучить
структуру лидерства в ней, помня, что официальная иерархия может не отражать
истинную систему властных отношений и принятия решений. Власть могут держать в
своих руках кланы, основанные на родстве, брачных союзах или богатстве. Лучший
способ выяснить, кто важен, состоит в том, чтобы быть готовым влиться в
систему, социализироваться и всегда проявлять свою человеческую сторону.
Жизненно важно быть любезным и гибким и делать приятное людям.
Жесткость, холодность и бюрократизм принимаются плохо, как и все, что
делается не от души. Понимание того, что у всех есть свои слабости, означает,
что итальянский менеджер старается не говорить категорически или не читать
моральные проповеди. Хотя он может настаивать на том, чтобы сосредоточиться на
основном деле, он понимает, что каждого могут интересовать разные занятия, а
значит, участие в побочном бизнесе может принести больше успеха.
Для хозяина важно умение проводить четкую границу между созданием
привлекательного образа и доступностью, с одной стороны, и чрезмерной близостью
со своей командой — с другой. Начальник должен давать полномочия людям,
которым доверяет, но не в виде постановки формальных задач. Аттестация и
описание круга задач практикуются редко. Главнейшими контролируемыми
параметрами являются движение наличности, товарооборот и валовая прибыль.
Роль менеджера
Задача менеджера — проявить достаточно обаяния, чтобы добиться стремления
работников к выполнению проекта, и достаточно упорства и компетентности,
чтобы довести его выполнение до конца. Без этого проект обречен на провал. Процедуры и график работы многого не дадут.
Многонациональные компании с менеджерами, получившими интернациональное
образование ведут дела в соответствии с международными процедурами В семейном
бизнесе, особенно в Тоскане и Эмилии-Романье, где фирмами руководят отцы и их
сыновья или дочери, переговоры ведутся на гораздо более личностной основе.
Иерархия строится не столько на четкой субординации, сколько на личных союзах.
Итальянские менеджеры обычно пренебрегают процедурами и правилами, полагаясь
на компетентность и надежность людей, с которыми решили работать, и на
непосредственный личный контроль выполнения заданий.
Стратегическое планирование — редкость в итальянских компаниях Директора
знают, чего хотят, и, как правило, знают, как достичь этого. План, если он и
есть, не делается достоянием общественности. Главное для итальянского
менеджера — выявить возможности и использовать их
Следствия такой стратегии для планирования совместного предприятия
очевидны. Для успеха деловых отношений, которые длятся лишь до тех пор, пока
они приносят доход важно глубоко укоренившееся личное доверие Вот почему нужно
стремиться к созданию своих сетей и тесных личных контактов. Менеджеры
иностранных компаний должны научиться делать это и получать от этого
удовольствие
|