Города-государства
В XII и XIII вв. шла упорная борьба за верховенство двух основных сил
западного христианского мира: духовной и светской папства и Священной Римской
империи. В ходе этой борьбы итальянские города воспользовались возможностью стать
самоуправляющимися республиками. При поддержке пап северные итальянские города
создали Ломбардскую лигу, чтобы противостоять притязаниям императоров на
власть. Наибольшей мощи и влияния папство достигло при папе Иннокентии III
(1198—1216).
Италия, от Альп до Сицилии, стала мозаикой из королевств, герцогств и
городов-государств. Столетиями войны и торговое соперничество разжигали вражду
между жителями соседних областей Италии и укрепляли местный патриотизм.
Большинство этих государств, кроме Рима, где правили папы, попало под иноземную
власть.
Каждое из них оберегало свои правительство, обычаи и диалект. В
истории Италии преобладали не политические достижения, а успехи в сфере наук и искусств. В этот период возникли великие итальянские города и средневековые центры образования; Болонский
университет, основанный в XII в., является
старейшим в Европе.
Итальянское Возрождение
В XIV в. началось итальянское Возрождение —
колоссальный культурный взлет, особенно ярко
проявившийся в образовании и искусствах. Обратившись от религиозных воззрений к более светским, гуманизм — «новое учение» века
— заново
открыл классическую античную цивилизацию. Гуманисты занялись исследованием физического мира, поставив в его центр человека. Свои основные произведения Боккаччо и Петрарка писали по-итальянски, а не на латыни. В
живописи и скульптуре поиск знаний привел к большей естественности и вызвал интерес к анатомии и перспективе, отмеченный в работах художника-философа Леона Баггисты Альберта.
В этот период искусство поддерживали богатые правящие династии — Медичи во
Флоренции, Сфорца
в Милане и Борджа в Риме. Это было время «универсальных
людей» — таких эрудитов и художественных гениев, как
Леонардо да Винчи, который занимался живописью, архитектурой, науками и техникой,
и Микеланджело, который был не только скульптором и живописцем, но и архитектором и поэтом. Другими великими художниками были
Рафаэль и Тициан. Такие архитекторы, как Брунеллески и Браманте, изучали
постройки Древнего Рима, чтобы достичь в своих творениях гармонии, ясности и
соразмерности час тей. Андреа Палладию применил эти принципы классической архитектуры
к своему времени, создав собственный стиль — стиль Палладио.
Андреас Везалий, сделавший вскрытия человеческих тел важной частью
медицинских исследований, преподавал анатомию в итальянских университетах.
Композитор Джованни Палестрина был мастером ренессансного контрапункта в то
время когда итальянская музыка оказывала значительное влияние на европейскую.
Галилео Галилей написал основополагающие работы в области физики и астрономии, I прежде чем в 1616 г.
был арестован инквизицией, которая в 1633 г. потребовала, чтобы он отказался от
поддержки воззрений Коперника на Солнечную систему. Изобретение печати и
географические открытия путешественников дали новый толчок ренессансному духу
исследований и скептицизма. Однако в попытках остановить распространение
протестантизма и ересей силы Контрреформации в XVI в. почти задавили
свободомыслие в Италии.
Военные вторжения
В XV в. большей частью Италии правили пять соперничающих государств:
города-республики Милан, Флоренция и Венеция на севере, Папская область в
центре и Королевство обеих Сицилии на юге (в 1142
г. Сицилия и Неаполь объединились). Соперничество и войны между ними
сделали их уязвимыми для агрессии со стороны Франции и Испании. В 1494
г. в Италию вторгся французский король Карл VIII, притязавший на корону Неаполя, однако коалиция Милана, Венеции, Испании
и Священной Римской империи вынудила его отступить.
В XVI и XVII вв. Италия стала ареной династических споров между правящими
семействами Франции, Австрии и Испании. После поражения, нанесенного французам
Испанией у Павии, папа римский поспешно организовал союз против Испании.
Император Карл V Габсбург разгромил его, и в 1527 г. немецкие наемники
Карла V разграбили Рим и расположились в Ватикане. Некоторые современные
историки считают, что это событие символизирует конец итальянского
Возрождения.
В XVI в. Испания стала новой мировой державой, и испанские Габсбурги
подчинили себе Италию. Неаполем и Сицилией правил Карл V, который был одновременно
королем Испании и австрийским эрцгерцогом. В XVII в. Италия была практически
частью Испанской империи и пришла в экономический и культурный упадок. После
Утрехтского договора 1713 г. место
Испании как доминирующей силы в Европе заняла Австрия, хотя в 1753 г. Неаполитанское
королевство подпало под власть испанских Бурбонов, что оказало огромное
влияние на культуру юга страны.
|