Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Среда, 13.12.2017, 01:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Из истории Китая


«Три учения», или «три религии» (даосизм)
[ ] 16.08.2010, 23:31

Даосизм — философское учение, основополож­ником которого по традиции считают Лао-цзы, жившего в конце VII — начале VI в. до н. э. Достоверных сведений о нем история не оставила. Его жизнь и деяния овеяны все­возможными легендами.

В короткой биографии Лао-цзы, помещенной в «Исто­рических записках» Сыма Цяня (II в. до н. э.), он назван уроженцем царства Чу. Его имя Ли эр, прозвище Дань. Он якобы служил архивариусом при чжоуском дворе и встречался с Конфуцием. Однако сведения о нем настолько отрывочны и противоречивы, что среди ученых-историков вообще нет уверенности в реальности этого лица.

По значению и популярности Лао-цзы считают вторым после Конфуция философом Китая. Его учение изложено в знаменитом трактате «Даодэцзин», что означает «Книга пути и добродетели».

О появлении этой книги существует много легенд. При­ведем одну из них. Лао-цзы решил совершить путешествие на черном быке через горный проход Ханьгу в западной части нынешней провинции Хэнань. Однажды его слуга Сюй-цзы отказался сопровождать философа дальше, тре­буя уплаты жалованья — по сто монет в день за все время службы. Поскольку они путешествовали уже двести лет, слуге причиталась огромная сумма. У Лао-цзы, понятно, денег не оказалось; тогда слуга пожаловался на него смот­рителю заставы. Философ объяснил, что нанял слугу с условием, что уплатит ему чистым золотом лишь после прибытия в страну Аньси. А столь долго Сюй-цзы слуягат потому, что, желая предохранить слугу от разрушительно­го действия времени, философ дал ему талисман бессмер­тия.

После объяснения со смотрителем заставы Лао-цзы по­звал слугу к себе и, выразив недовольство его поведением, приказал ему наклонить голову. Тут-то изо рта слуги вы­пал на землю талисман с написанными на нем киноварью словами. Как только это случилось, слуга упал бездыхан­ным и превратился в скелет — законы природы, приоста­новленные на двести лет, немедленно вступили в свои права.

Пораженный увиденным, смотритель заставы стал умо­лять Лао-цзы вернуть жизнь слуге, обещая расплатиться с ним своими деньгами. Философ сжалился, взял талисман и бросил его на скелет слуги — кости тотчас же соедини­лись, обросли плотью, и через минуту слуга встал, не по­дозревая, что с ним происходило.

Расставаясь со смотрителем заставы, Лао-цзы оставил ему краткое изложение своего учения — до той поры нико­му не известную книгу «Даодэцзин», а сам на своем чер­ном быке продолжил путь на запад.

«Даодэцзин» — небольшой трактат в двух частях — со­держит основную суть философского учения Лао-цзы. Если судить по языку и стилю, этот трактат был создан пример­но в IV—III вв. до н. э.

За долгие века даосизм вызвал много разноречивых толкований, о нем существует огромная литература. Мы, разумеется, имеем возможность познакомить читателя с этим учением только в самых общих чертах.

Главная категория философского даосизма — дао (путь) — понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, как источник всех явлений ма­териальной и духовной жизни. Дао являет собой как бы обобщенное понятие о закономерностях развития мира. Все, что существует, говорится в «Даодэцзине», произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель и завершение бытия.

Дао недоступно чувственному восприятию: то, что мо­жно услышать, увидеть, ощутить, понять,— это не дао. Ни­кто не создал дао, но все происходит от него и возвраща­ется к нему. Однако все, что порождает дао, проявляется через дэ (добродетель), поэтому если дао — это всеобщая сущность мира, то дэ — ее проявление в действительно­сти.

Задача человека — познать дао, встать на путь «естест­венности», под которой имеется в виду «гармония мира» — слияние человека с природой. Социальная несправедли­вость в обществе рассматривается как одно из нарушений гармонии. Своеобразным выражением протеста против со­циальной несправедливости является отшельничество и ас­кетизм, иначе говоря — возврат к «естественности». От­шельники — даосы во все времена уединялись на лоно при­роды и стремились слиться с нею для постижения «гармонии мира».

Большое место в книге «Даодэцзин» уделено принципу «недеяния», который предписывает человеку отказаться от всякой деятельности, не вмешиваться активно в жизнь — она должна развиваться естественно, как бы сама собою. Конфуций верил в могущество человеческой природы, ко­торая всегда останется на правильном пути, если должным образом будет направлена воспитанием. Лао-цзы же счи­тал, что человеческая природа останется непорочной, бу­дучи предоставлена самой себе. Этот тезис и явился осно­вой доктрины «недеяния».

Лао-цзы порицал стремление к образованию, утверж­дая, что народом «легче управлять тогда, когда он глуп». В древние времена, говорится в «Даодэцзине», «умевший служит дао не просвещал народ, а делал его глупым. Труд­но управлять народом, когда у него много знаний. Поэто­му управление страной при помощи знаний — враг страны, а без их применения — счастье страны».

Заботой людей всех времен, сетует Лао-цзы, было «со­хранение тела и удовлетворение чувств» в ущерб духовно­му развитию. Однако все внешнее и чувственное обманчи­во и скоропреходяще. Мудрецу нет необходимости обоб­щать чувственный опыт, он может познать истину, законы природы и общества разумом, созерцанием, не прибегая к изучению фактов. «Не выходя со двора,— поучал Лао-цзы,— мудрец познает мир. Не выглядывая из окна, он ви­дит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше по­знает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает. Не видя вещей, он называет их».

Чрезмерное возвышение универсального абстрактного закона мироздания (дао) и отрыв его от материальной ос­новы жизни, созерцательное отношение к окружающей действительности, непомерное преувеличение роли рацио­нального элемента и третирование чувственного элемента в познании — эти идеалистические черты в учении Лао-цзы заложили основы для перерождения даосской филосо­фии в религию.

Вместе с тем многие исследователи справедливо усмат­ривают в постулатах даосизма (в частности, в его призна­нии борьбы противоположных начал в природе) элементы наивного материализма и диалектики. В «Даодэцзине» идея единства противоположностей выражена такими сло­вами: «Когда в Поднебесной узнают, что прекрасное явля­ется прекрасным, появляется и безобразное. Когда все уз­нают, что доброе является добрым, возникает и зло. По­этому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, зву­ки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и после­дующее следуют друг за другом».

Как уже говорилось, конфуцианство, будучи офици­альной государственной идеологией, имело дело главным образом с социальными и семейными отношениями. За пределами конфуцианского учения оставались различные элементы примитивных древних верований и культов ки­тайского народа. Все эти древние верования, суеверия, об­ряды шаманов и гадателей вобрал в себя религиозный дао­сизм, а древний философ Лао-цзы в сознании верующих был превращен в божество, изображение которого обыкно­венно выставлялось в храмах.

Религиозный даосизм, о котором мы поведем рассказ, оформился как религиозное учение на рубеже нашей эры.

По представлениям даосов, всем миром сверхъестест­венных сил правит Нефритовый (или Яшмовый) небесный император — высшее божество даосской религии. О слав­ных делах Нефритового императора создано немало легенд. Одна из них гласит, что в глубокой древности китайский правитель и его супруга молились о даровании им наслед­ника. После таких молитв супруга увидела во сне Лао-цзы, сидящего верхом на драконе с младенцем на руках. Вскоре она разрешилась от бремени долгожданным сыном, который с детства проявлял милосердие, заботился о бед­ных, был добродетелен. Заняв царский престол, он через несколько лет уступил его одному из министров, а сам стал вести отшельнический образ жизни, лечить больных и раз­мышлять о пути к бессмертию. Этот-то юноша и стал од­ним из наиболее популярных божеств даосского пантео­на — Нефритовым императором, владыкой рая и ада.

В его обязанности входили искоренение всех грехов, внедрение справедливости посредством наказания грешни­ков при жизни и суда над ними после смерти, вознаграж­дение за добродетель и обещание радости в загробной жизни.

Простолюдины считали Нефритового императора чело­веческим воплощением Неба, поэтому он пользовался боль­шой популярностью в народе. В деревенских храмах, по­строенных на возвышенных местах, часто можно было ви­деть его изображение, которому фанатично молились кре­стьяне. Отец Нефритового императора правитель Цзин-дэ олицетворял солнце, а его мать Бао-шэн — луну. Зеленые растения и красивые цветы символизировали их совмест­ную жизнь.

Не довольствуясь обожествлением видимых сил при­роды, даосская мифология создала священные горы, небес­ные и земные пещеры, где живут бессмертные святые.

Важное место в даосском пантеоне занимает богиня Си Ван-му — мать Западного неба. По преданию, она проживает в горах Куньлунь, в прекрасном дворце из мрамора и нефрита, который окружен обширным садом, окаймлен­ным золотым валом. Двенадцать высоких башен и зубча­тые стены, сооруженные из ценных камней, предохраняли обитель от нечистой силы. В саду находились изумитель­ной красоты фонтаны, но главной достопримечательно­стью сада были персиковые деревья, которые плодоносили один раз в три тысячи лет. Такой плод даровал бессмер­тие тому, кто его отведает.

Это была обитель мужчин и женщин (бессмертных), ко­торые обслуживали Си Ван-му. Они в соответствии с при­своенными им рангами носили халаты разного цвета — го­лубые, черные, желтые, лиловые и светло-коричневые.

Супруга богини звали Дун Ван-гун — князь Востока. Жена «ведала» Западным небом и олицетворяла женское начало инь, а муж «ведал» Восточным небом и олицетво­рял мужское начало ян.

Дун Ван-гун, облаченный в лиловый туман, жил в Во­сточном небе во дворце, сделанном из туч. Один раз в год, в день рождения Си Ван-му, в ее дворце собирались боги. Бог счастья приходил в официальном халате голубого цве­та; руки бога богатства были наполнены сокровищами; царь драконов — повелитель рек и морей и нефритового озера — приезжал на грозовой туче.

Во дворце богини их угощали необычными блюдами, из­готовленными из медвежьей лапы, обезьяньей печенки, ко­стного мозга птицы феникс. На десерт подавались перси­ки бессмертия. Во время трапезы богов услаждали неж­ная музыка и изумительное пение.

Обычно Си Ван-му изображают прекрасной женщиной, облаченной в пышное одеяние и восседающей на журавле. Около нее всегда две девушки-служанки. Одна из них дер­жит большой веер, а другая — корзинку, наполненную пер­сиками бессмертия.

Весьма существенный элемент даосской религии — уче­ние о бессмертии. Символом человеческого счастья китай­цы издревле считали долголетие. Поздравляя кого-нибудь с днем рождения, ему преподносили различные амулеты долголетия. Самым распространенным из них было изобра­жение персика. Иероглифу шоу (долголетие) придавалось мистическое значение. Этот знак наклеивали на стены и носили на груди.

Фантазия людей рождала самые невероятные предания о долголетии. В древнем Китае широкое распространение получила легенда о волшебных островах в Восточном море, где растет чудодейственная трава, которая делает челове­ка бессмертным. Но достичь этих волшебных островов ни­кто не мог, так как ветры не позволяли к ним прибли­зиться. Император Цинь Ши-хуан, поверив этой легенде, направил несколько тысяч юношей и девушек во главе с даосским монахом па поиски островов. Поиски оказались безуспешными. Но сама идея достижения бессмертия по-прежнему привлекала пристальное внимание даосов и пра­вителей Китая.

В каноническом даосизме проблема бессмертия тракту­ется примерно так. На человека воздействует огромное ко­личество духов (36 тысяч), которые оказывают решающее влияние на развитие организма. Духи подразделены на группы, каждая из них наделена определенными функция­ми. Человек не прислушивается к этим духам, поэтому не знает об их существовании. И это приводит к преждевре­менной смерти. Только познав связь духов с соответствую­щими органами человеческого тела, можно добиться бес­смертия. Нужно, чтобы духи не покидали тело и чтобы их сила росла. Когда духи добьются полной власти над телом человека, тогда оно «дематериализуется», и человек, став бессмертным, вознесется на небо.

Много потрудились алхимики в поисках эликсира бес­смертия. Для его изготовления использовались различные минералы: киноварь (сернистая ртуть), сера, неочищен­ная селитра, мышьяк, слюда и т. д., а также каменное и персиковое дерево, зола от тутового дерева, различные ко­ренья и травы. Кроме того, использовались золотая эссен­ция, нефритовая эссенция, изготовленные с помощью ми­стических формул из золота и нефрита.

Для достижения бессмертия и неуязвимости необходи­мо было усвоить целый комплекс гимнастических упраж­нений, а также изучить ряд заклинаний. «Первую ступень святости» приобретали гимнастической тренировкой, про­должавшейся сто дней, а «вторую ступень святости» — че­тыреста дней.

Разработаны были различные приемы дыхания: как ды­шать подобно жабе, черепахе, аисту, которые живут доль­ше человека. Такие упражнения, по утверждению даосов, давали возможность духам в теле человека сосредоточить­ся на самих себе; отрешившись от всего земного, человек входил в соприкосновение со сверхъестественными силами. «Подобное раздвоение личности,— писал известный рус­ский китаевед А. В. Рудаков,— на две части, материю и дух, с уничтожением всех точек соприкосновения их между собой, должно преяеде все­го отразиться на теле ин­дивидуума, который в этих случаях либо впадает в транс, либо приобретает вид как бы безумного».

По убеждению даосов, всякая пища способствует быстрому старению, поэто­му, чтобы продлить жизнь, надо отказаться от мяса, пряностей, овощей, вина. Не рекомендовалось есть пищу, приготовленную из зерна: духи внутри тела не выносят резких запахов, образующихся от такой пищи, и потому могут по­кинуть человека. Лучше всего питаться собствен­ной слюной. Слюна, по даосским верованиям, счи­талась живительным средством, которое дает силы нервных заболеваний человеку.

Мистика была душой даосской религии, и это проявилось, в частности, в раз­личного рода талисманах и амулетах. Талисманы писали на узких полосках желтой бумаги. Слева на таких полос­ках бумаги рисовали кабалистические знаки (сочетание различных линий и нечетко написанных иероглифов). Ве­рующий не мог понять смысл кабалистических знаков, и это создавало атмосферу таинственности. Справа разъ­яснялось назначение талисмана и способ обращения с ним. Как правило, талисманы сжигали, образовавшийся пепел смешивали с какой-либо жидкостью и затем все это выпи­вали как микстуру, исцеляющую от всех болезней и пре­дохраняющую от напастей.

В пантеон религиозного даосизма входят почти все бо­жества древнекитайских религий. В даосской религии так много святых, что их пришлось даже разделить на   не­сколько классов: земные, живущие в уединении в горах; небесные, пребывающие в небесах и превосходящие всех других по силе и могуществу; аскеты, которые хотя и от­казались от всех земных и плотских соблазнов, но еще не достигли бессмертия; святые, которые живут на волшеб­ных островах в Восточном море; демоны — бестелесные духи, нечто вроде призраков. Вообще всех бесплотных ду­хов своего чрезвычайно многонаселенного пантеона даосы подразделяют на главных — небесных и второстепенных — земных.

Способ, посредством которого даосы рекомендовали ве­рующим переходить от земного существования в мир ду­хов, был очень простым: человек доля?ен оставить своих близких, уединиться в горы и там вести аскетический об­раз жизни.

В даосской религии большое место отводилось так на­зываемому святому человеку (сянь-жэнъ). Китайский иероглиф сянъ (святой) состоит из двух элементов: «чело­век» и «гора», его можно трактовать так: «человек, пребы­вающий в горах». Чтобы достичь состояния святости, нуж­но было выполнить три требования: очиститься душою, в совершенстве овладеть специальными гимнастическими упражнениями и, наконец, приготовить эликсир бессмер­тия.

Чтобы очиститься душою, нужно было вести скромную жизнь в уединении, обычно в горах, воздерживаться от не­обязательной пищи и предаваться мистическому созер­цанию. Человек, который вел полуголодное существование, «питался» воздухом и отрекался от земных потребностей, якобы обретал качества святого и приближался к миру ду­хов.

По этому поводу в китайском народе бытовал такой афоризм: «Кто питается овощами,— становится сильным; кто питается мясом,— становится храбрым; кто питается рисом,— становится мудрым; кто питается воздухом,— становится святым».

Однако даже самые фанатичные приверженцы даос­ской религии, прожив всю жизнь аскетами, в конце концов умирали. Загробное их бытие представлялось даосам так. Когда кончается жизнь человека, на земле остается его тело, а душа, подобно фениксу, возносится ввысь — к бес­смертию. С этого времени она становится духом и посе­щает небесные обители. Иногда такие духи появляются на земле среди живых. Тогда они вновь принимают прежний человеческий облик и полу­чают все, что требуется им из земных предметов.

Какими же характерными чертами наделялись духи? Они могли свободно общаться с людьми, обладали волшебной силой и творили необычай­ные, сверхъестественные дела. Они ездили в облачных ко­лесницах, освещенные лучезарным сиянием; вкушали от благословенного небесного персика, повелевали летаю­щими драконами или небесными аистами, жили во двор­цах из жемчуга и нефрита или в роскошных шатрах. Им приписывалась способность к перевоплощению. Духов часто изображали в виде обычных людей с разными пред­метами в руках: веером, кистью или связкой полосок бу­маги с написанными на них формулами бессмертия.

После того как духи усопших мужчин и женщин обре­тали бессмертие, их физический облик даже через тысяче­летия оставался таким же, каким он был в земной жизни. Духи поднимались выше облаков, переносились куда им заблагорассудится, но для постоянного обитания выбирали строго определенное место. Хотя на земле они появлялись в обычном платье, но по выражению лица их сразу же можно было отличить от людей.

Даосские книги изобилуют рассказами о людях, до­стигших бессмертия. Наиболее распространены легенды о восьми бессмертных, которые некогда были обыкновенны­ми людьми, а затем, воплотившись в духов, поселились в полном уединении на островах или на высоких горах — там, где их не могли тревожить простые смертные.

Ниже мы приводим сюжеты легенд о восьми бессмерт­ных.

Читать дальше






Категория: Из истории Китая | Добавил: magnitt
Просмотров: 4098 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz