Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Четверг, 21.09.2017, 14:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Из истории Китая


«Три учения», или «три религии» (даосизм)-3
[ ] 16.08.2010, 23:33

Большое место в даосской религии отводилось церемо­ниалу богослужения.

Богослужение в даосских храмах совершалось пример­но так. На фасад храма наклеивались подписные листы: в них указывались имена жертвователей и сумма подарен­ных ими денег. Обыкновенно служба начиналась в ранние утренние часы. По дороге к храму жрецы заходили в дома жертвователей, имена которых были записаны в подпис­ных листах, раздавали им бумажные амулеты и брали за­ранее приготовленные тексты молитв, в которых верую­щие обращались к богу со своими просьбами. В этих обра­щениях обязательно следовало обозначить имя, год рожде­ния и местожительство просителя: богу нужно знать, по какому адресу он должен направить свои благодеяния.

Придя в храм, жрецы прежде всего приглашали боже­ство принять жертвенные дары. Главный жрец произносил молитвы под аккомпанемент музыки. Двое его помощни­ков в это время в такт ударяли в шаровидные деревянные барабаны. Другие падали ниц перед изображением^ боже­ства. Затем главный жрец разворачивал подписной лист, громко прочитывал имена жертвователей и молил бога ниспослать им благословение. После этого прочитывались собранные молитвы. Закончив эту церемонию, жрецы вставали с колен и совершали обряд жертвоприношения. Главный жрец высоко поднимал на руках жертвенные блюда и чаши, чтобы таким образом символически предло­жить их богам. В заключение все молитвы и жертвенные бумаги сжигались.

Поскольку все пространство, окружавшее человека, было наполнено злыми духами, которые могли принести несчастье и даже смерть, бороться с ними, избегать их козней было делом первостепенной важности, и вот тут-то на помощь приходили монахи — даосы. О их «подвигах» в схватках со злыми духами в народе слагались бесчислен­ные легенды. Вот одна из них.

Молодой человек был очарован юной красавицей. Как-то на улице он встретил даосского монаха. Последний, внимательно всмотревшись в лицо юноши, сказал, что он околдован. Молодой человек поспешил домой, но дверь его дома оказалась запертой. Тогда он осторожно залез на по­доконник и заглянул внутрь комнаты. Там он увидел от­вратительного дьявола с зеленым лицом и острыми как пила зубами. Дьявол сидел на человеческой коже, рассте­ленной на кровати, и разрисовывал ее кистью. Заметив постороннего, он отбросил в сторону кисть, встряхнул че­ловеческую кожу, накинул ее себе на плечи. И — о чуде­са! — превратился в девушку.

Легенда далее рассказывала, что девушка-дьявол уби­ла молодого человека, разрезала его тело и вырвала серд­це. Столь невиданная жестокость возмутила даосского мо­наха: он сделал так, что девушка-дьявол превратилась в столб густого дыма. Затем монах вынул из своего халата тыквенную бутылку и бросил ее в дым. Раздался глухой взрыв, и весь столб дыма словно влился в бутылку, кото­рую даос крепко закупорил пробкой.

Как уже говорилось, важным элементом религиозного даосизма было отшельничество. Необычное поведение от­шельников связывали с действием всяких сверхъестествен­ных сил. Даосские отшельники причислялись к сонму свя­тых, способных прорицать и предсказывать людям судьбу. Как иллюстрацию к сказанному приведем эпизод из сбор­ника Пу Сун-лина «Рассказы из кабинета Ляо».

«В провинции Хэнань жил даос. Он питался подая­нием, которое собирал по деревням.

Раз, утолив голод в доме одного крестьянина, даос ус­лышал пение иволги и затем сказал хозяину: „Будь осто­рожен с огнем".

„Почему это?" — спросил хозяин. Даос ответил: „Пти­ца поет: „Большой огонь. Людям трудно спасаться. Страшно".

Все посмеялись над даосом, и только. Никто в деревне не принимал никаких мер предосторожности против по­жара.

Однако на следующий же день пожар действительно уничтожил в деревне несколько домов.

Все тогда были поражены прозорливостью даоса. А он тем временем уже ушел своей дорогой.

Любопытные догнали его и назвали святым.

„Я только понимаю язык птиц. Какой я святой?" — возразил даос.

В это время на придорожном дереве застрекотала со­рока.

„Что это она говорит? Объясни нам!" — закричали в толпе.

Внутренний вид даосского храма

Даос ответил: „Птица говорит: „Шестого числа роди­лись. Шестого числа родились. Четырнадцатого-шестнад-цатого числа умрут". Я думаю, что в соседнем доме роди­лась двойня. Сегодня десятое число, не более как через пять-шесть дней оба должны умереть".

Толпа бросилась проверять слова даоса. Действитель­но, в ближайшем доме родились два мальчика.

Очень скоро оба они умерли, причем в тот именно день, который указал даос.

Молва об удивительном даре даоса дошла до уездного начальника, и он пригласил даоса к себе в гости.

По двору как раз проходило стадо домашних уток.

Уездный начальник спросил даоса: „О чем крякают утки?"

„В вашем доме,— ответил даос,— должно быть, была семейная ссора. Утки говорят: „Перестань, перестань! Ты постоянно защищаешь ее! Постоянно защищаешь ее!"

Ответ даоса очень удивил начальника, потому что и в самом деле его две жены в это время бранились между со­бой, и уездный начальник, оглушенный их криком, только что выбежал из дома.

После этого начальник оставил даоса у себя и хорошо относился к нему.

Даос часто объяснял, о чем говорят птицы. Большин­ство его толкований удивительно оправдывалось.

Но даос был прост, как неотесанный сельский житель: он откровенно, без всякого стеснения высказывал все.

Уездный начальник отличался жадностью. Стоимость всего, что население должно было доставлять ему натурой, начальник принимал только деньгами.

Случилось как-то, что уездный начальник и даос си­дели вдвоем в комнате и опять мимо шли утки.

Начальник снова спросил даоса, о чем вели беседу утки.

Даос ответил: „Сегодня они говорят уже совсем не то, что в тот раз говорили. Они ведут за вас счет". „Какой счет?"

Даос пояснил: „Они говорят: „За свечи сто восемьде­сят чохов; за киноварь одна тысяча восемьсот чохов"...

Начальнику стало стыдно. Он подумал, что даос сме­ется над ним.

Даос попросил было позволения уйти совсем из этого дома, но уездный начальник не отпустил его.

Прошло несколько дней. Уездный начальник устроил пир и созвал на него гостей.

В самый разгар веселья послышалось кукованье ку­кушки.

Гости обратились к даосу за разъяснениями. Даос  перевел:   „Птица  говорит:  „Потеряет  чин  и уедет!"

Все гости от испуга переменились в лице. Хозяин же пришел в сильный гнев и немедленно выгнал даоса.

Вскоре высшее начальство узнало о жадности уездного начальника и действительно лишило его должности.

Увы! Хотя святой человек и предупреждал уездного начальника, но, к сожалению, жадные люди не понимают предостережений».

Так в народном творчестве и в произведениях писате­лей, созданных по фольклорным мотивам, прославлялась проницательность даосов-отшельников, их способность подсказать людям, откуда следует ждать несчастья, и ра­зоблачить тех, кто ведет нечестную жизнь.

Влияние даосской религии на духовную жизнь китай­ского народа было длительным и устойчивым, хотя и не во все времена одинаково сильным. Даосизм долгое время владел чувствами и разумом простых людей, прививая им дикие суеверия, невежество и слепую веру во власть поту­сторонних сил, в различные заклинания, талисманы и аму­леты.

Читать дальше




Категория: Из истории Китая | Добавил: magnitt
Просмотров: 1904 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz