Чжоу Эньлай
родился 5 марта 1898 г.
в уездном городе Хуайань (провинция Цзянсу) в обедневшей семье шэньши —
представителей ученого сословия феодального класса. Его отец, мелкий чиновник
провинциального финансового управления, рано овдовев, отдал девятилетнего сына
в семью своего бездетного брата. Через год мальчика взял к себе на воспитание
другой дядя по отцу, служивший полицейским офицером в Северо-Восточном Китае
(Маньчжурии), в городах Телине, а затем в.Мукдене (ныне Шэньян). Здесь Чжоу Эньлай
стал посещать начальную школу, организованную при поддержке иностранных миссионеров,
где наряду с китайской классической литературой читал произведения Ч. Дарвина,
Ж.-Ж. Руссо и других европейских авторов, знакомился с китайской патриотической
и антиманьчжурской публицистикой.
В школе он стал изучать английский язык.
Когда в 1911 г.
началась Синьхайская революция, приведшая к низвержению маньчжурской династии
Цин, правившей Китаем с 1644
г., Чжоу Эньлай остриг косу — традиционную прическу, силой
навязанную маньчжурами после завоевания Китая его мужскому населению.
В 1913 г. Чжоу Эньлай поступил
в открытую на средства американских миссионеров Нанькайскую среднюю школу в
Тяньцзине, где проучился четыре года, живя в школьном интернате и зарабатывая
на жизнь выполнением различных поручений школьной администрации. Первые годы
учебы в школе пришлись на период спада революционного движения в Китае. Власть
в стране захватила реакционная северная (бэйянская) группировка, тесно связанная
с империалистическими державами. Против северных милитаристов выступали демократические
силы, группировавшиеся вокруг проживавшего в эмиграции доктора Сунь Ятсеиа, а
также сепаратистские группировки милитаристов южных и юго-западных провинций.
Воспользовавшись участием европейских держав в первой мировой войне, Япония
форсировала свое экономическое и политическое проникновение в Китай. В январе 1915 г. она предъявила Китаю
«21 требование», принятие которых означало бы полное колониальное порабощение
страны. Среди широких кругов китайской общественности, в первую очередь среди
учащейся молодежи, возникло патриотическое антияпонское движение, с которым
вскоре пришлось считаться и правящим милитаристским кругам, и самим японцам.
Чжоу Эньлай откликнулся на эти события, организовав школьную ассоциацию под
названием «Уважать труд, жить коллективом» и став редактором рукописного
журнала этой ассоциации. Журнал резко критиковал неспособность правителей Китая
дать отпор японским агрессорам. Чжоу Эньлай и его сверстники читали литературу,
издававшуюся сторонниками Сунь Ятсена, разделяя их демократические идеи.
Учась в
школе, Чжоу Эньлай участвовал в школьном драматическом кружке, проявив
незаурядные актерские способности, впоследствии пригодившиеся ему в годы
подпольной работы в Шанхае, когда он ускользал от полицейских шпиков. Наряду
с увлечением драматическим искусством Чжоу Эньлай обнаружил и большой
поэтический талант, а также показал себя блестящим полемистом, возглавив
школьный дискуссионный клуб. В своих стихах и школьных сочинениях он резко
обрушивался на реакционное правительство северных милитаристов за капитуляцию
перед домогательствами Японии; он ратовал за индустриализацию Китая,
политическое объединение страны, демократизацию общественных отношений, воспитание
патриотических чувств народа.
Летом 1917 г. Чжоу Эньлай окончил
Нанькайскую школу и на выпускных экзаменах был отмечен как наиболее отличившийся.
В сентябре 1917 г.
он по приглашению одного из своих материально обеспеченных школьных друзей
уехал в Японию в надежде получить там университетское образование. Однако по
приезде увлекся изучением японской социалистической литературы, познакомился с
«Капиталом» К. Маркса, забросил подготовку к сдаче вступительных экзаменов в
университет и активно включился в общественную деятельность проживавших в
Японии китайских студентов, присоединившись к движению протеста против
требования японского правительства послать китайские войска на Дальний Восток и
в Сибирь для участия в интервенции против Советской России. Чжоу Эньлай с огромным
интересом читал сообщения о русской революции, о деятельности В. И. Ленина,
появлявшиеся в японской социалистической печати, горячо приветствовавшей
Октябрьскую революцию и выступавшей против интервенционистской политики
Японии.
В апреле 1919 г. Чжоу Эньлай
возвратился в Тяпьцзинь и вскоре активно включился в патриотическое движение
протеста против условий Версальского мирного договора 1919 г. о передаче Японии
бывших германских колониальных владений в Китае. Осенью того же года Чжоу Эньлай
был зачислен студентом недавно открывшегося Нанькайского университета.
Одновременно он стал работать техническим сотрудником ректората, что позволяло
кое-как сводить концы с концами. Теперь Чжоу Эньлай с головой ушел в
организаторскую работу среди студенчества Тяньцзиня. Он редактировал ежедневную
студенческую газету и много писал в нее. Одновременно он вел агитацию среди
рабочих типографии, в которой печаталась эта газета. В своих статьях Чжоу
Эньлай популяризировал социалистические идеи, выступал против эксплуатации
иностранным капиталом дешевого труда китайских рабочих и в защиту их требований
о повышении зарплаты, осуждал политику китайских милитаристов, критиковал
старые феодальные семейные обычаи, догмы конфуцианства. Продолжая живо интересоваться
Октябрьской революцией и жизнью Советской России, Чжоу Эньлай стал инициатором
встреч студентов с разделявшим коммунистические убеждения преподавателем
Пекинского университета Сергеем Полевым, выпускником Дальневосточного университета.
Во время этих встреч студенты обсуждали вопросы, связанные с местом и ролью в
истории социалистов, анархистов, чартистов и особенно коммунистов.
В августе 1919 г. Чжоу Эньлай
опубликовал статью с резкой критикой действий прояпонски настроенных
милитаристов провинции Шаньдун, обрушивших репрессии на местных студентов,
выступивших против передачи Японии бывших германских прав и владений в этой
провинции. По его инициативе был созван митинг, на котором были осуждены действия
шаньдунских властей. Участники митинга, студенты Тяньцзиня, решили послать
своих делегатов в Пекин для вручения протеста правительству и установления
связи со столичными студентами. Когда пекинские власти арестовали этих
делегатов, Чжоу Эньлай включился в организацию массового похода тяньцзиньских
студентов на Пекин с требованием освобождения задержанных. Власти вынуждены
были уступить. 6 сентября 1919
г. в Тяньцзине состоялось собрание, посвященное созданию
патриотической студенческой Ассоциации пробуждения, на котором Чжоу Эньлай
выступил с призывом к свержению власти милитаристов, компрадорской буржуазии и
бюрократов. Позже Чжоу Эньлай пригласил выступить на заседании ассоциации
одного из первых китайских марксистов, профессора Пекинского университета Ли
Дачжао. В это время Чжоу Эньлай продолжал серьезно изучать «Манифест Коммунистической
партии», другие произведения основоположников марксизма, встречался с одним нз
основателей КПК Чэиь Дусю. После запрещения властями студенческой газеты Чжоу
Эньлай наладил ее нелегальный выпуск.
В январе 1920 г. при разгоне властями
массового митинга, участники которого призывали к бойкоту японских товаров,
вместе с несколькими другими студентами был арестован в Чжоу Эньлай. В тюрьме
он вел с товарищами по камере занятия по марксизму, экономике и праву,
занимался самообразованием. Яркое выступление на суде с обвинением властей,
противодействовавших патриотическому движению бойкота японских товаров и
жестоко разгонявших студенческие митинги и демонстрации, снискало Чжоу Эиьлаю
большую популярность в Тяньцзиие и способствовало его освобождению. После
выхода из тюрьмы Чжоу Эньлай, как и многие члены Ассоциации пробуждения,
включился в развернувшееся по всему Китаю движение за отъезд молодежи на учебу
и работу в страны Европы, которое отражало стремление передовой китайской
общественности вырвать страну из пут отсталости, опираясь на опыт передовых
европейских стран.
Осенью 1920 г. Чжоу Эньлай с
группой студентов отплыл, во Францию. Деньги на поездку были собраны по
добровольной подписке жителями Тяньцзиня. Франция в те годы привлекала
китайскую молодежь относительной по сравнению с другими европейскими странами
дешевизной жизни, политическим либерализмом и доступностью высших учебных
заведений. Кроме того, китайское правительство обещало уезжавшим субсидии.
Однако вскоре полторы тысячи молодых китайцев, прибывших во Францию, оказались
в крайне стесненном положении: правительственные субсидии им предоставлены не
были, и о поступлении в вузы не могло быть и речи. Большинство молодых людей
устроилось на автомобильные заводы Рено в Париже и Лионе и на угольные шахты в
Лилле.
Чжоу Эньлай
поселился в рабочем пригороде Парижа Бийянкур и сразу же окунулся в
организаторскую и революционно-пропагандистскую работу среди китайской
молодежи, обучавшейся или работавшей в Европе. Устанавливая необходимые
связи, он сам проработал несколько месяцев на одной из угольных шахт Лилля и на
автомобильном заводе Рено в Париже, побывал в Бельгии и Германии. В Берлине он
познакомился с Чжу Дэ, будущим главкомом китайской Красной армии, затем
Народно-освободительной армии Китая, учившимся в Германии, и привлек его к
революционной работе.
Чжоу Эньлай
был также внештатным корреспондентом тяньцзиньской газеты «Ишибао», на
страницах которой в эти годы публиковались подписанные различными псевдонимами
его статьи о трудностях, которые испытывала китайская молодежь, прибывшая на
учебу во Францию, о политике европейских держав в отношении молодой Советской
России, о положении в Германии, о рабочем движении в странах Европы, о
поведении японской делегации на Версальской конференции, о засухе и голоде в
России и др.
Во Франции
Чжоу Эньлай продолжал изучать и пропагандировать идеи марксизма и вместе с
группой единомышленников, в которую входили Цай Хэсэнь, Ли Лисань, Дэн Сяопин,
Ли Фучунь, Чэнь И и другие, еще до образования КПК основал в Париже Китайскую
коммунистическую лигу молодежи, стал редактором и основным автором ее печатного
органа — журнала «LaJeunesse»
(«Молодежь»), возглавил организационный отдел лиги. После установления летом 1922 г. связи с
Коммунистической партией Китая члены лиги с участием представителей
коммунистических кружков китайцев, проживавших в Европе, на конспиративной
конференции в Булонском лесу близ Парижа приняли решение о вхождении в КПК и
создали ее европейскую секцию. Поэтому в КНР Чжоу Эньлая с полным правом
относят к числу основателей и первых членов КПК. Участники секции, в том числе
Чжоу Эньлай, по совету Коминтерна, исходившего из необходимости сотрудничества
КПК и Гоминьдана в период национальной революции, и по решению КПК стали в
индивидуальном порядке вступать в основанную Сунь Ятсеном партию Гоминьдан. К
этому времени в Китае был установлен единый антиимпериалистический фронт
Гоминьдана и КПК.
В сентябре 1924 г. по указанию
руководства КПК Чжоу Эньлай вернулся из Европы в Китай, в Гуанчжоу (Кантон) —
столицу Южного Китая, где находилось революционное правительство, во главе
которого стоял Сунь Ятсен. Чжоу Эньлай стал работать секретарем Гуандун-Гуансийского
комитета КПК и начальником его военного отдела, а затем начальником политотдела
военной школы Вампу (Хуанпу), созданной в мае 1924 г. при участии
советских военных советников и инструкторов для подготовки военных кадров.
Начальником школы Вампу был Чан Кайши, в то время выдававший себя за верного
последователя Сунь Ятсена.
На посту
начальника политотдела школы Чжоу Эньлай проявил себя талантливым военно-политическим
работником, подготовив немало преданных революции офицеров-коммунистов.
Участвуя в военных операциях Национально-революционной армии против
милитаристов Южного Китая, Чжоу Эньлай приобрел военный опыт и огромный
авторитет среди комсостава и курсантов школы, что во многом способствовало впоследствии
его успешной работе по воссозданию в 1937 г. единого фронта Гоминьдана и КПК.
По
свидетельству А. И. Черепанова — одного из первых советских военных специалистов,
прибывших в Китай в 1923 г.
по приглашению революционного правительства Южного Китая, возглавлявшегося
Сунь Ятсеном, КПК приложила много усилий в деле осуществлявшейся Сунь Ятсеном
реорганизации Гоминьдана. В Гуанчжоу коммунисты организовали так называемые
«особые подрайоны» — опорные пункты революции, которые подчинялись
непосредственно ЦИК Гоминьдана. Одна из таких организаций объединяла матросов
порта, вторая — рабочих Гуанчжоу-Ханькоуской железной дороги, третья — рабочих
арсенала.
Одновременно
коммунисты активно работали в районных комитетах и низовых отделениях
Гоминьдана, во всех профсоюзах города, организовывали рабочих через различные
клубы и общества. Пропаганда велась также и среди студентов через
организованный коммунистами Союз социалистической молодежи.
«В то время
численность КПК была невелика: всего 500— 600 человек,— писал А. И. Черепанов.—
Многие члены партии были слабо подготовлены к активным самостоятельным политическим
действиям. ЦК КПК должен был провести огромную организационную и воспитательную
работу, чтобы поднять идеологический уровень коммунистов. Коммунистическая партия
развернула в Гуанчжоу и Шанхае широкую работу среди населения... Опыт
коммунистов Гуанчжоу наглядно подтвердил, что развивать широкое
национально-революционное движение можно лишь при наличии в Гоминьдане на всех
ступенях представителей компартии. Работая в Гоминьдане, коммунисты не
ослабляли свою партию, а, наоборот, поднимали политическую активность своих
низовых организаций». А. И. Черепанов приводит следующие сведения о военной школе
Вампу, в которой он преподавал. На 1 ноября 1924 г. в ней насчитывалось
1 500 человек, в том числе: преподавателей и строевых офицеров — 62,
административного состава — 131, переменного состава — 950, вестовых при
канцелярии школы и офицерах — 120, обслуживающего персонала — 237. Основной профиль
школы был пехотный, со сроком обучения в шесть месяцев. Кроме того, имелись специальные
классы: артиллерийский, саперный, связи, снабжения, пулеметный. Позднее в
школе была организована подготовка политработников, после чего она стала
официально называться центральным военно-политическим училищем.
Преподавательский состав был набран из офицеров с самой различной военной
подготовкой: одни окончили военные училища за границей, преимущественно в
Японии, другие — китайскую военную школу старого типа в Баодине или
провинциальные военные школы. Курсанты набирались в основном из учащихся высших
и средних учебных заведений Гуанчжоу, Шанхая и других городов. Эта молодежь в
студенческие годы уже принимала участие в революционной борьбе и была полна
решимости сражаться за идеалы, которые олицетворял Сунь Ятсен. В первом выпуске
школы было 39 коммунистов, представителей рабочих почти не было. Позднее при
школе были организованы специальные курсы для добровольцев из народа, не
имевших образования, в основном крестьян и городских бедняков. Социальный
состав курсантов характеризуют данные о третьем выпуске школы в 1925 г. Из 2 500 курсантов
1640 были выходцами из крестьян, 100 из рабочих, 400 из торговцев, 400 из среды
учащихся, 10 из солдат, 15 из чиновников и 12 из представителей интеллигенции.
«Я должен
сказать,— писал А. И. Черепанов,— что коммунисты проделали значительную работу
по воспитанию войск и обеспечили их высокую боеспособность. Со многими коммунистами
мы долго работали бок о бок и расстались лишь после завершения второго
Восточного похода... Работа политотдела, в котором активную роль играла группа
коммунистов, подняла уровень подготовки курсантов и значительно укрепила дисциплину
в школе Вампу».
В ходе
военных действий во время победоносно закончившегося первого Восточного похода
(февраль — март 1925 г.)
против войск гуандунского милитариста Чэнь Цзюнмина, которого поддерживал
британский империализм, постепенно формировалась новая Национально-революционная
армия (НРА) Китая. Ее солдатам были понятны цели национально-освободительной
борьбы, сформулированные в политической программе Сунь Ятсена. Эта программа,
разработанная при активном участии китайских коммунистов и одобренная на I
съезде Гоминьдана, провозгласила главной задачей объединение и демократизацию
страны на основе развертывания антиимпериалистической и антифеодальной
революции.
Три народных
принципа Сунь Ятсена (национализм, народовластие и народное благосостояние) и
выдвинутые им в 1924 г.
три основные политические установки (союз с Советской Россией, сотрудничество
с КПК и опора на крестьян и рабочих) определяли в тот период стратегическую
линию Гоминьдана и революционного правительства Южного Китая. Они начали на
практике мобилизовывать крестьян и рабочих Для поддержки дела революции, что
сыграло немаловажную роль как в первом, так и во втором Восточных походах революционных
войск.
Перед началом
первого Восточного похода в школе Вампу под руководством коммунистов был создан
пропагандистский отдел. Работниками отдела были заготовлены 500 тыс. прокламаций,
обращенных к солдатам, 100 тыс. листовок для распространения среди крестьян,
50 тыс. экземпляров текстов революционных песен. Все эти материалы
распространялись во время Восточного похода. В крупных населенных пунктах организовывались
митинги под такими, например, лозунгами: «Создание крестьянских союзов», «Снижение
арендной платы». Крестьяне, особенно в уездах Хайфэн и Луфэн, радостно встречали
части НРА, внимательно выслушивали пропагандистов, добровольно вызывались
переносить военное снаряжение и во многих деревнях организовывали комитеты для
встречи революционных солдат. Второй Восточный поход революционных войск был
предпринят против войск милитариста Чэнь Цзюн-мина после разгрома группировки
юньнаньских и гуансийских милитаристов, поднявших в апреле 1925 г. мятеж против
гуанчжоуского правительства. Во время подготовки ко второму Восточному походу,
начавшемуся в конце октября 1925
г., политработники Коммунистической партии Китая,
Гоминьдана и НРА провели большую политическую кампанию, обеспечив революционным
силам массовую поддержку. Главную роль в этой кампании играли коммунисты.
«Во втором
Восточном походе поддержка Национально-революционной армии народными массами
была полной н безоговорочной»,— писал А. И. Черепанов. Решающую роль в разгроме
войск Чэнь Цзюнмина сыграли части, сформированные на базе школы Вампу. Солдаты
в этих частях были дисциплинированными, политическую работу среди них вели
коммунисты. Как и в школе Вампу, в дивизиях 1-го корпуса НРА были созданы
политотделы, назначены комиссары полков, батальонов и рот. Политработники, в
большинстве коммунисты, быстро завоевали доверие солдат. «Коммунисты создали
настоящее революционное ядро армии. В середине 1926 г. в НРА было около
тысячи коммунистов, из них 60—70% в школе Вампу и 1-м корпусе. Это была та
сила, которая организовывала и вела солдатские массы к победе», -
свидетельствовал А. И. Черепанов.
Во время
Северного похода революционных войск Юга в 1925—1926 гг., целью которого было
обеспечение победы революции во всем Китае, Чжоу Эньлай был политическим комиссаром
1-го армейского корпуса, а затем по решению партии прибыл в Ухань, куда перебазировалось
из Гуанчжоу революционное правительство Гоминьдана. Здесь он возглавил военный
отдел КПК и одновременно был назначен секретарем военного комитета
Цзянсу-Чжэцзянского района, ответственным за подготовку вооруженного
выступления рабочего класса Шанхая задачей которого было оказание помощи
революционной армии в освобождении города. 21 марта 1927 г. восставшему
пролетариату удалось захватить власть в этом крупнейшем промышленном центре Китая
и в течение трех недель удерживать в своих руках город в ожидании подхода
частей НРА, которыми командовал Чан Кайши. Однако последний, введя 12 апреля
свои войска в Шанхай, по сговору с империалистическими державами и местной
контрреволюцией учинил зверскую расправу над восставшими. Чжоу Эньлаю чудом удалось
спастись; за его голову была объявлена огромная награда.
После разрыва
правым крылом Гоминьдана единого фронта с КПК и создания Чан Кайши в Нанкине
контрреволюционного правительства Чжоу Эньлай вышел из Гоминьдана. На V съезде
КПК весной 1927 г.
он был избран членом ЦК КПК. В качестве руководителя военного отдела ЦК КПК
Чжоу Эньлай вместе с Е Тином, Чжу Дэ и Хэ Луном возглавил восстание сохранивших
верность революции частей, поднятое 1 августа 1927 г. в городе Наньчане.
Однако в силу ряда причин, главным образом из-за спада массового движения, оно
потерпело поражение. Часть восставших, среди которых был Чжоу Эньлай, с боями
ушла на юг в провинцию Гуандун, где находилась революционная база, а другой
отряд во главе с Чжу Дэ — в провинцию Хунань, где он вел партизанские действия,
а затем присоединился в горах Цзинганшань к участникам крестьянского
«восстания осеннего урожая», руководимого Мао Цзэдуном. В память о Наньчанском
восстании 1 августа отмечается в КНР как день Народно-освободительной армии
Китая.
В начале 1928 г. Чжоу Эньлай при
содействии Коминтерна нелегально прибыл в Советский Союз, где в июне — июле
близ Москвы состоялся VI съезд КПК, который подвел итоги национальной
революции 1925—1927 гг. и наметил дальнейшие направления национально-освободительной
борьбы китайского народа. На съезде Чжоу Эньлай, выступивший с отчетом об
организационной работе и докладом по военному вопросу, был избран членом
Политбюро, секретарем ЦК и заведующим орготделом ЦК КПК. Летом 1928 г. он участвовал в
работе VI конгресса Коминтерна в Москве, на котором его избрали кандидатом в
члены Исполкома Коминтерна (ИККИ).
После разрыва
Гоминьданом единого фронта с КПК и суровых репрессий, обрушившихся на коммунистов,
на рабочие, крестьянские, молодежные, женские и профессиональные организации,
революционное движение в Китае переживало спад. В условиях белого террора ЦК
КПК возложил на Чжоу Эньлая руководство работой партии в подполье. В октябре 1928 г. он нелегально
возвратился в Шанхай и приступил к организации деятельности КПК в новой
обстановке. Во второй половине 1929
г. КПК частично восстановила свои ряды. К концу 1929 г. несколько
активизировалось рабочее и особенно крестьянское движение; в ряде провинций были
созданы небольшие, но стабильные части Красной армии и опорные советские
районы.
Летом 1930 г. Чжоу Эньлай снова
нелегально выехал в СССР для доклада ИККИ о деятельности ЦК КПК. Будучи в
Москве, он 5 июня 1930 г.
от имени своей партии приветствовал участников XVI съезда ВКП(б), подробно
рассказав о состоянии революционного движения в Китае и выразив солидарность
рабоче-крестьянских масс своей страны с советским народом.
В своем
выступлении на XVI съезде ВКП(б) Чжоу Эньлай, в частности, сказал: «Великая
китайская революция и Китайская коммунистическая партия родились именно под
влиянием Октябрьской революции... Мировой экономический кризис, развитие
революционного движения и особенно большие успехи... социалистического
строительства в СССР — все это оказывает серьезнейшее влияние на революционное
движение в Китае». Остановившись на той реакции, которую вызвала военная авантюра
китайских милитаристов на дальневосточных границах СССР (события 1929 г. на КВЖД), Чжоу
Эньлай продолжал: «Империалисты не только толкают китайских милитаристов к
войне, чтобы усилить эксплуатацию китайских трудящихся, но и используют китайских
милитаристов как орудие для нападения на СССР, чтобы укрепить свои позиции на
Дальнем Востоке. События на Китайско-Восточной железной дороге являются ясным
выражением авантюристической политики Гоминьдана.Какойбыл результат?Красная АрмияСССРдала сокрушительный отпор такому нападению империалистов, а китайские
рабочие и крестьянские массы демонстрировали пол лозунгом «вооруженная защита
СССР»... Лозунг защиты CCCР
и борьбы с империалистами вызвал широкий отклик». Заключая свое выступление под
продолжительные аплодисменты делегатов съезда, Чжоу Эньлай отметил, что
«хищники-империалисты ведут наступление на СССР с Запада и Востока. Koni фликт на КВЖД был
попыткой спровоцировать СССР на войну. Однако нарастающим мировым
революционным подъемов в конце концов было сорвано наступление империалистов...
Tоварищи, молодая
Китайская коммунистическая партия следит за ленинской ВКП(б) и идет по пути
жесточайшей революционной борьбы. Мы будем вместе с вами и пролетариатом всех
стран бороться против империалистической войны, против наступления
империалистов на СССР и против подавления империалистами революционного
движения в колониях».