Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Суббота, 28.05.2022, 03:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Из современной истории Китая


Чжу Дэ
[ ] 22.08.2010, 22:50

Чжу Дэ родился 1 декабря 188(5 г. в деревне Лпцзявань уезда Илун провинции Сычуань в семье крестьян-арендаторов. Его предки перебрались в Сычуань из северного Гуандуна.

В 1944 г., скорбя о кончине матери, Чжу Дэ вспоминал: «Семья наша из поколения в поколение гнула спину па поме­щиков, но оставалась бедной. Нашими друзьями были простые крестьяне-бедняки. Мать родила тринадцать детей. Из-за бед­ности всех их прокормить было нельзя, только первые восемь остались в живых, остальных пришлось утопить. Какой же это болью и безысходностью должно было отозваться в сердце ма­тери!.. Когда мне было года четыре, я начал помогать ей. А в восемь-девять лет не только научился переносить груз па коро­мысле и на спине, но н сеять... Я благодарен матери за то, что она научила меня бороться с невзгодами. Испив до дна чашу ли­шений в семье, я уже не чувствовал столь остро те тяготы, кото­рые пришлось испытать за 30 с лишним лет участия в револю­ции и службы в армии, и не падал духом перед трудностями».

Когда Чжу Дэ исполнилось девять лет, помещик потребовал увеличить арендную плату, так что семье пришлось уйти с его земли, разделиться и жить в разных местах. Еще до этого вос­питанием мальчика занялся дядя, не имевший своих детей. Он определил Чжу Дэ в 1892 г. в деревенскую школу, где тот вы­учился грамоте, читал древние книги и одновременно трудился, помогая семье. В 1905 г. Чжу Дэ уехал в Шуньцин, где продол­жил учебу. Инспектором школы в Шуньцине был Чжан Лань который вместе с рядом других преподавателей выступал про­тив Цинской монархии, пропагандируя идеи самопожертвования во имя спасения Китая, оказывавшие большое влияние на фор­мирование мировоззрения учащихся.

В 1907—1908 гг. Чжу Дэ продолжил учебу в физкультурном училище в Чэнду (административный центр Сычуанн), считая, подобно многим патриотически настроенным китайцам того времени, что физическая культура будет способствовать возрож­дению китайской нации. Вернувшись затем в родной уезд Илун, он стал учителем физкультуры. Но прогрессивные взгляды Чжу Дэ вызвали враждебное отношение со стороны местных чинов­ников и представителей ученого сословия — шэнши, так что Чжу Дэ был вынужден покинуть родные края. Ни семья, ни он сам не смогли покрыть расходы на учебу, и с накопившимся долгом в размере более 200 юаней Чжу Дэ расплатился только через несколько лет, когда стал командиром бригады.

Военную карьеру он начал в 1909 г. в главном городе про­винции Юньнань Куньмине, до которого добирался пешком в течение 70 дней. Вступив в армию, прослужил несколько меся­цев ротным писарем, затем был принят в Юньнаньское военное училище. В это время в политической жизни Китая важную роль начали играть части Новой армии, которая создавалась с 1905 г. по образцу европейских и японских войск. В своих вос­поминаниях Чжу Дэ в октябре 1961 г. писал: «Солдаты Новой армии были набраны из крестьян. Они питали лютую ненависть к диктаторскому прогнившему цинскому правительству, к по­мещикам, облагавшим их тяжкими поборами, и были крайне недовольны рукоприкладством в старой армии, а также стары­ми офицерами, которые урезывали солдатские пайки». Револю­ционеры во главе с Сунь Ятсеном уделяли работе среди частей Новой армии большое внимание. В них действовали нелегаль­ные ячейки созданного в 1905 г. Объединенного союза. В Юньнаньском военном училище также существовала ячейка Объ­единенного союза, в которую входили начальник училища Ли Гэньюань и часть преподавателей. Они пропагандировали среди курсантов революционные идеи, приобщали их к чтению анти­правительственных журналов «Юньнань», « Миньбао» («На­род»). Чжу Дэ читал книги о Джордже Вашингтоне, Петре I, реформах в Японии, прочел «О духе законов» Монтескье.

Начало XX в. ознаменовалось борьбой империалистических держав за захват железнодорожных концессий в Китае. Согла­шения о концессиях заключались на кабальных для Китая ус­ловиях, обеспечивая иностранным колонизаторам огромные при­были. Иностранные компании и банки на время строительства получали право на отчуждение обширной полосы по обе сторо­ны от железной дороги, где они могли вести добычу полезных ископаемых и создавать различные предприятия (склады, ма­стерские, телеграф и т. д.), получая таким образом контроль над экономической жизнью целых областей и провинций Китая.

В 1909 г. французские компании начали строительство же­лезной дороги от Куньмина до Хэкоу (на границе с француз­ским Индокитаем), что вызвало протесты местного населения. Чжу Дэ также выразил свое возмущение действиями француз­ских колонизаторов в сочинении «Размышления после увиден­ного на железнодорожной станции Куньмин».

Разделяя революционные лозунги Сунь Ятсена: изгнать маньчжуров, восстановить суверенитет Китая, создать респуб­лику, осуществить уравнение прав на землю,— Чжу Дэ в конце 1909 г. вступил в Объединенный союз. Он побратался с четырь­мя курсантами Юньнаньского военного училища и вместе с ними поклялся бороться за спасение Китая. На тайных собра­ниях ячейки Объединенного союза обсуждалась подготовка вос­стания против династии Цин.

В августе 1911 г. Чжу Дэ среди ста лучших курсантов окон­чил училище и был назначен командиром взвода в частях Юньнаньской армии.

10 октября 1911 г. в городе Учане произошло победоносное антиманьчжурское восстание, положившее начало Синьхайской революции. Провинция Юньнань с начала XX в. была одним из крупных очагов революционного движения против власти маньчжурской Цинской династии, и части Юньнаньской армии выступили на стороне революции. 30 октября в Куньмине вос­стали 73-й полк под командованием Ли Гэньюаня и 74-й полк под командованием генерала Цай Э, осуществлявшего общее руководство выступлением. Чжу Дэ, назначенный к тому вре­мени ротным командиром, принял участие в штурме резиден­ции генерал-губернатора. Используя свои связи с солдатами батальона охраны, он убедил их сложить оружие. Победа вос­стания в Куньмине была закреплена успехами революционеров в Дали и других городах провинции. 1 ноября в Юньнани было создано военное правительство, и его глава Цай Э направил вой­ска на помощь революционерам в соседнюю провинцию Сычу­ань. В их составе была и рота под командованием Чжу Дэ.

Синьхайская революция привела к свержению Цинской ди­настии и провозглашению республики, первым временным пре­зидентом которой в январе 1912 г. был избран вождь революци­онной демократии Китая и руководитель Объединенного союза Сунь Ятсен. Однако в результате преобладания консервативных сил во главе с фактическим правителем Северного Китая гене­ралом Юань Шикаем и склонности к компромиссу с реакцией части либеральных деятелей в лагере революции Сунь Ятсен в феврале 1912 г. был вынужден в обмен на добровольное отре­чение Цинов уступить пост президента республики Юань Ши­каю, поддержанному империалистическими державами.

В Юньнани, однако, власть продолжали удерживать сторон­ники Сунь Ятсена во главе с генералом Цай Э. Чжу Дэ, вернувшийся в Юньнань после победы над цинскими войсками в Сычуани осенью 1912 г., стал командиром отряда Юньнаньского военного училища и преподавателем военного дела. Летом 1913 г. он был назначен командиром батальона в Юньнаньской армии, задачей которого (вместе с другими подразделениями) были охрана границы с Вьетнамом (тогда — французское коло­ниальное владение в Индокитае) и борьба с местными туфэями (бандитами). Действуя против них, Чжу Дэ разработал специ­фическую тактику, о которой позже в Яньани он рассказывал американской журналистке Ним Уэллс: «Я применял мобиль­ную партизанскую тактику, приносившую успех в борьбе с про­тивником. Особенно важным было быстрое сосредоточение сил. Этот опыт я соединил с тем, о чем прочитал в книгах и узнал на занятиях в училище». Так Чжу Дэ начал использовать ме­тоды партизанской борьбы, которые впоследствии, в 1927— 1937 гг. и особенно в войне сопротивления Японии 1937— 1945 гг., сыграли столь важную роль в действиях вооруженных сил, руководимых Коммунистической партией Китая (КПК).

Успешные действия батальона Чжу Дэ против туфэев, кото­рых поддерживали и использовали в своих интересах француз­ские колониальные власти Индокитая, привели к стабилизации положения в приграничном районе, а Чжу Дэ приобрел попу­лярность как талантливый командир и патриот.

В 1913—1915 гг. в Китае обострилась борьба между респуб­ликанцами и Юань Шикаем, добивавшимся неограниченной лич­ной власти и готовившим реставрацию монархического строя. Летом 1913 г. верные революции войска начали военные дейст­вия против правительства Юань Шикая. Однако эта так назы­ваемая вторая революция потерпела поражение. Форсируя вос­становление монархии, Юань Шикай в декабре 1915 г. объявил себя императором, в ответ на что в стране вспыхнула «третья революция». 25 декабря 1915 г. была провозглашена независи­мость провинции Юньнань от пекинского правительства Юань Шикая и было объявлено о создании Армии защиты республи­ки. Юньнаньские войска под командованием генерала Цай Э двинулись в соседнюю Сычуань. По приказу Цай Э Чжу Дэ, который 6 января 1916 г. был назначен командиром 6-го полка Армии защиты республики, также повел свой полк против за­щитников монархии. В тяжелых боях в районе Наси — Лучжоу (провинция Сычуань) Чжу Дэ подтвердил свою репутацию опытного и смелого командира, умело используя в военных дей­ствиях фланговые удары, ночные бои, рельеф горной местности. Боеспособность его солдат объяснялась их хорошей выучкой, патриотическим воспитанием и отменой рукоприкладства со сто­роны офицеров.

Внезапная смерть Юань Шикая в июне 1916 г. не привела к стабилизации положения в Китае. В различных провинциях и районах страны генералы-милитаристы развернули междоусоб­ную борьбу за власть на местах, подавляя революционное дви­жение. Преемник Юань Шикая главнокомандующий войсками северных милитаристов и премьер-министр пекинского прави­тельства генерал Дуань Цижуй под нажимом ряда империали­стических держав объявил в августе 1917 г. войну Германии и попытался объединить страну военным путем.

Сунь Ятсен призвал китайский народ к борьбе против дик­таторской политики Дуань Цижуя, в защиту конституции 1912 г. На юге Китая было создано военное правительство, ко­торое начало войну с Севером. Однако юньнаньские, сычуаньские и гуансийские генералы, располагавшие реальными воен­ными силами, то вели междоусобную борьбу, то шли на прямые сделки с северными милитаристами.

Чжу Дэ, назначенный командиром бригады, в составе юнь­наньской армии, названной Армией умиротворения государства, участвовал в боях с войсками сычуаньских милитаристов. Он так оценивал положение в революционном лагере в этот период: «Вследствие поражения Синьхайской революции, а также пос­ледовавших за ней неудач в походе против Юань Шикая, войне в защиту республики, войне в защиту конституции доктор Сунь Ятсен и все до конца верные делу китайской революции люди, включая и меня, впали в сомнения и разочарования, блуждали в потемках, искали, но не находили подлинного выхода».

Свои чувства, тревоги, недовольство милитаристскими меж­доусобицами Чжу Дэ выразил в 18 стихотворениях, напечатан­ных в двух сборниках. Они были изданы Обществом поэзии, в которое кроме Чжу Дэ входил ряд прогрессивно настроенных офицеров. Переживая духовный кризис, Чжу Дэ одно время даже пристрастился к курению опиума. Впоследствии благода­ря своей сильной воле он сумел избавиться от этой пагубной привычки.

Сунь Ятсен и его последователи нашли выход из тупика в изучении опыта революционной России. «Я вступил на новый путь под влиянием Октябрьской революции,— вспоминал Чжу Дэ.— В то время я был командиром бригады в юньнаньских войсках, расквартированных в Сычуани. Между сычуаньской и юньнаньской армиями... существовали противоречия, анализи­руя которые, я понял, что старыми методами военной борьбы не Добиться успеха революции. К тому же под влиянием Октября я глубоко почувствовал, что надо учиться у России новой рево­люционной теории и заново начинать борьбу».

После начала антиимпериалистического и антифеодального движения «4 мая» 1919 г. среди китайской интеллигенции стали распространяться марксистские идеи, в журналах печатались статьи, излагавшие положения научного социализма. Чжу Дэ вместе со своим другом Сунь Бинвэнем служившим в шта­бе бригады, читал прогрессивные журналы «Синь циннянь» («Новая молодежь»), «Синь чао» («Новое течение»). Друзья об­суждали содержание статей Ли Дачжао, Чэнь Дусю и других авторов.

В 1921 г. и в начале 1922 г. Чжу Дэ занимает ответственные посты в провинциальной администрации Юньнани и продол­жает искать ответ на вопрос: почему Октябрьская революция в России победила, а Синьхайская революция, происшедшая на шесть лет раньше, не привела к созданию единой, независимой, демократической Китайской республики.

В конце мая 1922 г. главком сычуаньских войск Лю Сян и командующий 2-й сычуаньской армией Ян Сэнь пригласили Чжу Дэ в Чунцин и предложили ему командовать дивизией. Принятие этого предложения открывало путь к дальнейшей карьере, сулило богатство, немалую власть. Но Чжу Дэ, решив­ший вместе с Сунь Бинвэнем ехать в Германию и Россию для изучения марксистской теории и опыта русской революции, от­верг сделанное ему предложение. Это был решительный пово­рот в его жизни.

Земляк Чжу Дэ, впоследствии маршал НОАК, Лю Бочэн го­ворил на собрании в Чунцине, посвященном 60-летию Чжу Дэ, что когда Чжу Дэ стал революционером, он отбросил прежний образ жизни, как рваные туфли, яшвя заботами о революцион­ном деле и сохраняя спокойствие перед лицом любых трудно­стей.

В июне 1922 г. Чжу Дэ, проплыв на пароходе вниз по Янцзы почти через весь Китай с запада на восток, прибыл в Шанхай. Там он лег в больницу, чтобы избавиться от привычки курения опиума и от бессонницы. Навещавшие его друзья приносили в больницу газеты и журналы со статьями о рабочем движении в Китае и деятельности молодой Коммунистической партии Китая. Выйдя из больницы, Чжу Дэ безуспешно пытался разыскать организацию КПК, чтобы вступить в компартию. Приехав затем в Пекин, Чжу Дэ встретился с прибывшим туда раньше Сунь Бинвэнем. Они вместе продолжили поиски организаций КПК, посетив Чжанцзякоу (Калган), Данъюань (Хух-Хото), Датун. Чтобы познакомиться с жизнью горняков, они побывали также на шахте в Цзимине.

В июле они вернулись в Шанхай, где встречались с лиде­рами Гоминьдана Сунь Ятсеном, Ван Цзиньвэем и Ху Ханьми-ном. Сунь Ятсен готовился к отвоеванию Гуанчжоу и созданию там республиканского правительства. Он предложил Чжу Дэ отправиться в находившиеся в провинции Гуанси юньнаньские войска, чтобы участвовать в наступлении против гуандунского милитариста Чэнь Цзюнмина, захватившего власть в Гуанчжоу, обещав ему 100 тыс. юаней на формирование войск. Чжу Дэ с огромным уважением относился к Сунь Ятсену, но считал, что старый путь использования одних милитаристов против других не приведет к победе революции. Он сказал Сунь Ятсену, что потратил на эту ошибочную тактику одиннадцать лет своей жизни и что окончательно решил ехать в Европу изучать мар­ксистскую теорию и военное дело.

В Шанхае Чжу Дэ наконец встретился с Генеральным сек­ретарем ЦК КПК Чэнь Дусю и высказал ему свое желание вступить в компартию. Но Чэнь Дусю отказал Чжу Дэ, считая, что высокое положение, которое тот занимал в милитаристских частях, требует длительного срока для проверки его искренно­сти и для изучения им марксизма, задач и политики КПК.

В начале сентября 1922 г. Чжу Дэ и Сунь Бинвэнь на фран­цузском пароходе отправились в Европу и в конце октября при­были во Францию, а затем выехали в Германию. В Берлине Чжу Дэ познакомился с одним из руководителей европейского отделения КПК Чжоу Эньлаем, приехавшим туда для создания ячейки КПК из числа китайских студентов, учившихся в Гер­мании. Чжу Дэ рассказал Чжоу Эньлаю о своем желании всту­пить в КПК, и в ноябре 1922 г. европейское отделение КПК по рекомендации своих руководителей Чжоу Эньлая и Чжан Шэнь-фу приняло Чжу Дэ в члены Коммунистической партии Китая. После утверждения этого решения организацией КПК в Китае он официально стал членом КПК.

В Германии Чжу Дэ активно участвовал в жизни Союза китай­ских студентов, настойчиво овладевал немецким языком, подчас засиживаясь за учебниками до глубокой ночи. Его преподава­тельница говорила, что этот китаец учит язык, словно сражает­ся не на жизнь, а на смерть. Одновременно Чжу Дэ серьезно занимался самообразованием, изучал произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Председатель Союза китайских студентов Вэй Цыцзянь дал ему немецкий перевод «Азбуки коммунизма» Н. Бухарина и Е. Преображенского в качестве по­собия по изучению марксизма и немецкого языка. Чжу Дэ систематически читал орган ЦК КПК журнал «Сяндао» («Про­водник»), а также периодические издания Коминтерна. В мар­те 1924 г. Чжу Дэ поступил на философский факультет Геттин­генского университета, где продолжал изучение марксизма-ле­нинизма и одно время возглавлял Союз китайских студентов. В ячейке КПК Геттингенского университета было более 20 че­ловек. Обычно они и другие китайские студенты собирались на квартире, где жил Чжу Дэ, или совершали коллективные про­гулки. Студенты оживленно обсуждали различные вопросы тео­рии и практики коммунистического движения. Чжу Дэ пользо­вался огромным авторитетом среди китайской молодежи в Гер­мании. Его называли пе иначе как «старший брат Чжу», «поч­тенный Чжу». По решению организации КПК в конце 1924 г. он возвратился в Берлин, целиком посвятив себя революцион­ной деятельности. Еще в Геттингене, а затем и в Берлине он включился в работу ячеек Гоминьдана. Его задачами были во­влечение старых членов Объединенного союза в реорганизован­ный Гоминьдан и укрепление единого национального фронта между КПК и Гоминьданом. На собрании организации Гоминь­дана в Германии 3 января 1925 г. Чжу Дэ был избран членом исполкома, ответственным за оргработу и за издание печатного органа «Минсин» («Венера»). Выпускать «Минсин» было чрез­вычайно трудно, китайского набора не имелось, приходилось ис­пользовать мимеограф. Необходимо также было вести борьбу против правого крыла организации китайских студентов в Гер­мании. Оно выступало против единого фропта с КПК, против трех основных политических установок Сунь Ятсена ', вело дело к расколу студенческого союза. Чжу Дэ возглавил борьбу про­грессивно настроенных китайских студентов против правых. В марте 1925 г., когда умер Сунь Ятсен, Чжу Дэ вместе с лево-гоминьдановским военно-политическим   деятелем Дэн Яньда организовал траурный митинг китайских студентов, рабочих и торговцев. На митинге распространялись листовки и брошюры на китайском и немецком языках о Сунь Ятсене, о его вкладе в борьбу китайского народа за освобождение от гнета империа­лизма, о трех народных принципах и трех политических уста­новках Сунь Ятсена. После митинга состоялась демонстрация его участников.

В июне 1925 г. в Берлин пришло известие о расправе ино­странной полиции международного сеттльмента в Шанхае с участниками патриотической демонстрации 30 мая и о после­довавшей в ответ на это всеобщей забастовке рабочих, студен­тов, торговцев Шанхая. Организация КПК в Берлине созвала экстренное совещание, на котором по предложению Чжу Дэ было решено развернуть широкое движение солидарности, в Китай была послана телеграмма протеста против зверств империалистов, расклеены листовки. При поддержке Компартии Германии китайские коммунисты организовали в Берлине боль­шой митинг, в котором участвовали и немецкие рабочие. Под влиянием этих действий китайские студенты во Франции, Гол­ландии, США также включились в международное движение солидарности с национально-освободительной борьбой китай­ского народа.

Власти Германии стремились избавиться от одного из самых беспокойных лидеров китайских студентов. Первый раз Чжу Д» был арестован в связи с присутствием на нелегальном совеща­нии по вопросу об организации помощи жертвам белого терро­ра в Болгарии. За участие в организованном КПГ массовом ми­тинге солидарности с китайскими патриотами он был арестован вновь. Китайское посольство не пожелало заступиться за своего соотечественника-коммуниста. КПГ обратилась в суд, указав, что арест Чжу Дэ незаконен, так как он был приглашен для участия в митинге. Полиция освободила Чжу Дэ, но приказала ему в 24 часа покинуть Германию.

Наряду с изучением марксизма одной из целей поездки Чжу Дэ из Китая в Европу было овладение военными знаниями, сов­ременным военным искусством. В Берлине и Геттингене Чжу Дэ покупал книги по военной теории, встречался с немецкими офицерами и генералами, чтобы расширить свои познания в во­енном деле, изучал известные операции первой мировой войны. Он стремился познакомиться также с опытом советской Крас­ной Армии и получить военную подготовку в Советском Союзе. С этой целью еще в марте 1925 г. он послал письмо в Москву двум своим знакомым — китайским студентам Коммунистиче­ского университета трудящихся Востока (КУТВ) — с просьбой выяснить возможность его поступления в учебное заведение, в котором учились студенты из стран Азии и Африки, посвятив­шие себя делу освобождения колоний и полуколоний от ига им­периализма.

Московская организация КПК дала согласие на приезд Чжу Дэ в СССР. 4 июля 1925 г. он прибыл в Ленинград, а затем в Москву. В СССР он знакомился с жизнью советского народа, бывал на промышленных предприятиях, в деревнях, посещал музеи, выступал на массовых митингах, разоблачая политику империалистов. Некоторое время Чжу Дэ занимался в КУТВ, а затем его и некоторых других китайских студентов (19 чело­век) по решению китайской делегации в Коминтерне направили в подмосковный поселок Малаховку, где разместились курсы ванного дела. Стало осуществляться Давнее желание Чжу Дэ обогатить своп познания в области военного искусства. Основ­ами предметами на курсах были военные дисциплины, но од­новременно изучались также марксизм-ленинизм, партийное строительство. Преподавали на курсах выделенные Коминтер­ном специалисты по марксистской теории, руководители рабо­чего и крестьянского движения, специалисты в области парти­занской борьбы, опытные революционеры. Чжу Дэ помогал дру­гим китайским слушателям увязывать изучавшийся материал с практикой китайской революции, с особенностями Китая. Он разъяснял своим товарищам по учебе сложные вопросы страте­гии и тактики, используя примеры из истории Китая.

Учеба на курсах имела большое значение для формирования Чжу Дэ как выдающегося военачальника. Сильное влияние на него оказали военные идеи М. В. Фрунзе. Об этом свидетельст­вовала статья Чжу Дэ «О некоторых основных принципах так­тики», опубликованная в сборнике «Красный фронт», изданном в июне 1933 г. Военной школой Красной армии Китая.

В процессе учебы у Чжу Дэ формировались принципы ве­дения партизанской войны в Китае. В ответ на вопрос одного из преподавателей, как он будет воевать, возвратись на родину, Чжу Дэ ответил: «Много сил — крупные сражения, мало сил — небольшие бои. Если есть возможность победить — надо всту­пать в бой, нет возможности — надо уклоняться от боя. В слу­чае необходимости уходить в горы». В этих словах заложена основа знаменитых «16 иероглифов» — принципов партизанских действий, сформулированных Чжу Дэ и одобренных Мао Цзэ­дуном в начале их совместного руководства первыми отрядами Красной армии Китая. Вот эти принципы: «Враг наступает — мы отступаем, враг остановился — мы ждем, враг утомился — мы бьем, враг отступает — мы наступаем». Впервые в таком виде они вошли в доклад фронтового комитета КПК 4-го кор­пуса Красной армии Центральному Комитету КПК о современ­ной обстановке борьбы в районе Фуцзянь — Цзянси и парти­занской тактике Красной армии от 5 апреля 1929 г.

Учеба в Советском Союзе продолжалась недолго, но она ока­залась весьма полезной, что проявилось, когда Чжу Дэ воз­вратился па родину и окунулся в водоворот событий, происхо­дивших в Китае.

Читать дальше

Категория: Из современной истории Китая | Добавил: magnitt
Просмотров: 2448 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz