Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Суббота, 28.05.2022, 03:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Из современной истории Китая


«Культурная революция» в Китае
[ ] 22.08.2010, 23:10

Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли большой остроты к концу 1965 г. Мао Цзэдун и его сторонники выступили за возвращение к «яньаньским» нормам политической и социально-экономической организации общества. Идею о классовой борьбе в социалистическом обще­стве Мао Цзэдун выдвинул еще в 1957 г., а после X пленума ЦК КПК 8-го созыва (1962 г.) он начал пропагандировать и навязывать стране мысль об «обострении классовой борьбы», выдвинул положение «о продолжении революции при диктатуре пролетариата». В этой связи появился и тезис о том, что часть членов КПК встала на путь «ревизионизма». Причем с самого начала борьба с «ревизионизмом» внутри страны стала нераз­рывно увязываться с борьбой против «международного ревизио­низма», в это понятие включалась КПСС и ряд других комму­нистических и рабочих партий.

Мысль о «появлении ревизионизма в Китае» Мао Цзэдун стал особенно подчеркивать со второй половины 1965 г. Он счи­тал, что в партию, правительство, армию и круги деятелей куль­туры проникло большое число представителей буржуазии и «контрреволюционных ревизионистов», и, только начав «вели­кую пролетарскую культурную революцию», можно отвоевать власть, узурпированную «лицами, обладающими властью в пар­тии и идущими по капиталистическому пути». Таким образом, «культурная революция», задуманная и развязанная Мао Цзэ-дуном в 1966 г., была нацелена на то, чтобы устранить из руко­водящих органов партии всех несогласных с его политикой, прежде всего сторонников VIII съезда КПК, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концеп­ций «казарменного коммунизма», ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Эти идеи наглядно отражались в призывах: «В промышленно­сти учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве — у дачжайской производственной бригады», «Всей стране учиться у армии», «Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий». Одновременно продолжалось раздувание культа лич­ности Мао Цзэдуна. Постоянно нарушая принципы коллектив­ного руководства в партии, Мао Цзэдун поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК партии, часто не обсуж­дал с последними принимаемых им от имени партии решений. Именно он в обход партийного руководства страны развернул «культурную революцию» и руководил ею.

Историю «культурной революции» большинство китайских ученых делит на три этапа.

Первый этап продолжался с мая 1966 г. по апрель 1969 г.— это была наиболее активная и разрушительная фаза «культур­ной революции», закончившаяся созывом IX съезда КПК. Пово­дом для начала движения послужила публикация в ноябре 1965 г. в шанхайской газете «Вэньхуэй бао» статьи Яо Вэнь-юаня «О новой редакции исторической драмы «Разжалование Хай Жуя». Пьеса была написана в 1960 г. видным китайским исто­риком, заместителем мэра Пекина У Ханем. Он был обвинен в том, что, рассказывая в своей драме об эпизоде из истории сред­невекового Китая, якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, бывшего министра обороны КНР Пэн Дэхуая, давшего в 1959 г. негативную оценку «большому скачку» и народным коммунам в КНР. Пьеса была названа в статье «антисоциалистической ядовитой травой». За этим по­следовали обвинения против руководителей Пекинского горко­ма КПК и отдела пропаганды ЦК КПК. В конце 1965 г. был снят со своих постов заместитель министра обороны КНР, на­чальник Генерального штаба НОАК, секретарь ЦК КПК Ло Жуйцин, обвиняемый в «выступлении против партии» и «узур­пации власти в армии».

В мае 1966 г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК было принято «Сообщение ЦК КПК от 16 мая», в кото­ром излагались основные идеи Мао Цзэдуна о «культурной ре­волюции». На заседании был подвергнут резкой критике, а за­тем и снят со своих постов ряд высших руководителей партии, правительства и армии, включая секретаря ЦК КПК, первого секретаря Пекинского горкома партии Пэн Чжэня, секретаря ЦК КПК, заведующего отделом пропаганды ЦК КПК Лу Ди-ньи, кандидата в члены Секретариата ЦК КПК Ян Шанкуня. Затем была создана Группа по делам культурной революции при ЦК КПК (далее ГКР) во главе с бывшим секретарем Мао Цзэдуна Чэнь Вода. Жена Мао Цзян Цин и секретарь Шан­хайского горкома партии Чжан Чуньцяо стали его заместите­лями, а секретарь ЦК КПК Каи Шэн, курировавший органы госбезопасности,—советником Группы. ГКР постепенно заме­нила собой Политбюро и Секретариат ЦК КПК и превратилась не без помощи Мао в «штаб культурной революции».

Для подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов — «красных охранников» (первые хунвэйбины появились в кон­це мая 1966 г. в средней школе при пекинском университете Цинхуа). В первом «Манифесте» хунвэйбинов говорилось: «Мы являемся стражами, защищающими красную власть, ЦК пар­тии. Председатель Мао — наша опора. Освобождение всего че­ловечества является нашей обязанностью. Идеи Мао Цзэдуна являются самыми высшими указаниями во всех наших дейст­виях. Мы клянемся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим послед­нюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию».

Занятия в школах и вузах по инициативе Мао Цзэдуна были прекращены, для того чтобы учащимся ничто не препятствова­ло проводить «культурную революцию», начались преследова­ния интеллигенции, членов партии, комсомола. Профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на «суд масс» в шутовских колпаках, избивали, глумились над ними якобы за их «ревизионистские действия», а в действитель­ности — за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней полити­ке КНР. По далеко не полным данным, представленным пекин­ским отделением Министерства государственной безопасности, с 23 августа по конец сентября 1966 г. хунвэйбины только в Пе­кине убили 1722 человека, конфисковали имущество у 33 тыс. 695 семей, произвели обыски и изгнали из Пекина более 85 тыс. человек. К 3 октября 1966 г. по всей стране из городов было уже изгнано 397 400 человек, попавших в разряд «нечисти».

В августе 1966 г. был созван XI пленум ЦК КПК 8-го со­зыва, в работе которого не участвовали многие члены ЦК, став­шие жертвами преследований. 5 августа Мао Цзэдун лично на­писал и вывесил в зале заседаний свою дацзыбао «Огонь по штабам!», он объявил участникам пленума о существовании в партии «буржуазного штаба», обвинил многих партийных руко­водителей в центре и на местах в том, что они осуществляют «диктатуру буржуазии», и призвал открыть «огонь по штабам», предполагая полностью разгромить либо парализовать руково­дящие партийные органы в центре и на местах, народные коми­теты, массовые организации трудящихся, а затем создать новые «революционные» органы власти.

После «реорганизации» партийного руководства на пленуме из пяти заместителей председателя ЦК партии остался один — министр обороны Линь Бяо, о котором говорилось как о «пре­емнике» Мао Цзэдуна. В результате заигрываний Мао Цзэдуна с хунвэйбинами до и во время пленума (имеется в виду его пе­реписка с хунвэйбинами, встречи с ними), призывов открыть «огонь по штабам», бесчинства хунвэйбинов после пленума приобрели еще большие масштабы. Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвэйбппы были поставлены, по существу, над партией и государственными органами.

Жизнь в стране была дезорганизована, экономике нанесен тяжелейший урон, подверглись репрессиям сотни тысяч членов КПК, усилились преследования интеллигенции. Из 97 членов и 73 кандидатов в члены ЦК КПК 8-го созыва соответственно 60 и 37 были объявлены «спецагентами и предателями», «контр­революционными ревизионистскими элементами», 60 из 115 чле­нов Постоянного комитета ВСНП 3-го созыва оклеветаны как «предатели», «ревизионисты», «лица, поддерживающие тайные связи с заграницей». Было репрессировано более 30 секретарей горкомов КПК, мэров и их заместителей, многие из них погиб­ли. Более 2600 работников литературы и искусства стали жерт­вами репрессий. Погибли такие известные писатели, как Лао 1Нэ, Чжао Шули и десятки других. Только в 17 провинциях и городах было ошельмовано более 142 тыс. кадровых работников, занятых в сфере образования, и преподавателей. Подверглись репрессиям более 53 тыс. человек, работающих в области науки и техники.

В годы «культурной революции», говорилось в обвинительном заключении по делу «четверки» (1981 г.), преследованиям, травле и уничтожению подверглось «большое число руководя­щих работников отдела ЦК КПК по организационной работе, органов общественной безопасности разных ступеней, прокура­туры, суда, армии, органов пропаганды». Жертвами «четверки» и Линь Бяо, согласно документу, стало в общей сложности более 727 тыс. человек, из которых свыше 34 тыс. были «доведены до смерти». По официальным китайским данным, число пострадав­ших в ходе «культурной революции» составило около 100 млн человек.

В декабре 1966 г. наряду с отрядами хунвэйбинов появились отряды цзаофаней (бунтарей), в которые вовлекались молодые, обычно неквалифицированные рабочие, учащиеся, служащие. Они должны были перенести «культурную революцию» на пред­приятия и в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэйбинам. Но рабочие по призыву комитетов КПК, а иногда и стихийно давали отпор бесчинствующим хунвэйбинам и цзао-фаням, добивались улучшения материального положения, отправлялись в столицу для предъявления своих претензий, пре­кращали работу, объявляли забастовки, вступали в сражения с погромщиками. Против разгрома органов партии выступили та­кие видные партийные, государственные и военные деятели, как Чжу Дэ, Хэ Лун, Чэнь И и другие.

Чтобы сломить сопротивление противников «культурной ре­волюции», была развернута кампания по «захвату власти». В январе 1967 г. цзаофани Шанхая, подстрекаемые и руководи­мые ГКР, в частности ее членами Чжан Чуньцяо и Яо Вэньюанем, захватили партийную и административную власть в городе. Вслед за этим волна «захвата власти» у «облеченных властью и идущих по капиталистическому пути» прокатилась по всему Китаю. В Пекине в середине января власть была «захвачена» в 300 ведомствах и учреждениях. Парткомам и органам вла­сти предъявлялись обвинения в том, что они в течение 17 лет с основания КНР стремились «реставрировать капитализм», «насаждали ревизионизм».

«Захват власти» осуществлялся с помощью армии, подавляв­шей сопротивление и осуществлявшей контроль над коммуни­кациями, тюрьмами, складами, хранением и рассылкой секрет­ных документов, банками, центральными архивами. Для под­держки «бунтарей» были выделены специальные части, так как и в армии имело место недовольство бесчинствами хунвэйбинов и цзаофаней. Подтверждением этому явились Уханьские собы­тия лета 1967 г.

Но быстро осуществить план «захвата власти» не удалось. Забастовки рабочих ширились, повсеместно происходили крово­пролитные столкновения с цзаофанями, а также схватки между различными организациями хунвэйбинов и цзаофаней. Как пи­шут китайские историки, «Китай превратился в государство, где царил хаос и правил террор. Партийные и правительственные органы на всех уровнях были парализованы. Руководящие кадры и обладавшие знаниями и опытом интеллигенты под­вергались гонениям».

С января 1967 г. началось создание новых антиконституци­онных органов местной власти — «ревкомов». На первых порах преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофа­ней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. В центре и на местах обострилась политическая борьба, в ряде районов происходили столкновения между военными частями и организациями хунвэйбинов и цзаофаней. В конце лета 1967 г. в стране фактически был установлен военный контроль.

Состоявшийся в октябре 1968 г. XII пленум ЦК КПК, на ко­тором присутствовало около трети состава ЦК, так как осталь­ные были к этому времени репрессированы, санкционировал все акции «культурной революции», «навсегда» исключил из партии на основе сфабрикованных обвинений Председателя КНР Лю Шаоци и снял его со всех постов, одобрил проект нового Уста­ва КПК. Началась усиленная подготовка к созыву IX съезда КПК.

IX съезд КПК (апрель 1969 г.), на который делегаты не избирались, а назначались, одобрил и узаконил все акции, предпринимавшиеся в стране в 1966—1969 гг. В основном док­ладе, с которым на съезде выступил Линь Бяо, была выдвинута установка на продолжение чистки партийных организаций и го­сударственных учреждений, начатой весной 1968 г. Вся история партии представлялась как борьба «линии Мао Цзэдуна» про­тив различных «уклонистов», в том числе Ван Мина, Гао Гана, Пэн Дэхуая, и особенно Лю Шаоци. IX съезд одобрил курс на «непрерывную революцию», на подготовку к войне.

Новый Устав партии, принятый съездом, в отличие от Ус­тава, принятого VIII съездом КПК в 1956 г., не определил за­дачи партии в области экономического и культурного строи­тельства, улучшения жизни народа, развития демократии. Тео­ретической основой деятельности КПК были провозглашены «идеи Мао Цзэдуна». В программной части Устава содержалось положение о назначении Линь Бяо «преемником» Мао Цзэдуна. Как подчеркивал китайский историк Ли Хунлинь, положение о «преемнике», характерное для монархического абсолютизма, было внесено в Устав КПК Кан Шэном, который считал это «новаторским явлением» в истории международного коммуни­стического движения. «Это действительно было «новаторством» в том смысле, что со времени возникновения международного коммунистического движения такого странного явления еще не было,— писал Ли Хунлинь.— Трудно сказать, сколь «великое значение» имело оно для всего мира, а вот на судьбу Китая оно оказало воистину большое влияние, приведя страну на грань катастрофы».

В «Решении по некоторым вопросам истории КПК», приня­том VI пленумом ЦК КПК 11-го созыва (июнь 1981 г.), указы­вается: «IX съезд партии, узаконивший ошибочную теорию и практику «культурной революции», укрепил позиции Линь Бяо, Цзян Цин, Кан Шэна и других в ЦК партии».

Второй этап «культурной революции» — от IX до X съезда КПК — начался в мае 1969 г. и завершился в августе 1973 г.

Некоторые руководители, которым удалось сохранить свои позиции, требовали корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. По их инициативе с начала 70-х гг. стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жесткий контроль над культурной жиз­нью по прежнему сохранился.

В 1970-1971 гг. произошли события, отразившие новый кризис внутри китайского руководства. В марте 1970 г. Мао Цзэдун принял решение о пересмотре Конституции КНР, вы­сказав предложение об упразднении поста Председателя КНР. Однако Линь Бяо и Чэнь Бода высказались за сохранение поста Председателя КНР. В августе 1970 г. в Лушане был проведен II пленум ЦК КПК 9-го созыва. Линь Бяо и Чэнь Бода вновь заявили о необходимости сохранения поста Председателя КНР в новом варианте Конституции КНР. На пленуме разгорелась борьба. Мао Цзэдун 31 августа 1970 г. написал документ «Мое мнение», в котором подверг резкой критике взгляды Чэнь Бо­да, заявив, что последний «осуществил внезапную атаку, зани­мался провокационной деятельностью». После этого разверну­лась критика Чэнь Бода, было заявлено о проведении расследо­вания в отношении него. Сразу после II пленума ЦК партии принял решение о начале кампании «критики Чэнь Бода и упорядочения стиля». 16 ноября 1970 г. ЦК издал «Указания по вопросу об антипартийной деятельности Чэнь Бода», где го­ворилось, что он «лжемарксист», «интриган», «карьерист» и «антипартийный элемент».

II пленум ЦК КПК 9-го созыва явился проявлением серьез­ных политических столкновений в руководстве КНР, привед­ших к «сентябрьскому кризису» 1971 г. «Линь Бяо и его сто­ронники попытались создать на II пленуме ЦК общественное мнение, способствующее захвату ими власти,— пишут китай­ские историки.— Потерпев неудачу, они разработали план го­сударственного переворота. Однако Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай разгромили этот заговор».

Вслед за исчезновением с политической арены Чэнь Бода в сентябре 1971 г. исчезают министр обороны Линь Бяо и группа военных руководителей (шесть из них были членами Полит­бюро ЦК КПК). По сообщению китайской стороны, Линь Бяо 13 сентября 1971 г. погиб в авиационной катастрофе вблизи Ундэрхана на территории МНР, пытаясь после неудавшегося «переворота» удрать за границу. Вслед за этим прошла новая чистка в армии, в ходе которой десятки тысяч офицеров под­верглись репрессиям. За повседневную работу Военного совета ЦК КПК с октября 1971 г. стал отвечать маршал Е Цзяньин. В стране была развернута кампания «критики Линь Бяо и упо­рядочения стиля».

В марте 1973 г. ЦК КПК принял решение о реабилитации бывшего Генерального секретаря ЦК Дэн Сяопина и восстанов­лении его в должности заместителя премьера Госсовета. Акти­визировался процесс восстановления деятельности комсомола, профсоюзов, федерации женщин, начатый в 1972 г. Были про­ведены провинциальные съезды КСМК.

В центре внимания X съезда КПК (август 1973 г.) находи­лись внутриполитические проблемы. Съезд единодушно осудил Линь Бяо и Чэнь Бода, призвал «и дальше как следует вести движение за критику Линь Бяо и упорядочение стиля», факти­чески обосновал неизбежность внутренней борьбы в КПК. Съезд признал правильной линию «культурной революции», ориентировал партию и народ на продолжение прежнего поли­тического курса, теоретической основой которого являлись уста­новки Мао Цзэдуна о «продолжении революции в условиях дик­татуры пролетариата», об «обострении классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией». «X съезд продолжил левацкие ошибки IX съезда и выдвинул Ван Хунвэня на пост заместителя председателя ЦК партии,— говорится в «Решении» VI пленума ЦК КПК.— Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь образовали «группу четырех» в Политбюро ЦК, что укрепило силы контрреволюционной группировки Цзян Цин».

В то же время съезд санкционировал меры, направленные на возобновление деятельности ВСНП, профсоюзных и моло­дежных организаций, фактически одобрил реабилитацию части партийных и административных кадров, в том числе Дэн Сяо­пина, который был избран членом ЦК, а в январе 1975 г. стал од­ним из заместителей председателя ЦК КПК. В коммюнике съез­да были опущены некоторые левацкие установки 1966—1969 гг., реализация которых нанесла тяжелый ущерб экономике страны.

Третий этап «культурной революции» продолжался с сен­тября 1973 г. до октября 1976 г., т. е. от X съезда КПК до раз­грома «контрреволюционной» «банды четырех» во главе с Цзян Цин, ознаменовавшего собой конец «культурной революции».

Несмотря на достигнутый на X съезде компромисс между различными силами в КПК, обстановка в стране продолжала оставаться нестабильной. В начале 1974 г. по предложению Цзян Цин, Ван Хунвэня и их сторонников, одобренному Мао Цзэдуном, была развернута новая общенациональная политико-идеологическая кампания «критики Линь Бяо и Конфуция». Начало ей положили выступления в печати, направленные на развенчание конфуцианства и восхваление легизма — древнеки­тайского идейного течения, господствовавшего при императоре Цинь Шихуане — главе первой общекитайской деспотии (III в. до и. э.). Специфической чертой кампании, как и неко­торых предыдущих, явилось обращение к историческим анало­гиям, к аргументам из области китайской политической мысли в целях решения актуальных идеологических и политических проблем.

В январе 1975 г. после 10-летнего перерыва была созвана 1-я сессия ВСНП 4-го созыва, принявшая новую Конституцию КНР. Конституция представляла собой результат компромисса: с одной стороны, в нее были включены установки 1966—1969 гг. (в том числе и призывы «готовиться на случай войны»), с дру­гой — она закрепляла право членов «коммун» на приусадебные участки, признавала производственную бригаду (а не «комму­ну») основной хозрасчетной единицей, предусматривала необ­ходимость постепенного повышения материального п культур­ного уровня жизни народа, оплаты по труду.

Сессия ВСНП сформировала высшие государственные орга­ны власти КНР. В Постоянный комитет ВСНП вошли председа­тель — Чжу Дэ и 22 его заместителя, в большинстве своем старейшие кадровые работники (Дун Биу, Лю Бочэн, Не Жун-чжэнь, С юн Сянцянь, Сун Цинлин, Чэнь Юнь, Тань Чжэнь-линь). В то же время в состав правительства вошли и сторон­ники Цзян Цин (Кан Шэн, У Дэ). Высшие посты в армии так­же были распределены между представителями соперничавших группировок в китайском руководстве.

Вскоре после завершения работы сессии ВСНП выдвиженцы «культурной революции» предприняли очередную попытку уп­рочить свои позиции. С этой целью по инициативе Мао Цзэдуна на рубеже 1974—1975 гг. была развернута кампания под ло­зунгом борьбы «за изучение теории диктатуры пролетариата». Важной задачей этой кампании являлась борьба против тех представителей руководства КПК (Чжоу Эньлай, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин), которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональ­ных методов управления народным хозяйством.

В ходе новой политической кампании распределение по труду, право на приусадебные участки, товарно-денежные отно­шения объявлялись «буржуазным правом», которое необходи­мо «ограничивать», т. е. вводить уравниловку. Под прикрытием новой кампании на многих промышленных предприятиях и в «коммунах» ущемлялись экономические интересы трудящихся. о ряде случаев отменялись меры материального поощрения, практиковалась работа в сверхурочные часы, ликвидировались приусадебные участки. Все это вызывало массовое недовольство трудящихся, забастовки рабочих, волнения крестьян.

После тяжелой болезни в январе 1976 г. умер премьер 1оссовета КНР Чжоу Эньлай. В апреле того же года во время церемонии, посвященной его памяти, произошли массовые вы­ступления на главной площади Пекина — Тяньаньмэнь. Участ­ники выступлений осудили деятельность Цзян Цин и других членов Группы по делам культурной революции и потребовали их отстранения. Позднее, оценивая эти события, Дэн Сяопин указывал, что массовые выступления на площади Тяньаньмэнь, хотя и носили стихийный характер, все же представляли собой движение, которое твердо поддерживало партийное руководство и выступало против «четверки».

После этих событий прокатилась новая волна репрессий, Дэн Сяопин был снят со всех постов, премьером Госсовета КНР стал министр общественной безопасности Хуа Гофэн. В Китае развернулась новая политическая кампания «борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов куль­турной революции», острие которой было направлено против Дэн Сяопина и его сторонников. Начался новый тур борьбы с «лицами, облеченными властью и идущими по капиталистиче­скому пути». После выступлений на площади Тяньаньмэнь газета «Жэньминь жибао» писала: «Инцидент еще более убе­дительно доказал, что буржуазия находится как раз внутри самой Коммунистической партии. Если раньше некоторые люди не понимали, что идущие по капиталистическому пути — это как раз и есть внутрипартийная буржуазия, которая является главным объектом продолжения революции при диктатуре про­летариата, то контрреволюционный политический инцидент на площади Тяньаньмэнь заставил их осознать это».

9 сентября 1976 г. в Пекине на 83-м году жизни скончался Мао Цзэдун. Смерть Мао Цзэдуна и последующие события, свя­занные с арестом и устранением по инициативе маршала Е Цзяньина от власти «четверки» — Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, явились важным рубежом в ис­тории Китая. Они поставили точку на крупнейшей политиче­ской кампании в КНР, продолжавшейся 10 лет и принесшей столько горя и жертв китайскому народу,— «культурной рево­люции». Начался новый этап развития страны.

Читать дальше

Категория: Из современной истории Китая | Добавил: magnitt
Просмотров: 3348 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz