Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 11:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Архитектура и изобразительное искусство в Индии - 1
[ ] 20.06.2011, 22:16
АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Индийская архитектура также представляет со­бой уникальное явление, поскольку представлена синтезом многих цивилизаций и религий. За исклю­чением гражданской архитектуры, обнаруженной при раскопках Индской цивилизации (Мохенджо-даро и Хараппа), практически вся древняя и ран­няя средневековая архитектура представлена мо­лельными сооружениями: буддистскими ступами, вихарами, чайтьями и пещерными храмами, джай-нистскими и индуистскими пещерными и наземны­ми храмами. В позднем средневековье к ним добав­ляются дворцово-крепостные комплексы (индус­ские и мусульманские), мусульманская мечеть и мусульманский мавзолей-усыпальница. Новое вре­мя привносит в архитектуру христианскую церковь, дворцовые и мемориальные постройки в псевдоин­дийском стиле и самую разнообразную по стилис­тике гражданскую архитектуру, которая, сохраняя определенные местные особенности, срастается с гражданскими застройками Европы и Америки.
В Индии архитектура и изобразительное искус­ство, особенно до прихода европейцев, самым тес­ным образом связаны с правящими династиями (ис­ключение составляет лишь живопись, которая име­ет географическую привязанность). В этой связи представляется уместным дать краткую характери­стику архитектурно-скульптурным стилям, опира­ясь на хронологический порядок.
Индская цивилизация представлена развалина­ми многих городов, среди которых выделяются Мохенджодаро и Хараппа. Раскопки показали, что эти города возводились по четкому плану, имели пересекающиеся под прямым углом улицы, двух-трехэтажные дома, сложенные из обожженного кир­пича, и отлаженную систему водоснабжения и ка­нализации. Наряду с этим возводились довольно крупные общественные здания, помещения для хра­нения зерна. Портовые города располагали при­чальными и складскими сооружениями. Мохенджо­даро делился на верхний и нижний город. Очевид­но, в верхнем городе находились административ­ный центр и дома знати, а в нижнем городе жили земледельцы, торговцы и ремесленники.
При раскопках было найдено немало предметов хозяйственного обихода, расписная керамика, стеатитовые печати с изображениями людей и живот­ных, скульптуры из камня, бронзы и терракоты, отличающиеся большим мастерством.
Период правления династии Маурьев (320-185 гг. до н. э.) связан с расцветом будизма в Индии. От того времени до нас дошли восемь небольших пе­щер, в которых жили буддийские монахи, и разва­лины нескольких ступ (в Бхархуте и Бодх-Гае). Сту­па представляла собой полусферу с променадными галереями в один или несколько ярусов, окружен­ную оградой с четырьмя воротами (торана), тра­диционно ориентированными на 4 стороны света. Ворота сверху донизу покрыты барельефами, изоб­ражающими сценки из жизни Будды и его времени.
При императоре Ашоке началось строительство пещерных храмов, которые вырубались в скальных монолитах. Это строительство продолжалось око­ло тысячи лет и завершилось в 9 в. н. э. Для первого периода (3 в. до н. э. — 2 в. н. э.) пещерного строи­тельства характерны два основных типа построек: храм-молельня (чайтья) и общежитие монахов (ви-хара). Внутреннее убранство пещерных храмов дает некоторое представление о гражданском строитель­стве, которое в то время было преимущественно деревянным (и поэтому не сохранившимся).
К образцам малой архитектуры относятся мас­сивные колонны (стамбха), высеченные из одного моноблока желтого песчаника и отполированные до зеркального блеска. Колонны достигали 15-мет­ровой высоты и весили не менее 50 тонн. Колонны венчали львиные капители, одна из которых стала моделью для государственного герба Индии (ко­лонна в местечке Сарнатх).
К этому времени относится и наиболее древний стиль скульптуры из камня и терракоты (реже), ко­торую отличают реалистичность изображения и тщательность отделки материала. До нас дошли: изображение девушки с опахалом из ячьего хвоста, упомянутая львиная капитель, львиная колонна и некоторые другие.
Согласно древним трактатам по строительству города и деревни создавались по единому плану: улицы ориентировались по странам света и поэто­му пересекались под прямым углом. В центре горо­да возвышался дворец правителя, вокруг которого находились дома придворных. Далее селились пред­ставители других сословий. Жилые помещения в до­мах располагались вокруг или вдоль внутреннего дворика и не имели окон. Богатые дома и дворцы имели несколько внутренних дворов, вокруг кото­рых группировались здания с различными функци­ональными назначениями (зал для аудиенций, жен­ская половина, прогулочная галерея и т. п.). Китай­ский путешественник Фа Сянь писал о величии де­ревянного дворца Ашоки, что было подтверждено раскопками 1912 г. (предполагают, что в то время дерево было основным строительным материалом, который имелся в изобилии, чего нельзя было ска­зать о камне; с течением времени леса в долине Ган­га были вырублены, что сделало камень основным строительным материалом).
Период Кушанской империи ( 48-220 до н. э.) подразделяется на собственно Кушанский, или Матхурский стиль, и на Гандхарский стиль, ис­пытавший влияние греко-бактрийской архитек­турно-художественной школы. Матхурский стиль, продолжая традиции стиля Маурьев-Шун-гов, добился эстетической зрелости и совершен­ства в изображении человеческого тела. Скульп­тура отличается подлинным реализмом изобра­жения и мастерством деталировки. Особенно впе­чатляют изображения сидящего бога Солнца (Су-рьи), двухрукого бога Ганеша с головой слона, фигурка полубогини (якши), несущей поднос с водой, фигурка якши, говорящей с попугаем. Здесь впервые появились скульптурные изобра­жения Будды и бодхисаттв, ставшие потом кано­ническими, а также изображения Вишну и его пе­ревоплощений. Мастерство работы просматрива­ется и в скульптурах малых форм, выполненных из слоновой кости. Одна из таких статуэток най­дена при раскопках Помпеи. Гандхарский стиль иногда называют соединением пластических форм эллинизма с духовностью буддизма.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2076 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz