Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 12:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Архитектура и изобразительное искусство в Индии - 2
[ ] 20.06.2011, 22:17
Период династии Сатаваханов (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.) отличается монументальными работами, к которым прежде всего относятся ступы в Санчи и Амаравати, а также пещерные храмы. До наших дней среди архитектурных памятников сохрани­лись: барельефы в пещерном храме Б хаджа, на ко­торых изображены бог Солнца (Сурья), мчащийся в колеснице, и бог Индра, восседающий на слоне; ограда и арочные ворота ступы в Санчи, которая в окончательном виде имела 37 м в диаметре и воз­вышалась на 23 м (арочные ворота ступы считают­ся одним из шедевров древнеиндийской архитекту­ры); фасады храмов-молелен (чайтья) в местечках Карли (продолговатый трехнефный зал, закруглен­ный в торце апсидой, в которой стоит ступа), Бедса и Насик.
От этого времени сохранилась также настенная живопись (пещеры № 9 и 10 в комплексе пещерных храмов Аджанты), которую считают одной из са­мых древних в Индии. Пещерные храмы эпохи Са­таваханов стали образцом для подражания.
Особое место в южноиндийском стиле Сатава­ханов занимает школа Амаравати, доказавшая свое мастерство скульптурно-декоративным убранством ступы, отражающим сцены из жизни Будды и от­дельные эпизоды из джатак.
Период династии Гуптов (320-510) отличается прежде всего тем, что была доведена до совершен­ства скульптурная иконография Будды (как сидя­щего, так и стоящего) с различным положением рук (мудра), которая стала классическим образцом для подражания во всей Восточной Азии. Кроме этого, эпоха Гуптов дала непревзойденные образцы скуль­птурных изображений богов индуистского пантео­на, особенно Вишну и его перевоплощений (аватар).
Гуптский стиль отличается также оригинальны­ми храмовыми постройками, которые встречаются во многих городах и селениях.
Большого мастерства добились мастера этого периода в работах по металлу. До нас дошли брон­зовые статуэтки Будды и Брахмы с четырьмя го­ловами и двумя руками (повторение скульптуры Будды из камня в храме Деогарх), Джины (Маха-виры) с прислужниками, опахальщика с ячьим хво­стом. Вершиной творчества является большая скульптура Будды из бронзы высотой 225 см и ве­сом около тонны (сейчас находится в Бирмингем­ском музее) и скульптура Вишну с персонифици­рованной чакрой (метательное оружие Вишну), которая находится в Берлинском музее индийско­го искусства.
Впечатляют и работы малых форм, выполнен­ные из слоновой кости: медитирующий Будда в ок­ружении демонов-якшасов, Будда-Локешвара с пре­красной проработкой мелких деталей (обе вещи находятся в Музее принца Уэльского в Бомбее).
Сохранилось и несколько образцов живописи, среди которых наиболее ценным является настен­ный рисунок танцоров из пещеры Багх.
Период династии Вакатаков (275-550) знамена­телен созданием совершенных по форме скульптур в пещерах Эллоры (в Декане, близ г. Аурангабад) и Элефанты (на одноименном острове близ г. Бом­бей) и фресок в пещерах Аджанты (там же, где и Эллора).
Пещерные храмы создавались в виде апсидаль-ных молелен с длинными рядами колонн в боко­вых пределах и залах и ступой в конце апсиды. Все детали храмов сделаны и отделаны с большим мас­терством, что особенно заметно на фасаде пещеры № 19. Скульптура в Аджанте посвящена Будде и буддийским мотивам, а скульптура в Эллоре изоб­ражает главным образом индуистских богов. Сре­ди скульптур особенно выделяются «Богиня рек Ганга» (пещера № 16 Аджанты), танцующий Шива (пещера № 6 Эллоры), «Трехликий Шива» (в Эле-фанте), «Равана, сотрясающий гору Кайлаша» (храм Кайлаша в Эллоре).
Однако настенная живопись Аджанты по мас­терству, несомненно, превосходит скульптуры. Пе­щеры Аджанта являются превосходной картинной галереей, отображающей эпизоды Джатак и другие эпизоды буддийской литературы. Многофигурные живописные изображения, батальные и жанровые сценки как бы демонстрируют панораму обществен­ной жизни того времени (фрески Аджанты созда­вались в период между 2 в. до н. э. и 7 в. н. э.). Сре­ди множества фресок особенным мастерством от­личаются такие, как «Принцесса в саду» и «Цар­ская чета в гареме» (пещера № 17), «Принцесса за туалетом» (там же), «Бодхисаттва Падмапани» и «Возлюбленные» (пещера № 1), «Ханса Джатака» (пещера № 2). Сюжетная живопись органически сочетается здесь с декоративной, в которой преоб­ладают мотивы растительного и животного мира.
Период династии Паллавов (325-897) на началь­ном этапе связан со строительством по инициативе Махендравармы I многочисленных пещерных хра­мов, что положило начало стилю Махендравармы, который отличали массивные трехступенчатые ко­лонны (квадратные у основания и у капителия и восьмиугольные в середине). Декоративные окна (куду) имели в середине изображения человеской головы, как бы выглядывающей из окна. Особен­ность стиля составляли также массивные фигуры хранителей входа в храм (дварапала). При преем­никах Махандравармы стиль развивался в сторону уменьшения массивности форм.
К концу 7 в. пещерные храмы начинают сменять более стройные наземные постройки из камня, ко­торые складывались из хорошо отесанных и при­гнанных друг к другу блоков. На высоком цоколе ставились близко друг к другу приземистые массив­ные колонны, на которые клались каменные плиты перекрытий. В этот период встречаются храмы раз­личных форм: круглые в плане, прямоугольные с апсидальным концом, повторяющие формы буд­дийской молельни (чайтьи), квадратные в плане с плоским перекрытием. Центральную часть храма составляет выполненное в форме куба святилище (гарбхагриха). Со временем храмы увеличиваются в размере, плоское перекрытие заменяет башенная надстройка (шикхара). Такой храм в литературе получил наименование «вимана». Уменьшаются размеры скульптур. Появляются растущие вверх надвратные башни (гопуры), а также изображения различных ипостасей Шивы.
Вершиной творчества Паллавов является храмо­вый комплекс в Махабалипураме (близ г. Мадрас), где особенно выделяются восемь монолитных хра­мов-колесниц (ратха), береговой храм и барельеф «Ниспадение Ганга», положивший начало поздней иконографии богов индуистского пантеона, а так­же город множества храмов — Канчипурам.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2227 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz