Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 12:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Архитектура и изобразительное искусство в Индии - 3
[ ] 20.06.2011, 22:18
Особенность металлической скульптуры состав­ляют изображения с вытянутыми лицами и широ­кими носами, с узкой талией и широкими плечами.
Период династии Пандья (590-920) характерен совершенствованием внутреннего убранства пещер­ных храмов. В изображении богов и других персо­нажей, а также формой колонн напоминает паллавский стиль. Достоянием этого периода является тщательная проработка деталей в изображениях Брахмы, Вишну, Шивы, Парвати, Ганеша и Сканды (сейчас изображения покрыты толстым слоем поздних наслоений). Особого внимания заслужива­ет восьмирукое изображение Шивы в облике «царя танцев» (Натараджа), а также пещерный храм Шивы, напоминающий храм Кайлаша в Эллоре.
В музеях Индии находятся отдельные превосход­ные образцы бронзовой скульптуры, среди которых выделяются изображения Вишну, Шивы-Натарад-жа, а также парное изображение Шивы и его жены Дурги
Период династии Чалукьев (Западные — 543-755, Восточные — 624-1061) наиболее отчетливо проявил­ся в убранстве и отделке пещерных и наземных хра­мов, среди которых следует упомянуть пещерные храмы в Бадами с монументальной скульптурой Вишну, восседающего на свернувшейся в кольца змее, храм богини Дурги в Айхоле с изображениями Нарасинха (одно из перевоплощений Вишну).
Большое впечатление производят своими разме­рами и детальной проработкой материала скульп­турные изображения богов индуистского пантеона, к которым относятся «Вишну, возлежащий на змее Шеше» («Шешасайи Вишну»), парное изображение Шивы и его жены («Харигаури»). Отличительны­ми чертами фигур являются сильно удлиненные лица. Во времена поздних Западных Чалукьев осо­бое место занимает храм Вирупакша, где в скульп­турной форме изображаются сцены из «Махабха-раты», «Рамаяны» и «Пуран»: «Пахтанье океана» («Самудраматхана») и «Ниспадение Ганга». Пери­од Восточных Чалукьев характерен гигантскими храмами близ Безвады с огромными статуями сло­нов и хранителями дверей (дварапалами), храмом в Биккаволу с многочисленными изображениями крокодилоподобного чудовища Макары. Сами хра­мы привлекают изяществом виманы (центральной части южноиндийского храма), высотой башен пи­рамидальной формы (шикхара).
Мастера этого периода добились мастерства с выполнении скульптур животных, например, пав­лина-возчика бога войны Сканды, гуся-возчика бога Брахмы.
Мастера поздней чалукской школы причастны к строительству храмового комплекса на горе Абу.
Период династии Раштракутов (750-973) отме­чен прежде всего строительством знаменитого храма Кайлаша в комплексе пещерных храмов Эллоры. По выверенности пропорций колонн и других сооружений, по тщательности отделки ма­териала, по красоте декоративных элементов этот храм не имеет в Индии себе равных. Особенно впечатляют горельефы «Лакшми среди лотосов»,  «Равана, сотрясающий гору Кайлаш», «Семь ма­терей», иллюстративные барельефы к «Махабха-рате», «Рамаяне» и «Вишнупуране». Скульптура здесь дополняется плафонно-потолочными фрес­ками высокого мастерства (изображение слона в храме Кайлаша).
Этот период также известен своими работами в бронзе: бронзовая лампа из Джогимарской пеще­ры (сейчас находится в Музее принца Уэльского в Бомбее), статуэтка Деви, или Якши (находится в Британском музее).
Период династии Пала (765-1175) был ориен­тирован на буддийскую мифологию. Отсутствие скальных пород стало причиной строительства храмов, монастырей и университетов из керами­ческих материалов, в результате чего практичеки все постройки не сохранились. Часть уцелевшей каменной скульптуры находится в Даккском му­зее (Бангладеш), часть — в Национальном музее (г. Дели) — скульптурное изображение Авалоки-тешвары Падмапани из Наланды, часть — в раз­ных музеях ш. Западная Бенгалия.
Этот период весьма известен своими работами в бронзе. Сохранились превосходные образцы, дати­руемые 8 в. Многие из них находятся в ведущих му­зеях Индии и мира: Шива-Локешвара—в Ашутошском музее (г. Калькутта), бог Солнца (Сурья) из Наланды — в Даккском музее, «Рождение Будды» — в Национальном музее, парное изобра­жение Шивы и его жены — в Бостонском музее.
К этому периоду принадлежат и первые мануск­рипты с живописными иллюстрациями, написанные на пальмовых листьях, — прообраз будущих мини­атюр.
Период династии Пратихаров (805-1036), создав­ший архитектурно-декоративный стиль Централь­ной и Западной Индии, оказал влияние на всю Се­верную Индию до Бихара. До нас дошли превос­ходные образцы скульптуры: «Бракосочетание Шивы» (находится в Национальном музее), не­сколько фигур перевоплощения Вишну, изображе­ния двенадцати полубожеств Адитьев и одиннад­цать фигур полубожеств Рудров, фриз «Шива на быке Нанди» (сейчас находится в музее Аткинса, США), танцующие матери-матри (в Джайпурском музее) и др. Особенным мастерством впечатляют фигуры из местечка Абанери, шедевром среди ко­торых является изображение «Лесной нимфы» («Врикшака»).
Период династии Чола (846-1173) отличается следующими особенностями: 1) многоэтажными храмовыми башнями (храм Шивы в Танджоре име­ет 14-этажную башню высотой 64 м, чье колоколообразное завершение весит 8 тонн); 2) наличием скульптурных украшений по всей плоскости баш­ни; 3) высокими надвратными башнями (гопурами), которые иногда превышают основную башню; 4) системой сообщающихся дворов со своими храма­ми и павильонами (мандапа). Многие мандапы представляют собой многоколонные залы (число колонн может достигать до тысячи).
Мастера этого периода достигли совершенства в скульптуре больших и малых форм. Особым изя­ществом и тщательностью отделки отличаются скульптуры из бронзы, что касается в первую оче­редь изображений Шивы, его жены Парвати и их сына Сканды, которые можно увидеть во многих музеях Индии и мира.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 1966 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz