Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 13:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Архитектура и изобразительное искусство в Индии - 4
[ ] 20.06.2011, 22:19
Период династии Чанделов (950-1203) в архитек­турно-художественном плане наиболее ярко про­явился в храмовом комплексе Кхаджурахо, воздвиг­нутом в рекордно короткий срок (954-1050). Осо­бенностью этого стиля является свободное распо­ложение храмов, высоко поднятых над землей с по­мощью платформ-стереобатов. Из 80 храмов сохра­нилось около 20 сооружений, самым величествен­ным из которых является храм Кандария Махадевы. Кроме него, впечатляют храмы Лакшмана, Деви Джагамби, Читрагупты и особенно храм, посвящен­ный воплощению Вишну в облик вепря с мастерс­ки исполненным его зооморфическим изображени­ем. Кроме индуистских храмов, здесь имеются буд­дийские и джайнистские храмы. Пластическое мас­терство этого стиля доведено до совершенства. Ос­новная тема горельефов — человек во многих его ипостасях. Храмы обильно украшены скульптурны­ми изображениями. Только храм Кандария Маха-девы насчитывает около 900 горельефов, часть из которых имеет эротическое содержание, что, впро­чем, касается и других храмов.
Чандельский стиль входит составной частью в так называемую Бунделкхандскую архитектурную школу, которая достигла расцвета в 10-11 вв. Веду­щей и наиболее типической постройкой школы яв­ляется храм Кандария Махадео, который состоит из святилища (гарбхагрихи), молельного зала (ман­дапа) и декоративного крыльца-портика (ардхаман-дапа), представляющих собой единое целое. Над каждым из этих сооружений возведена своя башня (шикхара) Внешне храм напоминает возникший из земли термитник. Особенностью этой школы явля­ется размещение большого количества скульптур­ных изображений как внутри храма, так и на на­ружных стенах, среди которых большим искусст­вом исполнения отличаются женские фигуры. Сле­дует отметить, что верхняя оконечность башен ряда храмов охватывается опоясывающим кольцом, что символизирует единство мужского и женского на­чала (лингам и йони).
Период династии Хойшалов (1100-1300) в архи­тектурно-декоративном плане особенно ярко про­явился в храмах Белура и Халебида (Южная Индия, район г. Майсор), которые имеют свои черты, отличающие их как от северных, так и от южных храмов. Храмы эти растянуты горизонтально, как бы стелясь по земле. Некоторые их них не имеют башен. Они покрыты тончайшим по исполнению декором с безукоризненной резьбой по камню. Сюда надо добавить барельефную роспись стерео­батов и тщательную полировку колонн и скульп­тур («Девушка, смотрящаяся в зеркало», «Танцую­щий Ганеша» и особенно гигантская фигура «Си­дящего Ганеши»).
От этого периода до нас дошли и отдельные ма­стерски выполненные произведения миниатюрной живописи.
В средние века династические архитектурно-ху­дожественные стили начиняют сменять стили, име­ющие географическую привязку, что объясняется сильной феодальной раздробленностью Индии, при которой частая смена правителей и династий не позволяла выделить отчетливо какой-нибудь дина­стический стиль.
Восточно-Гангский стиль (750-1250) добился больших успехов в строительстве храмов и их де­коративной отделке. Одним из высших достижений этого стиля являются храм Лингараджа в г. Бхубанешвар (ш.Орисса) и храм Солнца (Сурья Мандир) в г. Пури (тот же штат), где тщательность отделки как гигантских, так и миниатюрных скульптур не уступают, а в чем-то и превосходит декорум хра­мов Кхаджурахо. Совершенные образцы скульптур можно увидеть и в других храмах.
Известен этот стиль и своей бронзовой скульпту­рой, некоторые образцы которой (например, статуя Вишну) демонстрируются в Национальном музее.
В некоторых храмах обнаружены также разроз­ненные образцы фресковой живописи.
Орисская архитектурная школа является частью Восточно-Гангского стиля. Наибольшего расцвета она достигла в 10-13 вв. Основные ее сооружения находятся в районе Бхубанешвара и Пури: храмы Лингараджа, Джаганнатха и храм Солнца. Отли­чительной чертой храмов является их четырехзаль-ность: зал подношений (бхог мандир), зал ритуаль­ного танца {наша мандир), молельный зал (джаг-мохан) и святилище (деул). Каждый зал имеет свои башни. Центральная и самая высокая башня воз­вышается над главный храмом. Храмовые залы опираются на четыре пилястры. Башня с закругле­ниями и изогнутыми формами завершается массив­ным диском (амалака) и шпилем (калаша). На тер­ритории главного храма возводился ряд вспомога­тельных храмов, повторяющих архитектуру глав­ного. В свое время башня храма Солнца была од­ной из самых высоких (66 м) и красивых.
Гуджаратский стиль (13 в.) иногда называют стилем поздних Чалукьев. Он известен своим храмовым комплексом Дилвара, находящимся на горе Абу и в местечке Палитана. Отличительной особенностью этих храмов является мрамор как строительный материал, который внутри храма инкрустирован драгоценными и полудрагоценны­ми камнями. Храмы стоят на высоких стереоба­тах и состоят из двух залов: главного храма (гарбхагриха) и молельного зала (мандапа). Здесь нет декоративного крыльца-портика (ардхамандапа). Главная башня имеет много вспомогательных башенок. Потолкам в залах придан вид куполов, поддерживаемых консолями, что, вероятно, мо­жет объясняться влиянием мусульманской архи­тектуры. Искусная резьба по камню, отточенная деталировка мельчайших объектов, богатство фантазии при разработке сюжетов, совершенство скульптурной отделки фризов и плафонов дела­ют храмы этого стиля одним из шедевров индий­ского зодчества. Гора Абу становится одним из центров национального и международного туриз­ма и паломничества.
Следует отметить, что этот стиль иногда назы­вают Раджастханско-Гуджаратским.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 1707 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz