Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 11:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Архитектура и изобразительное искусство в Индии - 5
[ ] 20.06.2011, 22:20
Виджаянагарский стиль (1335-1600) отличается огромными надвратными башнями (гопурами), а также многоэтажным главным храмом (вимана) и просторными дворами. Большое внимание уделя­лось монолитной скульптуре (статуи Ганеша и На­расинха в столице империи Хампи) и многоколон­ным павильонам (кальянмандапа).
Еще одну специфику стиля составляет тщатель­ность проработки деталей скульптур, особенно из слоновой кости.
Надвратные башни и главный храм украшались цветными скульптурами, расположенными по всей плоскости башен (до 30 тыс. скульптур на одном сооружении).
Стиль представлен весьма искусной фресковой живописью («Охота на вепря» в храме Лепакши, «Вишну, возлежащий на змие Шеше» в одном из дворцов и др.).
Наряду с храмовыми до нас дошли и отдельные дворцовые постройки.
Мусульманский стиль (13-19 вв) можно подраз­делить на два периода. Во время первого из них разрушались индусские храмы и святыни, на ме­сте которых с использованием материала унич­тоженных построек возводились мусульманские мечети и медресе (комплекс Кутуб-минара в г. Дели, мечеть Бабри, построенная на месте рож­дения богочеловека Рамы). Второй период свя­зан со строительством мусульманских святынь на свободных местах. Поскольку правитель каждой династии хотел увековечить себя и свои деяния, каждый из них стремился построить и крепость-дворец, и собственную усыпальницу, и мечеть.
Отсюда возникло много подстилей, связанных с той или иной династией.
Мамлюкский стиль (1206-1290) представлен Ку-туб-минаром и гробницей султана Гхари в г.Дели. Кутуб-минар (1199-1232-1370) является самым ста­рым и самым высоким минаретом в Индии (около 73 м). Он представляет собой стройное сооружение, состоящее из пяти ярусов, каждый из которых на­чинается с кругового променада вокруг башни. Первые три яруса построены из красного песчани­ка, а последние два облицованы мраморными пла­стинами. На самый верх ведут 379 ступений. Пер­вые два этажа покрыты орнаментированными из­речениями из Корана.
Кхилджийский стиль (1290-1321) оставил после себя только одни городские ворота Алаи Дарваза (близ Кутуб-минара), особенность которых составля­ют вставки из белого мрамора в красный песчаник.
Туглакский стиль (1321-1414) отмечен строитель-ством мощных городов-крепостей Туглакабад и Фирозабад (он же Фироз-шах Котла) в г. Дели, а также многогранником мавзолея Гхияс-уд-дина Туглака с инкрустацией белого мрамора по крас­ному песчанику.
Саидский стиль (1414-1444) представлен только гробницей Мубарака-шаха Сайда в г. Дели.
Лодийский стиль (1451 -1526) известен прежде все­го комплексом усыпальниц представителей шах­ской династии (теперь Лоди-парк в г. Дели), Стек­лянным куполом {Шиш гумбаз) и Жемчужной ме­четью (Моти ки масджид).
Могольский стиль (1526-1707) представляет со­бой целую эпоху в мусульманском зодчестве Ин­дии, оставившим после себя целую вереницу шедев­ров, различающихся по строительному материалу (песчаник и мрамор), по архитектурному замыслу и исполнению, по богатству внутреннего декора, по масштабности и целому ряду других особенностей. Все они подразделяются на три категории: кре­пость-дворец или город-крепость, мавзолей-гроб­ница и мечеть.
К крепостям-дворцам относятся Красный форт в г. Дели, Агринский форт (построены из красного песчаника), Голкондская крепость (встроенная в скальный утес), Старая крепость, или Джаханпанах (в г. Дели). Все они отличаются массивными кре­постными стенами, обнесенными рвами. Внутри крепости размещаются императорские покои, залы общих и частных аудиенций, мечети, гарем, а так­же функциональные постройки: складские помеще­ния, водоемы и бани. Среди городов-крепостей нуж­но в первую очередь выделить Фатехпур-Сикри, кратковременную столицу императора Акбара, в которой он попытался создать смешанный индус-ско-мусульманский стиль (павильон Панч-махал, гробница мусульманского святого Селима Чишти).
Мавзолеи-гробницы помещались в прямоуголь­ный могольский сад-парк с четырьмя входами, ори­ентированными на страны света. Гробницу окру­жали водоемы, прогулочные дорожки, места для созерцания усыпальницы. Среди них, бесспорно, ведущее место занимает Тадж Махал, усыпальни­ца императора Шахджахана и его любимой жены Мумтаз Махал. Построенный из белого мрамора на берегу реки Джамна мавзолей поражает своими пропорциями, архитектурным решением и пышно­стью внутреннего декора, где стены и перегородки из белого мрамора были обильно инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями (дра­гоценные камни были похищены во время штурма Агры англичанами в 1857 г.). Среди других гроб­ниц следует отметить мавзолеи императоров Хума-юна в г. Дели и Акбара в Сикандре, усыпальницы Кутуб-шахов в Голконде, мавзолей Гол Гумбаз (пе­рекрыт одним из самых больших куполов в мире) в г. Биджапур и некоторые другие.
Среди множества совершенных по архитектуре мечетей особое место занимает Соборная мечеть в г. Дели, построенная Шахджаханом из красного песчаника. Минареты, увенчанные беломраморны­ми луковичными куполами, имеют врезки из чер­ного мрамора. Главный фасад отличает высокий портал с боковыми стрельчатыми арками. Молель­ный двор вмещает до 20 тыс. человек.
Могольская миниатюрная живопись, сохраняя определенное влияние персидкой школы, развива­ется в самостоятельный индийский стиль, сочета­ющий иллюстрации к «житиям» падишахов с само­стоятельными сюжетами, о чем более подробно бу­дет рассказано ниже.
В местах, избежавших мусульманских завоева­ний, где правили индусские раджи, продолжали су­ществовать местные архитектурно-художественные стили, из них некоторые были подвержены влия­нию мусульманского стиля. Прежде всего это каса­ется Раджастхана, где возводились оригинальные дворцовые комплексы: тысячекомнатный дворец в Амере, величественная крепость-дворец в Джодхпуре, стоящая на высоком холме, грандиозный дво­рец Бир Синха в Датии, дворцы правителей Удай-пура (прибрежные и озерные). Их отличала много-ярусность постройки, наличие декоротивного уб­ранства фасадов (беседки, балконы, променадные и смотровые площадки), соединительные галереи, связывающие различные части дворца.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 1698 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz