Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 13:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Архитектура и изобразительное искусство в Индии - 7
[ ] 20.06.2011, 22:22
Современная скульптура не существует неразрыв­но с архитектурой, что было характерным для ин­дийского искусства на протяжении нескольких де­сятков веков. Сегодня основными произведениями этого жанра являются выполненные в металле па­мятники выдающимся индийцам, среди которых ведущее место занимают памятники М. К. Ганди.
Другим направлением являются скульптурные изображения и композиции, выполненные в абст­рактной манере.
Индийские города украшает несколько памят­ников, сделанных отечественными скульпторами: два памятника В. И. Ленину (в гг. Калькутта и Дели) и памятник Л. Н. Толстому (в г. Дели).
История живописи подразделяется на три пери­ода: древний (фресковая живопись), средневековый (миниатюрная живопись) и современный, сочета­ющий фресковую и миниатюрную живопись со станковой.
Фресковая живопись является старейшим видом рисовального искусства в Индии. Самые ранние фрески, созданные во 2 в. до н. э., обнаружены в пещерных храмах Аджанты (чайтья №№ 9 и 10, ви-хара №№ 8, 10 и 12). Настенные росписи выполне­ны буддийскими монахами, жившими в пещерах Аджанты на протяжении веков. Вся живопись Ад­жанты посвящена мотивам буддийской мифологии и совершенна по своим художественным достоин­ствам. Фрески Аджанты—плод коллективного тру­да, выполненного под руководством мастера, ко­торый создавал композицию и рисовал основные детали. Была разработана особая техника подго­товки стены. На готовую стену черной краской на­носили основные контуры композиции, которые потом прокрашивались различными минеральны­ми и растительными красителями. Кроме фресок Аджанты сохранились в различном состоянии фрес­ки в Багхе (Малва), Бадами (Декан; где появились самые ранние брахманистские фрески, относящие­ся к 6 в. н. э.), Эллоре (будддийские, джайнистские и брахманистские фрески, 6-9 вв. н. э.), Саттанава-сале (Южный Декан; 9 в. н. э.).
Фресковая живопись достигла расцвета в Поль­ский период (850-1150), что особенно ярко прояв­ляется в росписи стен величественного храма в Тан-джоре (фрески из жизни Шивы, выполненные в красной охре). Фрески нашей эры могут быть под­разделены на следующие периоды: Чалукский (Бадами; 6 в. н. э.), Паллавский (Панамалат; 7 в.), Пан-дьяский (Ситтанавасала; 9 в.), Чольский (Танджор; 12 в.), Виджаянагарский (Лепакши; 16 в.).
Миниатюрная живопись, как известно, представ­ляет собой вид средневекового «альбомного» рисун­ка, датой рождения которого считается 16 в. н. э. Од­нако ранние образцы миниатюры восходят к перио­ду правления Харши (7 в. н. э.) и даже Ашоки (3 в. до н. э.). Рисунки создавались на холсте, натянутом меж­ду двух бамбуковых палочек, на деревянных панелях и пальмовых листьях (бумага в Индии стала извест­на около 12 в. н. э.). До нас не дошли образцы живо­писи, созданной ранее 11-12 вв. Наиболее древними, дошедшими до нас, являются иллюстрации к буддий­ским манускриптам из Бенгалии и Бихара (на паль­мовом листе длиной 54 см помещалась миниатюра размером 8x6 см). Другие сохранившиеся миниатю­ры на пальмовых листьях были созданы в Западной Индиив 12-14вв. Начинаяс 15 в. манускрипты стали создаваться на бумаге. Оптимальными считались манускриптные листы размеров 30x10 см, что позволя­ло оставлять место для иллюстраций, которые не без влияния мусульман становились все более декоратив­ными, представляя собой орнамент. Домогольская миниатюра в основном следовала канонам фреско­вой живописи. Могольская миниатюрная живопись начиналась с персидской миниатюры (главным об­разом стиль туркоман из Шираза), которая впервые появилась в Малве, а затем и в Меваре (ш. Раджа­стхан). Персидская миниатюра процветала в 15-16 вв. Она была популярна при дворе импертора Акбара. Однако постепенно начал создаваться собственно могольский стиль. В 16-17 вв. развивалась Деканская школа. С 17 в. начинается расцвет Раджпутской (раджастханской) школы. В 18 в. появился Раджастханско-могольский стиль (г. Биканер). Дальнейшим эта­пом развития раджастханской школы явилась Пахар­ская школа, т. е. школа горских районов, первые жи­вописные произведения которой появились к концу 17 в. Школа Пахари имела множество стилей, сре­ди которых старейшим является стиль Басоли (до середины 18 в.). Могольские художники, бежавшие в горные районы, спасаясь от нашествия Надир Шаха (1739), начали создавать свой стиль — гулер-ский. Между 1770 и 1823 гг. наивысшего расцвета достиг ведущий стиль могольской миниатюры — стиль Кангра.
Домогольская миниатюра (11-16 вв. н. э.) объе­диняет несколько живописных школ, стилей и на­правлений, среди которых ведущими являются:
1. Пальский стиль (765-1175) — это стиль буд­дийского искусства, проявившийся в живописи в виде иллюстраций к манускриптам (миниатюры размером 8x6 см, нарисованные на пальмовых лис­тьях размером 56x6 см). Среди сохранившихся ил­люстрированных манускриптов самые ранние да­тируются 11 в.: манускрипт «Совершенство разу­ма» («Праджнапарамита»), созданный в Наланде в последней четверти 11 в.
2. Кашмирский стиль также является стилем буд­дийского искусства, манускрипты которого напи­саны главным образом на бересте. Миниатюры писали также на деревянных окладах. По стилю изображения миниатюры сходны с изображениями из бронзы и камня. Сохранились три таких оклада.
3. Западно-Индийский стиль (10-13 вв.) был гео­графически сконцентрирован в Гуджарате, Раджа­стхане и Малве. Он сохранил традиционный раз­мер миниатюры (8x6 см), самые ранние из которых относятся к первой половине 12 в.
Самая ранняя миниатюра на бумаге (калпасутра) создана в 1370 г. Размер бумажной миниатюры увеличился, составив 30x10 см. Выросло и качество изображения и тщательность его прорисовки.
В 15 в. основным центром домогольской мини­атюры становится Малва со столице в Манду. С 16 в. этот центр перемещается в Мевар, положив начало меварскому (раджпутскому) стилю.
4. Орисский стиль появляется в 16 в. Здесь тра­диция создания миниатюр на пальмовых листьях сохранилась до 19 в.
Следует отметить, что все надписи на миниатю­рах домогольского периода выполнены шрифтом деванагари.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2083 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz