Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 13:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Архитектура и изобразительное искусство в Индии - 8
[ ] 20.06.2011, 22:23
Могольская миниатюра (16-19 вв.) — общее на­звание живописной школы, существовавшей при дворах могольских императоров. Создавалась под влиянием персидской и раджастханской школ. Могольская миниатюра иллюстрировала главным образом жизнь и деятельность императоров и их наместников. Наиболее значительные произведения были созданы в 16-17 вв. при дворах Акбара, Джа-хангира и Шахджахана. Характерной особеннос­тью этой миниатюры является создание нескольких вертикальных планов, расположенных один над другим без соблюдения, а иногда и с нарушением перспективы. Вместе с этим размываются канони­ческие размеры домогольской миниатюры (30x10 см). Отдельные образцы достигают крупных раз­меров (67x51 см). С другой стороны, происходит уменьшение размеров до размера миниатюры на пальмовых листьях (8x6 см). К лучшим произведе­ниям могольской литературы относятся: «Книга войн» («Размнама»), представляющая собой пере­вод на персидский язык «Махабхараты» (1589) с 169 полностраничными иллюстрациями; «Бахаристан» (1595) с шестью миниатюрами и орнаментирован­ными полями; «Бабарнама» (1595) с 68 миниатюра­ми (одна из копий находится в Московском музее восточных культур — коллекция Петра Щукина); «Акбарнама» (1600) с 117 иллюстрациями.
В более поздней могольской провинциальной школе много внимания начали уделять портретной живописи.
Пеканская миниатюра (16-18 вв.) — общее на­звание живописной школы, наиболее ярко про­явившей себя в городах Ахмеднагаре, Биджапуре и Голконде. Первоначально деканская миниатю­ра находилась под влиянием могольской школы, но затем развилась в самостоятельную школу. К наиболее известным миниатюрам этой школы при­надлежит собрание миниатюр «Рагамала», или «Венок раг» (16 в.), написанных по мотивам музы­кальных par. Биджапурский стиль представлен богато иллюстрированной энциклопедией «Нузум ал-Улум (1570), насчитывающей 876 миниатюр. Голкондский стиль характеризует «Диван» Хафи-за (1643), альбом из пяти высокохудожественных миниатюр, полностью свободных от влияния мо­гольской школы.
Отличительной чертой деканской школы стала портретная живопись: «Портрет Ибрагима II Адил Шаха Биджапурского» (1615), «Поэт в саду» (1605-1615), «Портрет придворного» (1615).
Раджастханская миниатюра (17-19 вв.) также объединяет несколько стилей: стиль Мевара, стиль Бунди, стиль Малва, стиль Биканера, стиль Кишан-гарха. Раджастханская школа имеет три жанровых направления: изображение бога Кришны и его дея­ний (под влиянием движения бхакти); изображения правителей и их жен (или возлюбленных); жанро­вые сцены. Основу сюжетов составляли сюжеты «Рагамала». Все надписи к миниатюрам делались шрифтом деванагари. Литературную основу шко­лы составляли: санскритская любовная поэма «Пятьдесят куплетов жулика» («Чаурапанчашика»), поэма о Кришне «Песнь пастуха» («Гита Говинда») и популярная баллада Севрной Индии «Игривые стансы» («Лаур Чханда»). Таким образом, раджас­тханская школа представляла чисто индуистскую школу.
Одним из достижений меварского стиля стало шестикнижье «Ратные подвиги» («Йюддха канда»), написанное по мотивам «Рамаяны» (1652). Стиль Бунди наиболее ярко проявился в иллюстрациях к «Бхагавата пурана» (1640). Он один из первых со­здал изображения обнаженной женской натуры. Стиль Малва представлен сюжетами из «Рагама-лы». Стили Биканера и Кишангарха характерны различными миниатюрами на темы Кришны.
Пахарская миниатюра (17-19 вв.) знаменует со­бой расцвет индийской миниатюры. Объединяла несколько стилей (школ), самым ранним из кото­рых был стиль Басоли, а самым поздним — стиль Кангра. Основу сюжетов составляла вишнуитско-кришнаитская литература. В стиле Басоли особен­но выделяются миниатюры на тему поэмы 15 в. «Ра-саманджари», содержащей легкий налет эротики. В 18 в. начинает возвышаться стиль Гулера, в кото­ром, кроме изображений Кришны, начали появ­ляться изображения правителей, в чем сказывалось влияние могольской школы. С 1770 по 1824 гг. на­блюдался расцвет стиля Кангра, создавшего пол­ную палитру миниатюр на тему шести par, их трид­цати жен (рагини) и сорока восьми сыновей (пут-ра). Малофигурные композиции, самая тщательная проработка и прорисовка деталей, выполненный в манере близкой к реализму местный пейзаж в раз­ное время года ставят стиль Кангра на вершину ми­ниатюрной живописи Индии.
Раджастханско-пахарская школа миниатюры дала немало миниатюр откровенно эротического содержания.
Современная живопись представляет собой син­тез традиционных индийских школ и живописных европейских школ.
Фресковая живопись на разные сюжеты (индий­ские и европейские) стала достоянием архитектур­но-декоративного стиля и широко используется для внутреннего декора зданий правительственных и учебных заведений, деловых и торговых центров, гостиниц. Она в целом весьма профессиональна, но здесь практически нет произведений, заслуживаю­щих пристального внимания.
Миниатюра продолжает развиваться в виде красочных лубочных изображений богов индуис­тского пантеона или сцен на сюжеты классичес­ких произведений, особенно «Махабхараты» и «Рамаяны» (плакаты, календари, настольные и на­стенные картинки в рамках). Они отличаются не­замысловатой композицией, но весьма тщательной прорисовкой деталей. Лубочные картины пользу­ются большой популярностью (особенно в сельс­кой местности).
Станковая живопись в Индии прошла весьма сложный путь развития: от подражания западноев­ропейскому классицизму (Рави Варма, 1848-1906) до самого современного модерна и авангарда.
На рубеже 19-20 вв. группа художников во главе с А. (Обониндранатх) Тагором (1871 -1951) положи­ла начало новому движению, получившему назва­ние «Бенгальское Возрождение». Движение стави­ло целью возрождение старых классических тради­ций и создание на их базе нового индийского ис­кусства, способного выражать национальные иде­алы. Движение, несомненно, пробудило интерес к древней культуре, что особенно стало заметным после обретения Индией независимости.
«Бенгальское Возрождение» сыграло заметную роль в появлении в Индии целой плеяды художни­ков, среди которых одно из первых мест занимает Р. Тагор (1861-1941), который пытался соединить живопись с музыкой и смело экспериментировал с различными стилями: натурализмом, абстракцио­низмом и импрессионизмом.
К заметным индийским художникам следует от­нести и Гогендранатха Тагора (1867-1938), старше­го брата А. Тагора, который считается одним из основоположников современной живописи. Рабо­тал в самых разных стилях и жанрах: от реалистич­ной пейзажной живописи до кубизма и футуризма. Написал известный портрет Р. Тагора. Ему посвя­щен отдельный зал в Музее современного искусст­ва в г. Дели.
К основоположникам современной живописи следует отнести и Джамини Роя (1887-1972), кото­рый пытался соединить красочность и динамизм народного лубка с канонами европейской живопи­си (так называемый «неопримитивизм»).
Особое место среди современных художников занимает Амрита Шер Гил (1913-1941), которая стремилась соединить европейскую технику живо­писи с индийским видением жизни. В ее творчестве можно отметить два периода. В первом она пыта­лась перенести на индийскую действительность сезанно-гогеновский стиль («Мать Индия», «Девоч­ка-невеста»). Второй связан с изучением фресок Аджанты. что вылилось в создание таких произве­дений, как «Сказочник», «Индийский мальчик». «Туалет невесты»). Работы второго периода стали отправным пунктом для большинства художников современной Индии.
В крупных городах Индии существует множество картинных галерей, где непрерывно выставляются работы современных художников. Принимают ин­дийцы участие в различных международных выс­тавках, завоевывая там призы и награды. Однако следует согласиться с мнением о том. что индий­ское искусство не внесло заметного вклада в разви­тие европейского искусства, равно как и европей­ское искусство не оставило глубоких следов в Ин­дии.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2525 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz