Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 12:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Кино в Индии
[ ] 19.06.2011, 13:49
КИНО
Индийское кино представляет собой уникальное явление, не имеющее аналогов в мировом кинема­тографе. Во-первых, оно самодостаточно, посколь­ку все индийские кинотеатры практически всегда переполнены. Индийского зрителя мало волнует успех того или иного фильма на международной арене. Часто такой фильм-лауреат по кассовым сбо­рам уступает многим менее талантливым фильмам. За сто лет своего существования, а первый кинопо­каз состоялся в июле 1896 г., индийская киноиндус­трия произвела более 30 тыс. художественных филь­мов и несколько десятков тысяч фильмов докумен­тальных. В рекордном 1985 г. в Индии вышло 912 игровых фильмов. Во-вторых, индийское кино са­мобытно, хотя на нем, бесспорно, сказывалось и сказывается влияние иных кинематографических школ. Оно является естественным продолжением музыкально-танцевальной драмы театра парсов и театра урду, что требует специальной подготовки актеров, умеющих профессионально танцевать (а до появления певцов за кадром) и петь. В-третьих, оно всегда национально, поскольку действие лю­бого фильма всегда связано с Индией и ее народом. В-четвертых, оно многоязыко: фильмы выходят практически на всех основных языках страны и не­редко — сразу на нескольких. В-пятых, оно имеет свой особый упрощенный кинематографический язык (филмана бхаша), понятный сотням милли­онов неграмотных и малограмотных людей.
Как и все кинематографы мира, индийское кино прошло сложный и неоднозначный путь становле­ния и развития. Оно начиналось как немое импорт­ное кино, где до 1913 г. демонстрировались филь­мы, сделанные за пределами Индии, хотя и были отдельные попытки совместного производства (вы­пуск на экран фильма «Пундалик» о жизни маратхского святого в мае 1912 г.). В мае 1913 г. вышел первый чисто индийский игровой фильм «Раджа Харишчандра», снятый патриархом индийского кино Дхундираджем Говиндом Пхалке (он же — Дада Сахеб Пхалке). Фильм продолжительностью около 50 минут имел титры на английском языке и на языке хинди и состоял из четырех частей. В Каль­кутте первый игровой фильм вышел в 1917 г., а в Мадрасе — в 1919. Эти фильмы знаменовали собой начало и расцвет немого кино в Индии. До появле­ния в 1931 г. первого звукового индийского кино­фильма 85% кинофильмов, шедших на экранах Индии, были американскими. Это, однако, не оз­начало, что индийцы не могли делать фильмы меж­дународного звучания. В 1926 г. был создан фильм «Свет из Азии» о жизни Будды Шакьямуни, кото­рый с успехом прошел по всем крупным городам Европы.
С выходом на экраны первого звукового филь­ма «Красота мира» («Алам Ара»), озвученного сра­зу на урду и хинди, ситуация в индийском кинема­тографе изменилась коренным образом. В киноте­атры потоком хлынул неграмотный и полуграмот­ный зритель, что увеличило киноаудиторию в сот­ни раз. Появилось много новых кинокомпаний, создававших звуковые картины не только на урду и хинди, но и на многих региональных языках. Фильмы, отвечая запросам зрителя, имели много музыкально-танцевально-певческих номеров, коли­чество которых в одном фильме порой достигали сорока. В 1934 первый индийский фильм «Сита» (по мотивам «Рамаяны») был представлен на кинофес­тивале в Венеции.
В 1935 г. на экраны выходит фильм П. Баруа «Девдас» (в двух вариантах — на бенгали и на хин­ди, с разным актерским составом), один из первых фильмов нового социального кино, оказавший большое влияние на последующее развитие индий­ского кинематографа. «Девдас» — фильм о мужчи­не-неудачнике, не сумевшем выстроить свою жизнь и погубившем жизнь других, любивших его людей. Фильм был прохладно встречен критикой, но вос­торженно — зрителями. В 1955 г. появился римейк этого фильма, который снял один из ведущих ки­норежиссеров Индии Бимал Рой. После «Девдаса» на экраны индийского кино вышел целый ряд филь­мов социального протеста.
В 1939 г. индийское кино отметило своей сереб­ряный юбилей. За это время индийское кино заня­ло четвертое место в мире по производству филь­мов и восьмое место в стране по доходам. К тому времени в кинопромышленности было занято бо­лее 40 тыс. человек.
Вторая мировая война отрицательно сказалась на положении кинематографа. Основное внимание колониальные власти уделяли документальным фильмам, пропагандирующим боевые успехи анг­личан и союзников. Однако и в это время появился ряд очень хороших кинолент, одной из который был фильм «Судьба» («Кисмет»), снятый в 1943 г. режиссером Гьяном Мукерджи. Фильм побил все кассовые рекорды и не сходил с экранов Калькут­ты три года и восемь месяцев. Успех картины опре­делялся появлением на экране героя-преступника, а сам фильм отличался острым сюжетом и динамиз­мом действия. К тому же главную роль играл мо­лодой Ашок Кумар, ставший одним из идолов ин­дийского кино.
После обретения независмости начался новый этап развития индийского кинематографа, ставшего наци­ональным явлением. Центральные и региональные власти стали оказывать кинопроизводству финансо­вую и иную помощь. В 1954 г. была учреждена «Ме­даль президента» за лучший фильм года и Нацио­нальная кинопремия по целому ряду номинаций (луч­ший фильм, лучший режиссер и т. д.). В 1959 г. в г. Пуна был открыт Институт кинематографии (став­ший потом Институтом телевидения и кинематогра­фии). В 1960 г. была учреждена Национальная кор­порация по развитию киноискусства, перед которой была поставлена задача способствовать производству качественного кино. В 1961 г. была создана Корпора­ция финансирования фильмов, призванная оказывать помощь кинопродюсерам.
Развитие национального кинематографа пошло по двум путям: по пути создания идейно-художе­ственных фильмов, начало которому положили фильмы, снятые в 40-е годы при участии Ассоциа­ции прогрессивных писателей Индии и Индийской ассоциации народных театров (например, фильм К. А. Аббаса «Дети земли» — «Дхарти ке лал», вы­шедший на экраны в 1943), и по пути производства коммерческих развлекательных фильмов. Некото­рые исследователи предполагают, что фильмы пер­вой группы составляют не более 5% от всего кино­производства, но именно эти фильмы получают награды международных кинофестивалей.
50-е годы знаменательны появлением первой и самой знаменитой картины классика индийского кино, единственного индийца, удостоенного приза Американской академии киноискусства («Оскар») Сатьяджит Рея, создавшего в 1955 г. фильм «Песнь дороги» («Патхер панчалн»), получивший две пре­мии на Канском фестивале 1956 г.
Наряду с этой кинолентой внимания заслужива­ют и остросоциальные фильмы известных у нас Радж Капура «Бродяга» («Авара»; 1951), «Господин 420» («Шри 420»; 1955), Бимала Роя «Две меры зем­ли» («До бнгха замин»; 1953). Последний фильм пе­рекликается с картиной «Похитители велосипедов» Витторио де Сика, одного из зачинателей итальян­ского неореализма. Знакомство индийского зрите­ля с мировым киноискусством состоялось во время первого Международного кинофестиваля, прохо­дившего в Индии в 1951 г. (подобные фестивали регулярно проводятся в Индии; последний состо­ялся в 1999 г.; главный приз фестиваля — «Золотой павлин»).
Линию С. Рея в индийском кинематографе про­должили два других представителя бенгальской школы Мринал Сен и Ритвик Гхатак, создавшие в 70-80-х годах несколько высокохудожественных фильмов, описывающих мрачные и печальные сто­роны жизни индийского среднего класса, безработ­ных и малоимущих. К лучшим идейно-художествен­ным фильмам последнего десятилетия относятся фильмы двух режиссеров-женщин: Миры Наир, со­здавшей глубокий и трогательный фильм о детях бомбейского дна «Салют, Бомбей» («Салам Бомбай»; 1988), и Пуджи Бхатт, поставившей в 1997 г. фильм «Таманна», в котором она сыграла заглавную роль. Социальная мелодрама о судьбе женщины, стремя­щейся обрести себя и свой путь в стране, где еще живы предрассудки феодализма, о ее приемном отце, гермафродите от рождения и, следовательно, изгое общества, о нравственном контрасте между просты­ми людьми и чванливыми аритократами, вызвала са­мые широкие симпатии индийской публики. Оба фильма получили и международное признание.
Коммерческое развлекательное кино Индии по­строено по общему принципу создания «блокбастеров» с участием звезд первой величины. Индийский блокбастер к тому же обязательно содержит до де­сяти музыкально-танцевально-песенных номеров, в которых герой или героиня (или они оба) достаточ­но профессионально танцуют под музыку, а их пе­ние озвучивают (озвучивает) не менее известные за­кадровые певцы, слава которых не уступает славе киногероев. Так, закадровая певица Лата Мангеш­кар за почти 60-летнюю певческую карьеру спела около 25 тыс. песен на 14 индийских языках. До кон­ца 80-х годов она обычно записывала по две песни в день. Лата лауреат множества самых престижных премий. Следует отметить, что в кинематограф при­шло несколько профессиональных танцовщиц ин­дийских классических танцев, чьи танцы на экране стали образцами танцевального искусства. Еще од­ной особенностью индийского блокбастера являет­ся обилие драк, в которых актеры-звезды (и не толь­ко звезды) с достаточной степенью мастерства де­монстрируют умение владеть приемами восточных единоборств. Однако сами драки длятся намного больше, чем в любом другом коммерческом кино, что, очевидно, доставляет особое удовольствие в целом миролюбивым индийцам. В индийском кине­матографе появились и дерущиеся женщины. Так, прекрасная танцовщица в стиле «Бхаратнатьям», одна из звезд первой величины индийского кино Хема Мал или прославилась исполнением роли по­лицейского офицера, лихо расправляющегося с де­сятком нападающих мужчин в фильме «Враги оте­чества» («Деш ке душман»). Во всем этом, несомнен­но, сказывается влияние западного кинематографа и, в первую очередь, Голливуда. Недаром в индий­ском кино применительно к блокбастерам появился свой термин Болливуд (так называют бомбейские ки­нокомпании, снимающие блокбастеры).
Однако было бы неправильным видеть только негативные стороны коммерческого кино. Наряду с чисто развлекательными фильмами было создано немало вполне полноценных лент, совмещающих занимательность с высоким мастерством. К ним мож­но отнести следующие фильмы: «Бобби» Радж Ка­пура, «Слон — мой друг» («Хатхи мера сатхи») Девара, «Пламя» («Шолей») Рамеша Сиппи, «От беды к беде» («Каямат се каямат так») Мансура Кханны, «Истина» («Сатья») Рамгопала Вармы, «Наследство» («Вирасат») Приядаршана и некоторые другие.
Целый ряд удачных фильмов был сделан на ки­ностудиях Южной Индии, фильмы которых наби­рают силу и получают все больше национальных и международных наград.
Нельзя не сказать несколько слов о демонстрации индийских фильмов в СССР, которые до его распада занимали ведущее место среди импортных фильмов. С 1949 г., когда на наших экранах вышел фильм «Дети земли», до 1994 г. было куплено и показано более 250 индийских фильмов, которые имели огромный зри­тельский успех, особенно в бывших республиках со­ветской Средней Азии, и не раз премировались на Московском международном фестивале. Индийские развлекательные фильмы до сих пор регулярно пока­зываются по нашему телевидению. Некоторые индий­ские кинозвезды, особенно Амитабх Баччан, стали кумирами нашей молодежи 80-х годов.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2655 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz