Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 12:55
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Краткий очерк истории Индии - 2
[ ] 19.06.2011, 13:20
Возникновение религий и появление государств
Шестой век до н. э. вошел в историю Индии как век социальной и интеллектуальной зрелости, что проявилось в создании двух религиозных учений: джайнизма, основателем которого явился Маха-вира Вардхмана, и буддизма, связанного с «озаре­нием», которое посетило Сиддхартха Гаутама, ставшего Буддой Шакьямуни, т. е. «получившим озарение мудрецом из рода Шакьев». Обе религии пропагандировали ненасилие по отношению ко всем живым существам, терпение и самодисципли­ну. Эти моральные ценности стали краеугольным камнем индийской этики. Оба этих религиозных учения в довольной сжатый срок стали весьма по­пулярными, особенно среди простолюдинов, чему в немалой степени способствовал разговорный язык, на котором читались проповеди и произно­сились заклинания. Впоследствии буддийские мо­нахи разнесли буддизм далеко за пределы Индии: на Шри-Ланку, в Китай и Японию, в Корею и Юго-Восточную Азию, где он существует и по сей день.
Древние буддийские источники упоминают о существовании в первой половине 6 в. до н. э. 16 государств (махаджанапада), которые находились на территории современных штатов Уттар Прадеш и Бихар, а также в Центральной Индии. Среди этих государств заслуживают упоминания: 1. Каши со столицей в г. Варанаси (Бенарес), которое первона­чально было самым могущественным, но потом попало в зависимость от Кошалы (Косалы); 2. Ко-шала, на территории которого находился г. Айод-хья, где, по преданию, родился богочеловек Рама; 3. Магадха (на территории Южного Бихара), кото­рая в 4-6 вв. до н. э. стала самым могущественным государством этого района Индии.
Заметной вехой в древней истории Индии стал поход Александра Македонского (327 до н. э.). Хотя Александр затронул территорию только само1 западного из 16 упомянутых государств (Гандхар..; и фактически не оказал какого-либо влияния на на ход исторического процесса в Индии, сама встреча двух крупных мировых культур и их последующее взаимодействие имело немаловажное значение для истории Древней Индии.
В время похода Александра в столице Магадхи г. Паталипутра правила династия Нандов, которая сумела подчинить себе достаточно большую тер­риторию, что создало благоприятные условия для дальнейшего объединения Индии под властью ди­настии Маурьев (322-185 до н. э.). Основатель ди­настии Чандрагупта (321-297) при помощи своего советника Чанакьи, или Каутильи, подчинил себе ряд основанных Александром сатрапий и, собрав огромное войско, сверг династию Нандов. Каути-лье приписывают создание «Артхашастры» («На­ука о богатстве»), собрания наставлений по управ­лению государством (последние изыскания полага­ют, что «Артхашастра» была коллективным тру­дом, создававшемся с 4 в. до н. э. по 2 в. н. э.).
Наибольшего расцвета империя Маурьев достиг­ла при императоре Ашоке (273-237), который, при­соединив государство Калинга (современный ш. Орисса), фактически стал правителем всей кон­тинентальной Индии (за исключением крайнего юга). Однако ужасы войны и гибель тысяч людей оказали большое влияние на Ашоку, который стал первым индийским правителем, принявшим буд­дизм и пытавшимся претворить в жизнь теорию и практику ненасилия. Основные цели своей полити­ки были изложены Ашокой в специальных эдиктах, которые обычно выбивались на специальных ка­менных колоннах.
Маурийская экономика была в основном аграр­ной. Государство владело большими фермами, на которых работали рабы и специальные работники. Казна пополнялась за счет земельных налогов, на­логов на торговлю и ремесло.
После смерти Ашоки в 232 империя Маурьев начала приходить в упадок. В 185 до н. э. власть захватила новая династия Шунгов.
В середине 2 в. до н. э. началось вторжение в Индию греко-бактрийцев и ираноязычных сакских племен, что, в конечном итоге, привело к образо­ванию в 1 в. до н. э. огромной Кушанской империи. Набольшего могущества эта империя достигла при Канишке (2 в. н. э.), когда под ее властью оказа­лись Афганистан, Средняя Азия, практически вся Северная и часть Центральной Индии. В границах единой империи были объединены различные на­роды, создавшие общие культурные традиции, свя­завшие империю с государствами Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и Рима, что не могло не оказать влияние на ход последующей истории.
Эпоха династии Гуптов
После падения Кушанской империи наступил длительный период политической нестабильности, который продолжался до 4 в. н. э. Именно в этот период начинает складываться огромная империя Гуптов (320-540), время существования которой индийцы называют «золотым веком» своей исто­рии. Империя Гуптов распространила свою власть почти на всю территорию Индии. В отличие от цен­трализованной системы правления в империи Ма­урьев административное управление при Гуптах было более децентрализовано.
Среди правителей этой династии наиболее изве­стны три императора: Чандрагупта I (320-335), при котором начался подъем империи; Самудрагупта (335-376), который продолжил расширение границ государства, и Чандрагупта П (376-415), при кото­ром империя достигла наивысшего расцвета.
В отличие от Маурьев Гупты были привержен­цами индуизма, который заметно укрепил свои по­зиции.
Империя Гуптов характеризуется также небыва­лым подъемом литературы и науки. Сюда можно отнести работы великого индийского поэта и дра­матурга Калидасы, создавшего шедевры индийской драмы и поэзии, и труды не менеее великого мате­матика Арьябхаты, который рассчитал с огромной степенью точности число «пи» (3,1416) и сделал выдающиеся открытия в области астрономии. В этот же период окончательно сложилась традици­онная система индийской медицины (аюрведа), ко­торая существует и по сей день.
Сравнительно мирный период правления импе­раторов из династии Гуптов был нарушен вторже­нием белых гуннов, что в конце концов привело к падению империи Гуптов. Северная Индия распа­лась на много мелких государств. Началась эпоха политической нестабильности (500-1001), которая окончилась только после прихода мусульман в Индию.
Государства Южной Индии
В отличие от политически нестабильной Север­ной Индии, где возникали и исчезали государство за государством, Южная Индия существовала в относительно стабильной обстановке. Ее практи­чески не затронули джайнизм и буддизм, что по­зволило развиваться и укрепляться индуизму как основной и единственной религии. Южная Индия сохранила традиционные морские связи с другими цивилизациями: с Римом и Египтом, а также с Юго-Восточной Азией. В 52 г. н. э. в Индию прибыл пер­вый христианский проповедник Святой Фома.
Среди правящих династий Южной Индии зас­луживают упоминания династии Чола, Пандья, Чера, Чалукья и Паллавов. Эти государства по­стоянно соперничали между собой. В 540 г. н. э. произошло возвышение династии Чалукьев из Ватапи (Западных Чалукьев), которая просущество­вала до 753 г. С середины 8 в. началось усиление династий Раштракутов и Пратихаров, которые правили в течение 200 лет. На смену этим динас­тиям пришла династия Чалукьев из Венги (Восточ­ных Чалукьев).
Одновременно с династией Чалукьев на юге су­ществовала династия Паллавов, которая в 642 г. сокрушила Чалукьев и стала господствующей си­лой не только в Южной Индии, но и распростра­нила свое влияние и на Шри-Ланку. Паллавы были разбиты правителями из династии Раштракутов. Окончательно власть Паллавов была уничтожена (примерно к середине 9 в.) правителем из династии Чола. Чолы завоевали почти всю территорию со­временного ш. Тамилнаду и прочно воцарились на Шри-Ланке, положив начало истории шриланкийских тамилов. Могущество Чолов достигло наи­большего расцвета к середине 11 в.
Государство Черов (на территории современно­го ш. Керала) стало первым прибежищем для араб­ских торговцев, которые, используя попутные мус-сонные ветры, нашли кратчайший путь к берегам Индии.
Государство Пандьев в течение трех столетий было подчинено Чолам. Когда Чолы утратили свое могущество, правители из династии Пандья восста­новили свою власть (1190). Власть Пандьев достиг­ла зенита во второй половине 13 в. В конце 13 в. государство Пандьев посетил итальянский путеше­ственник Марко Поло, оставивший интересные за­метки о политическом, социальном и экономичес­ком положении страны. Государство Пандьев, по­грязшее в войне за престол, было завоевано мусуль­манским полководцем Маликом Кафуром.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2105 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz